«Бежать надо, только неизвестно куда». Что изменилось за год на «голодающих» предприятиях

Рабочие самых кризисных заводов Свердловской области рассказали о жизни после протестной осени-2012

«Горячее» начало прошлой осени надолго запомнится уральцам. Год назад в это же время в нескольких городах Свердловской области вспыхнули акции протеста. Рабочие промышленных предприятий устраивали митинги, голодовки, забастовки. Причинами недовольства стали массовые сокращения, угроза закрытия производств, невыплата заработной платы.

«Горячее» начало прошлой осени надолго запомнится уральцам. Год назад в это же время в нескольких городах Свердловской области вспыхнули акции протеста. Рабочие промышленных предприятий устраивали митинги, голодовки, забастовки. Причинами недовольства стали массовые сокращения, угроза закрытия производств, невыплата заработной платы. В то время как региональные власти пытались спасти одно предприятие, по цепной реакции протесты начинались уже на других. На первый взгляд кажется, что сегодня ситуация изменилась кардинально: никто не голодает, правительство региона опубликовало список проблемных предприятий для презентации их потенциальным инвесторам, большая часть задолженности по зарплате рабочим погашена. Однако «УралПолит.Ru» решил лично узнать у заводчан, насколько за год поменялись их настроения и чего удалось добиться голодовками и митингами.

Первые дни сентября-2012 изменили судьбу тысяч заводчан в Свердловской области. Хотя на тот момент об экономическом кризисе в стране не шло и речи, в регионе один за другим начали заявлять о своих проблемах промышленные предприятия. Первые звоночки прозвенели еще летом, когда была объявлена голодовка на Верхнесинячихинском металлургическом заводе – филиале ООО «Нигмас». Рабочие обанкротившегося предприятия требовали выплатить долги по заработной плате. Акцию удалось предотвратить в течение недели. Власти добились выплат для всех, кто голодал. Однако акция стала примером для тех, кто оказался в похожей ситуации.

Напомним, массовые акции протеста одна за другой в разных уголках области начались 2 сентября. В этот день было организовано два митинга на Богословском алюминиевом заводе в Краснотурьинске против сокращений и закрытия производства. На следующий день начинается голодовка на заводе «Автомобили и моторы Урала» в Новоуральске – за зарплату, которую не выдавали с осени 2011 года. В этот же вечер отказались выходить из забоя работники шахты «Красная шапочка» Североуральского бокситового рудника. А на утро заявили о начале новой голодовки сотрудники Верхнесинячихинского металлургического завода – им не выплатили выходные пособия.

Погасить недовольство голодающих, которые могли пострадать в результате акций, окончательно удалось только к середине октября. На предприятиях ОК «Русал» – БАЗе и СУБРе – митинг и забастовка принесли результаты практически сразу. На Богословском алюминиевом заводе 16 сентября подписано трехстороннее соглашение (между профсоюзом, ОК «Русал» и правительством Свердловской области в присутствии министра экономического развития РФ), ради которого в уральский город приехал даже глава компании. Забастовку на СУБРе, которая в итоге была названа трудовым конфликтом, удалось прекратить буквально через несколько дней.

Еще несколько месяцев лихорадило и другие предприятия региона, которые также начали заявлять о своих намерениях начать голодовку, в частности, Режевской механический завод и лесопромышленный комбинат в Лобве, но властям удалось вовремя смягчить протестный настрой.

Сейчас ряд предприятий, которые заявили о себе прошлой осенью, находятся в той или иной стадии банкротства. В частности, речь идет о ВСМЗ, АМУРе, Лобвинском ЛПК и РМЗ. В арбитражном суде подробные разъяснения дать не смогли, телефон пресс-секретаря весь день не отвечал.

«УралПолит.Ru» удалось связаться с бывшими и действующими сотрудниками некоторых предприятий, которые оказывались в новостной повестке прошлой осенью. Несмотря на то что год назад, казалось бы, протестный настрой удалось успокоить, проблемы до сих пор остаются.

Например, на Богословском алюминиевом заводе, разговоры о закрытии которого начали появляться вновь в середине лета. Спустя год профсоюзы предприятия готовятся вновь выйти на митинг за сохранение производства. Он состоится 14 сентября. О том, что на предприятии изменилось за последний год, «УралПолит.Ru» рассказал председатель профсоюза электролизного производства Сергей Липовский.

«Мы, конечно, не предпринимали инициатив по поводу голодовок, но добились заключения трехстороннего соглашения. Не будем бить себя кулаком в грудь, но в этом есть большая заслуга нашего профсоюза. За этот год больших благ на нас не свалилось. Шестая серия работает, первая площадка (первый – четвертый корпуса) полностью отключена. В субботу, 14 сентября, в 10 часов мы организуем траурное шествие от Дворца культуры металлургов до площади, где состоится митинг», – рассказывает Липовский.

Экс-сотрудник ВСМЗ – филиала ООО «Нигмас», который голодал за зарплату, рассказал о том, что достойной работы с зарплатой, которая бы была соразмерна той, что заводчане получали на ВСМЗ, найти никому не удалось. Благодаря металлургическому заводу раньше жила вся Верхняя Синячиха. Теперь лучшим специалистам предприятия приходится подрабатывать неофициально, чтобы получать хоть какие-то деньги.

«Ничего не изменилось, завод стоит. По слухам, ничего там и не будет. Люди ушли кто куда. Не знаю, может, там все растащили, разворовали завод. Точно утверждать не буду. Если он простоит без работы еще несколько лет, то на этом месте проще будет построить новое предприятие. Конечно, люди рады были бы вернуться, кто-то ведь там всю жизнь отработал. Деньги мы, конечно, получили, все до копейки, – голодовки не прошли даром. А завод теперь никому не нужен, там надо делать капитальный ремонт, вкладывать в него много денег. Из бывших работников сейчас кто-то халтурит, кто-то ушел на другие предприятия, все работают за более низкую зарплату. Лучше бы на метзаводе работали. Разумеется, вся эта ситуация сказалась и на самом поселке», – сообщил Андрей Жуков, бывший работник ВСМЗ.

А вот на Лобвинском ЛПК до сих пор рабочие не могут получить все деньги. После банктротства последнего более или менее крупного предприятия работать в поселке стало негде. Об этом рассказала Ольга Никулина, бывшая сотрудница Лобвинского лесокомбината.

«Общую задолженность нам еще не выплатили – долг 5 млн рублей. Нам ничего не озвучивается. Насколько я знаю, сейчас возле завода разбирают подъездные железнодорожные пути. Люди переживают, что заводы стоят. Тем не менее поселок живет. В Лобве не осталось больших заводов, поэтому все ездят работать на другие предприятия, в другие города. Почти все получают зарплату примерно в 7 тысяч рублей – это минимальный размер оплаты труда, ниже прожиточного минимума. Бежать надо, только неизвесто куда. Четыреста человек еще не получили деньги. Должна была быть выплата в конце августа, но пока деньги не пришли. Люди хотят работать в поселке, пусть даже будет другое производство, пусть небольшое, мы все равно будем рады. Сейчас у всех, кто был сокращен с предприятия, кончилась платная безработица, а для того чтобы устроиться на новую работу, надо проходить медосмотр, ехать в другой город, решать там вопрос с жильем и еще как-то отработать месяц до первой зарплаты. Спокойствия у нас не стало, появилась только разобщенность, каждый теперь за себя», – поделилась Ольга Никулина.

К сожалению, сегодня нам не удалось дозвониться до сотрудников, которые держали голодовку на еще одном проблемном предприятии – новоуральском АМУРе. Но судя по тому, какая информация приходит из города, ситуация на предприятии нерадостная.

Напомним, в прошлом году правительство Свердловской области назвало 14 проблемных предприятий. По данным управления пресс-службы регионального правительства, в настоящее время значительно улучшилась экономическая ситуация в ОАО «Верхнетуринский машиностроительный завод» (ВТМЗ, входит в госхолдинг «Ростех»), которое специализируется на выпуске боеприпасов. В результате взаимодействия властей Свердловской области с холдингом «Ростех» и после неоднократного обращения губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева к заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Рогозину государство обратило внимание на деятельность этого завода. Загрузка предприятия была обеспечена за счет гособоронзаказа. Планируется, что по итогам 2013 года объем производства продукции ВТМЗ вырастет более чем в 2 раза по сравнению с объемами прошлого года.

Получается, что проблемы на большей части заводов, где всю прошлую осень протестовали рабочие, сохранились. И если на тех предприятиях, которые продолжают работать, сотрудники еще пытаются что-то сохранить и спасти, то заводы, которые простаивают, кроме бывших работников, оказались никому не нужны, и шансов на их возрождение не так много. Примечательно, что, несмотря на ситуацию, рисковавшие здоровьем из-за недобросовестных собственников жители уральских городов по-прежнему желают работать и мечтают о том, что когда-нибудь родной завод станет, как раньше, стабильно развивающимся предприятием.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров