«Зауральское качество» требует господдержки

Аграрии готовят поправки в законы в условиях ВТО

Аграрии Курганской области решили активно продвигать на рынках товары с брендом «Зауральское качество», рассчитывая на господдержку отрасли в производстве экологически чистых продуктов. Сегодня, 16 мая, эта тема стала главной на выездном заседании комитета Курганской областной думы по аграрной политике и природным ресурсам в агрофирме «Боровская». Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».

Аграрии Курганской области решили активно продвигать на рынках товары с брендом «Зауральское качество», рассчитывая на господдержку отрасли в производстве экологически чистых продуктов. Сегодня, 16 мая, эта тема стала главной на выездном заседании комитета Курганской областной думы по аграрной политике и природным ресурсам в агрофирме «Боровская». Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».

Шесть лет назад в Зауралье приняли закон «Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в Курганской области». Сегодня депутаты зауральского парламента на примере агрофирмы «Боровская» в пригороде Кургана убедились, как работает этот закон, и поняли, что необходимо менять для поддержки производителей в условиях вступления России в ВТО.

Знакомство депутатов с производством крупнейшего в Зауралье производителя («Боровская» производит 52 % мяса в регионе – свыше 8 тыс. тонн) прошло в режиме санитарного барьера: бахилы, шапочки, накидки, спецсредства для защиты птицы от инфекции.

Депутаты осмотрели все цеха предприятия

Как отметил генеральный директор агрофирмы Сергей Спирин, предприятие сегодня переживает период реконструкции – помещения, рассчитанные на производство 3,5 тыс. тонн мяса в год, уже не выдерживают интенсивного наращивания объемов, достигнутых за последние годы. Уже к концу текущего года здесь планируют построить и оснастить импортным голландским оборудованием новый убойный цех производительностью 5 тыс. птиц в час. Фирма имеет отдельное хозяйство «Миллениум» в Шадринском районе, где производятся корма для бройлеров, сеть магазинов для реализации своей продукции.

Годовой оборот фирмы составляет 8 тысяч тонн мяса птицы

Лучшими годами для развития Сергей Спирин назвал 2006–2011-е, когда отрасль резко увеличила объемы и обеспечила на 90 % потребность россиян в птичьем мясе. Но с 2012 года начались проблемы. «Корма в 2012 году подорожали на 50 %, себестоимость мяса выросла до 75 рублей за 1 кг, а цена реализации на рынке – 65 рублей. Рентабельность резко упала: если до 2005 года она была 17,5 %, то в 2012 году – 1,3 %. Прогноз на 2013 год – минус 9,6 %, – отметил Сергей Спирин. – И нас спасает собственная сеть реализации в регионе. В других областях – соседях ситуация хуже: фирма «Равис» закончила первый квартал этого года с убытком в 100 млн рублей, убытки «Уральского бройлера» – 150 млн рублей».


Склады фирмы забиты продукцией

По оценке Сергея Спирина, при вступлении в ВТО, создании Таможенного союза федеральные власти не просчитали влияния новой ситуации на АПК, и дотации на развитие агропрома, предусмотренные правилами ВТО, используются далеко не полностью. «Вместо разрешенного объема дотаций АПК в 9 млрд долларов США пока фактически есть 4,5 млрд. Сегодня налицо спад спроса на нашу продукцию. Склады забиты, и это нас очень тревожит. Мы готовы модернизировать производство, как уже сделали наши соседи, но у нас разные условия. В соседних областях есть прямая поддержка в сотни миллионов рублей и косвенная. В Курганской области нет такой возможности. И одни мы не справимся», – резюмировал Сергей Спирин.

Фирма производит 52 % мяса в регионе

Он тут же передал спикеру областной думы Владимиру Хабарову ряд предложений. Птицеводы считают, что область может с 2014 года включиться в федеральную программу по развитию птицеводства на условиях софинансирования. Дотации на производство кормов и закупку оборудования тоже необходимы. Сегодня фирма с оборотом в 760 млн рублей в год, платящая более 50 млн рублей налогов в год и имеющая более 100 контрагентов по всей стране, вправе рассчитывать на поддержку властей.

«Формы такой поддержки еще предстоит разработать, – отметил Владимир Хабаров, – но то, что помощь нужна, – это действительно так, и она будет оказана».

Председатель комитета областной думы по аграрной политике и природным ресурсам Владимир Остапенко и спикер думы Владимир Хабаров

Особый разговор – о качестве продукции. «Боровская» поставляет на рынок 200 видов продуктов из птичьего мяса. Все они по праву помечены знаком «Зауральское качество», давно признаны зауральцами. Но попытка выйти с этими продуктами в федеральные торговые сети, в соседние регионы пока безуспешна. «Только магазины «Метрополис» в Зауралье охотно берут окорочка и котлеты «Боровской», – отметил председатель обкома профсоюза АПК Алексей Шерстобитов. – «Магнит» и другие упорно сопротивляются». По его мнению, надо твердо потребовать от сетевиков лояльного отношения к местной продукции высокого качества.

«Надо вести активную пропаганду бренда «Зауральское качество» в соседних регионах, ведь, по моему мнению, его популяризация, например, в Челябинской области явно недостаточна», – заявил депутат Александр Лепихин. – Реклама – это главный способ познакомить потребителей с качественным продуктом из Зауралья. Но пока этого нет. А в этом должны участвовать все производители продукции с этим знаком».

Депутат Александр Лепихин

Александра Лепихина поддержал председатель комитета областной думы по аграрной политике и природным ресурсам Владимир Остапенко, заметив, что «конкуренция – это всегда борьба, и настойчивая, даже агрессивная реклама бренда «Зауральское качество» необходима».

Как отметил начальник отдела начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Виктор Литвак, работа про продвижению бренда «Зауральское качество» стала одной из главных задач комиссии по вопросам безопасности и качества пищевых продуктов, которая работает с 2008 года. За это время она рассмотрела около 100 вопросов. Комиссия, по словам Виктора Литвака, фиксирует снижение числа предприятий, желающих маркировать продукты знаком «Зауральское качество». Сегодня таких предприятий 22, они поставляют на рынок 546 наименований продуктов.

Куриные котлеты со знаком «Зауральское качество»

Вывод один – нужны новые стимулы для производителей. Часть из них уже применяется, отметил исполнительный директор общественной организации «Клуб «Зауральское качество» Родион Вяткин: «По настоянию клуба теперь для тех производителей, кто не имеет нареканий, право маркировки продлевается на год, не надо ежегодно заново представлять документы для этого, затраты сокращаются».

Как показывает практика, по словам участника заседания, при выборе продуктов все же потребители зачастую делают выбор в пользу более дешевых, но не очень качественных. Это признал и Сергей Спирин, а Владимир Остапенко напомнил, что процесс внедрения на рынок продукта – процесс нескорый, требует терпения и упорства. «Принятый 6 лет назад закон работает, но он нуждается в корректировке в связи с новыми экономическими условиями. Именно в этом наша задача, и все проблемы, поднятые сегодня, мы будем решать вместе», – заключил он.

Сегодня же члены комитета одобрили поправки в закон Курганской области «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Курганской области», который подготовлен ко второму чтению.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров