Почему Нижневартовск круче Екатеринбурга. «УралПолит.Ru» составил рейтинг самых комфортных для жизни городов Урала

Мы искали ответ на вопрос, где удобнее жить – в небольшом городе или мегаполисе

Одним из факторов, тормозящих развитие российской экономики, традиционно называют низкую мобильность населения. Россияне не привыкли следить за рынком труда и условиями жизни в соседних городах, чаще всего задумываясь только о иерархических схемах переезда, когда наиболее активные граждане отправляются из небольших городов в областные центры, а оттуда – в Москву или Санкт-Петербург. П

Одним из факторов, тормозящих развитие российской экономики, традиционно называют низкую мобильность населения. Россияне не привыкли следить за рынком труда и условиями жизни в соседних городах, чаще всего задумываясь только о иерархических схемах переезда, когда наиболее активные граждане отправляются из небольших городов в областные центры, а оттуда – в Москву или Санкт-Петербург. При этом переполненные квартиры и биржи труда в региональных и федеральных столицах на самом деле практически выровняли ситуацию и далеко не всегда переезд оборачивается повышением качества жизни. В то же время, возможно, в человеке, решившемся покинуть родной город, нуждались соседи, но этот факт внутренним мигрантом остался незамеченным.

«УралПолит.Ru» представляет рейтинг комфортности жизни в городах УрФО и Пермского края, который, возможно, даст ответ на вопросы – действительно ли в крупных городах средний человек чувствует себя лучше, чем в небольших, какие из уральских городов с населением более 100 тысяч человек на данный момент предоставляют больше возможностей, а в каких уровень жизни оправдывает желание оттуда уехать.

Суммарный рейтинг составлен по таким показателям, как доступность жилья, положение на рынке труда, развитие транспортной и торгово-развлекательной инфраструктуры, обеспеченность детскими садами и климат. На двух первых остановимся поподробнее и приведем отдельные таблицы.

Доступность жилья мы оценили, разделив среднюю стоимость квадратного метра в новостройке на размер среднего оклада. Таким образом мы получили время, которое необходимо работающему человеку, чтобы заработать на жилплощадь определенного размера. Возглавили эту таблицу Березники (Пермский край) – квартиры там довольно дешевы, также хорошо обстоят дела с соотношением достатка и стоимости жилья в Ноябрьске (ЯНАО) и Златоусте (Челябинская область). А вот новостройки в быстро растущем Екатеринбурге, похоже, переоценены и в основном рассчитаны на тех покупателей, которые вырвались из средней социальной прослойки.



Жителям Березников гораздо легче накопить на квартиру


Сколько должен работать горожанин (и не тратить свою заработную плату ни на что), чтобы купить квартиру в новостройке площадью 50 кв. м

Березники                                        

4 года 1 месяц

Ноябрьск

4 года 2 месяца

Златоуст

4 года 3 месяцев

Миасс

4 года 8 месяцев

Магнитогорск

4 года 10 месяцев

Нижний Тагил

5 лет 1 месяц

Нижневартовск

5 лет 2 месяца

Нефтеюганск

5 лет 4 месяца

Первоуральск

5 лет 7 месяцев

Челябинск

5 лет 10 месяцев

Копейск

6 лет

Сургут

6 лет 7 месяцев

Каменск-Уральский

6 лет 9 месяцев

Тюмень

7 лет 1 месяц

Курган

7 лет 3 месяца

Пермь

7 лет 4 месяца

Новый Уренгой

7 лет 6 месяцев

Екатеринбург

7 лет 7 месяцев

Тобольск

7 лет 8 месяцев


Главные два показателя состояния рынка труда – это размер заработной платы и количество безработных. Если попытаться свести эти цифры в одну – нужно делить первую на вторую (понятно, что чем больше оклад, тем лучше, а чем больше процент нетрудоустроенного населения – наоборот). Какой же смысл получится у этого частного? Предположим, что работающий человек оставляет какую-то сумму, например, 1 % от своих доходов на черный день. Также предположим, что безработица затрагивает всех по очереди и каждый оказывается уволенным столько дней в году, сколько соответствует ситуации в родном городе. Например, если безработица в городе составляет 2 %, будем считать, что наш условный гражданин оказывается без работы пять дней (2 % от 250 рабочих дней), и в этот период он и тратит свою «заначку». Таким образом мы увидим размер обеспеченности среднестатистического работника во время черной полосы его жизни.

Высокие северные ставки, а главное – минимальная безработица вывели в лидеры по этому показателю Сургут (ХМАО-Югра). «Заначка» жителя северной столицы в нашем мысленном эксперименте по сравнению с запасами жителей Каменска-Уральского (Свердловская область) оказалась толще в 40 раз.


В Сургуте низкая безработица и высокий уровень оплаты труда

Количество денег на черный день (сколько сможет потратить средний горожанин в те дни, в которые он останется без работы, если всегда откладывал на черный день 1 % зарплаты)

Сургут                                        

12 000

Нижневартовск

9402

Нефтеюганск

3007

Тюмень

2997

Новый Уренгой

2268

Ноябрьск

2200

Челябинск

1726

Пермь

1557

Тобольск

1526

Нижний Тагил

1394

Екатеринбург

1292

Березники

1253

Магнитогорск

986

Копейск

965

Первоуральск

713

Курган

606

Златоуст

600

Миасс

500

Каменск-Уральский

331


Для общей таблицы мы переводили все цифры в оценки – половина факторов, которую можно назвать основной, рассматривалась по десятибалльной шкале, еще три – по семибалльной. Про первые два столбца оценок мы рассказали выше, рассмотрим оставшиеся показатели. Оценка транспортной инфраструктуры зависела от размера парка общественного транспорта в пересчете на душу населения. Города, являющиеся железнодорожными узлами и обладающие крупными аэропортами, также получили бонус. Развитая сеть городского транспорта и значительное количество авиарейсов в другие города вывели в лидеры Екатеринбург. В столице Свердловской области функционирует единственное на Урале метро, на дорогах работают 251 троллейбус (чуть больше – в Челябинске), 520 муниципальных автобусов (в Перми – более 700), и рекордные для Урала 458 трамваев и 1500 коммерческих автобусов. Гости Екатеринбурга удивляются, в частности, тому, насколько поздно заканчивает свою работу общественный транспорт. Также неудивительна высокая оценка Перми – города, в котором, согласно субъективному мнению автора материала (для расчетов значения не имевшего), общественный транспорт работает практически образцово.

Примерно таким же образом мы получили оценку развития торгово-развлекательной инфраструктуры (в таблице для краткости она обозначена словом «досуг»). Мы посчитали количество ТРЦ, ресторанов и кинотеатров и поделили на количество жителей. Оказалось, что наиболее насыщен этот сектор в Тобольске, а в Ноябрьске, Нефтеюганске и Березниках есть перспектива строительства новых объектов подобного плана.

Конечно, самые крупные торговые центры и современные кинотеатры можно найти в городах-миллионерах, но тот факт, что в некоторых небольших городах соотношение количества объектов досуга и количества жителей выше (так, в Тобольске, в котором живет в 14 раз меньше людей, чем в Екатеринбурге, торговых центров меньше всего в 4,5 раза), показывает, что до насыщения «досуговыми» площадями миллионникам далеко и в столицах возведение новых ТРЦ еще будет продолжаться.

Обеспеченность детскими садами – один из самых обсуждаемых социальных показателей. Согласно планам правительства РФ, дефицит мест в дошкольных учреждениях должен исчезнуть к 2016 году. Мы надеемся, что к этому времени можно будет этот столбик в нашей таблице заменить чем-то другим, например, состоянием дорог, но пока этот фактор существенно влияет на общее положение городов в таблице и демонстрирует не только приспособленность города к планированию семьи, но и способность чиновников реагировать на задачи, которые ставит федеральная власть.

Данные об обеспеченности детей дошкольного возраста детскими садами мы брали из заявлений официальных лиц, отчитывавшихся перед вышестоящей властью или журналистами. Иногда эти цифры подвергают критике – так, процент обеспеченности можно «подогнать» за счет уплотнения мест в детских садах. Но мы посчитали, что уж лучше место в переполненном садике, чем вообще никакого, и пренебрегли этой критикой.

Климат, к сожалению, является фактором, не зависящим от действий властей, бизнеса и самих горожан, но и игнорировать его полностью нельзя. Впрочем, максимальная оценка в этой графе 4 – и существенно климатические различия на наш рейтинг не повлияли.

Нижневартовск получил наиболее высокие оценки в нашем рейтинге


город

жилье

работа

транспорт

досуг

детсады

климат

итого

Нижневартовск                    

7

10

7

5

6

2

37

Челябинск

7

6

7

4

7

4

35

Магнитогорск

9

6

5

4

7

4

35

Тюмень

5

8

6

5

6

3

33

Пермь

5

6

8

4

6

3

32

Копейск

7

6

5

4

6

4

32

Березники

10

6

6

2

5

3

32

Миасс

9

5

4

3

7

4

31

Тобольcк

4

6

5

7

6

3

31

Екатеринбург

4

6

9

4

5

3

31

Златоуст

10

5

5

3

4

4

31

Сургут

6

10

2

5

5

2

30

Нижний Тагил

8

6

6

3

3

3

29

Курган

5

5

6

3

4

4

27

Ноябрьск

10

7

3

1

4

1

26

Первоуральск

8

5

4

3

2

3

25

Нефтеюганск

8

8

2

1

3

2

24

Каменск-Уральский

6

4

3

2

4

3

22

Новый Уренгой

4

7

3

2

4

1

21


Таким образом, «ФедералПресс» объявляет Нижневартовск самым комфортным городом УрФО. Максимальную оценку город получил только по одному показателю – состоянию рынка труда, что уже очень значимо, но главное, что ни в одной графе Нижневартовск не опускался низко. Можно с уверенностью сказать, что город развивается равномерно и ухудшение условий жизни вартовчанам не грозит.

Обращает на себя внимание низкое относительно других крупных городов место Екатеринбурга. Статус столицы региона привлекает в город достаточное количество активно настроенных людей, здесь остаются многие выпускники вузов, приехавшие за образованием из малых городов, но наличие возможностей для карьерного и профессионального роста играет с ситуацией в городе злую шутку. Относительно небольшое количество рабочих мест для квалифицированных рабочих не позволяет существенно подняться такому показателю, как средняя заработная плата. В то же время, например, застройщики ориентируются на платежеспособную часть населения и не видят причин понижать стоимость новых квартир. Высоки цены в екатеринбургских ресторанах и большинстве магазинов, также ориентирующихся на удачливую прослойку населения. Одной только транспортной инфраструктуры для нашего рейтинга оказалось мало, и низкие оценки в графах «доступность жилья» и «ситуация на рынке труда» не позволили крупнейшему городу Урала соревноваться за призовые места. Отметим, что высокие цены на недвижимость косвенно влияют и на другие показатели – развитие торгово-развлекательной инфраструктуры и обеспеченность детскими садами.

С другой стороны, позиции Челябинска и Перми могли бы оказаться не столь высокими, если бы в рейтинге учитывался экологический фактор. Оба эти города заняли очень низкие места в недавно опубликованном рейтинге городов России, составленном Министерством природопользования. К сожалению, официальное исследование принимало в расчет только столицы субъектов Федерации, и данных, позволяющих объективно сравнить с ними города областного подчинения, похоже, не существует, что и стало причиной удаления этого фактора из нашего рейтинга.

Какой можно сделать вывод из нашей таблицы? В первую очередь, не стоит бояться переезда в небольшой город, если вы уверены в получении там работы. В городах-миллионерах инфраструктура кажется более развитой, но, как показывает исследование, только в абсолютном счислении. У жителей не столь крупных городов меньше выбора, в какой ТРЦ пойти, но зато меньше шансов попасть в переполненный торговый зал или в длинную очередь. В мегаполисах больше вакансий, которые позволят амбициозным и талантливым людям почувствовать себя «хозяевами жизни», но оказывается, что честно работающий профессионал может рассчитывать на больший доход именно в городах, чья экономика построена вокруг заводов, а не офисных зданий. Разве что опасения вызывают перспективы жизни в моногородах – любая проблема на крупнейшем предприятии резко меняет положение в социальной сфере города.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Версия для печати:

Новости партнеров