На карте Челябинской области появилась горячая точка. «Вряд ли кто возьмется спасать ЗМЗ»

Южноуральские власти готовятся поднять вопрос о выводе предприятия из кризиса на федеральном уровне

Челябинские власти озадачились спасением градообразующего предприятия – металлургического завода в Златоусте. С целью сохранения производства по выпуску спецстали на региональном уровне создан специальный штаб, который возглавил заместитель председателя областного правительства Иван Феклин. Ни региональные, ни муниципальные власти пока не могут представить последствия, с которыми им придется столкнуться, если завод все же будет остановлен.

Челябинские власти озадачились спасением градообразующего предприятия – металлургического завода в Златоусте. С целью сохранения производства по выпуску спецстали на региональном уровне создан специальный штаб, который возглавил заместитель председателя областного правительства Иван Феклин. Ни региональные, ни муниципальные власти пока не могут представить последствия, с которыми им придется столкнуться, если завод все же будет остановлен. При этом аналитики предполагают, что передать новому инвестору предприятие будет сложно из-за высокой долговой нагрузки и износа оборудования. По мнению и властей, и аналитиков, наиболее оптимальный вариант в текущей ситуации – не закрывать завод, а оздоровить его при помощи банкротства. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Ситуацию на Златоустовском металлургическом заводе взял под личный контроль губернатор Челябинской области Михаил Юревич. По его решению в регионе создан штаб по спасению предприятия. Возглавлять созданный орган будет вице-премьер Иван Феклин, который курирует в области промышленность. После того, как план по выводу ЗМЗ из кризиса будет готов, глава региона планирует выйти с ним на уровень руководства страны.

По словам Михаила Юревича, завод ждет процедура банкротства. «Сложность заключается в том, что разное оборудование завода принадлежит разным собственникам. По моему мнению, необходимо объединить всю хозяйственную деятельность, чтобы провести комплексную процедуру банкротства. Тогда уже можно будет искать нового стратегического инвестора для ЗМЗ», – пояснил губернатор.

По его словам, процедуру финансового оздоровления можно было бы пройти уже через 2–3 месяца, если бы долги не были такими огромными. Для Златоуста, где ЗМЗ является фактически градообразующим предприятием, это означает массовые увольнения без возможности быстро найти работу. «Но не будем драматизировать. Я буду лично контролировать ситуацию в Златоусте. У ЗМЗ имеется собственный рынок сбыта, а сам завод производит уникальную для России продукцию – спецстали. Для жителей города перспектива массовых увольнений на ЗМЗ – это катастрофа. Главная задача – этого не допустить. ЗМЗ сейчас самая болевая точка на карте региона», – признался губернатор.

Проблемы на Златоустовском металлургическом заводе начали появляться еще в конце девяностых, после того как на предприятии стали часто сменяться собственники и сокращаться коллектив. За несколько лет штат сократился почти в два раза. В начале 2000-х завод вошел в группу «Эстар», подконтрольную Вадиму Варшавскому. На фоне экономического кризиса в 2009 году группа столкнулась с финансовыми трудностями, что впоследствии положило начало процедуре банкротства. На самом Златоустовском заводе увеличилось количество заемных средств, по некоторым данным, до 15–17 млрд рублей. В том же 2009 году ЗМЗ подписал стратегическое соглашение с компанией «Мечел» Игоря Зюзина. В результате между ЗМЗ и некоторыми предприятиями, входящими в группу «Мечел», были заключены договоры поставки.

Во время работы под управлением «Мечела» завод стал убыточным. Как ранее сообщал «УралПолит.Ru», в минувшую пятницу стало известно, что предприятие вовсе готовится к закрытию. Уже остановлен сталеплавильный цех. Работники ЗМЗ, недовольные приостановкой производства, возможными сокращениями и тяжелым финансовым положением завода, намерены выйти на митинг 1 ноября. Ожидается, что полностью ЗМЗ будет остановлен к концу месяца.

В компании «Мечел» и на самом метзаводе предпочитают не разглашать подробности взаимоотношений. В пресс-службе компании Зюзина сообщили, что ОАО «Мечел» не управляет ЗМЗ и в группу компании предприятие не входит. «Вопросы, касающиеся работы цехов, кадровых перестановок, производственных показателей и т. д., находятся в компетенции акционеров ЗМЗ, к числу которых «Мечел» не относится», – пояснили в компании.

На предприятии не стали комментировать высланный на почту пресс-службы запрос корреспондента. Телефон пресс-секретаря Любови Чемодановой с пятницы не отвечает.

Муниципальные власти пока не решаются прогнозировать последствия остановки градообразующего предприятия и больше склонны надеяться на силы областного руководства. В пятницу глава города выехал на совещание в правительство Челябинской области, следующая встреча состоится во вторник, 15 октября.

«Я пока не готов говорить о социально-экономических последствиях приостановки цехов. Несомненно, они будут, но какие именно, пока оценить сложно. Уведомлений о сокращении численности рабочих от службы занятости мы не получали. Создана рабочая группа. У председателя правительства Сергея Комякова завтра состоится совещание, после него ситуация прояснится, будут конкретные выводы по заводу. Мы этим вопросом занимаемся», – заявил глава Златоуста Вячеслав Жилин.

По словам депутата Златоустовской городской думы, вальцовщика ЗМЗ Александра Негребецких, в коллективе уже начались волнения. «Ситуация на заводе сложная. Некоторые люди уже уволились с завода. Сказали, что поедут работать в Челябинск, там они нужны. Что мы будем делать, когда все специалисты разъедутся? Каждый месяц у нас сокращали по 40–45 человек, за три года численность упала с 9 до 4,2 тысячи человек. Вторую турбину уже отключили, первую собираются останавливать, кислородка тоже закроется. Все эти люди останутся без работы, – сетует сотрудник ЗМЗ. – В сентябре зарплата у рабочих упала в среднем на 2–5 тысяч, что для нашего города деньги существенные».

По его словам, в существующей ситуации нужно отдать должное губернатору области, который быстро отреагировал и включился в работу.

Эксперты считают, что для «Мечела» Златоустовский металлургический завод – невыгодный актив, учитывая, что долгами загружены оба. Поэтому компания вряд ли в будущем сможет взять его в свою группу.

«Мечел» сейчас проводит собственную программу финансового оздоровления и продает непрофильные активы, и в таких условиях принимать завод, который также довольно сильно нагружен долгами, было бы неправильно с точки зрения как акционеров «Мечела», так и самого завода, который нуждается в финансовом оздоровлении и модернизации, то есть в инвестициях. Напомню, «Мечел» уже сократил размеры инвестпрограммы на 2014 год, оставив там только обязательные затраты, необходимые для поддержания текущих мощностей. При существующей конъюнктуре рынка стали и сталепродукции вряд ли кто-то из крупных игроков возьмется самостоятельно спасать завод; вероятнее всего, региону придется оказывать поддержку и брать часть рисков на себя», – предполагает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Он также считает, что банкротство – наиболее вероятный сценарий оздоровления ЗМЗ. После расчета с кредиторами и вывода предприятия на уровень безубыточности власти смогут его продать либо привлечь инвестора из числа крупных игроков рынка, который в состоянии взять на себя капитальные затраты по модернизации завода, но вряд ли при текущей конъюнктуре это будет «Мечел».

Старший аналитик «Альпари» Анна Борова вовсе считает, что соглашение «Мечела» и ЗМЗ в 2009 году было ошибкой и недочетом в бизнес-плане компании Игоря Зюзина, поскольку предприятие сложно было вывести на прежние обороты продукции, так как оборудование оказалось изношенным. Заменить его было не так просто – из-за принадлежности его разным собственникам. Тем не менее полная остановка ЗМЗ, по ее словам, станет большой потерей для экономики Челябинской области.

«Бизнес-проект попросту не сработал. ЗМЗ может быть интересен инвесторам: он уникален в плане выпуска спецстали, кроме того, его поддерживает правительство Челябинской области. У предприятия есть собственный рынок сбыта, что немаловажно. Однако для того, чтобы презентовать потенциально новое инвестиционное предложение, ЗМЗ должен провести процедуру банкротства, а это потребует полного объединения всех хозяйственных объектов. Иными словами, процесс предстоит длительный и непростой. В том случае, если ЗМЗ будет вынужден полностью закрыться, Челябинская область потеряет один из основных стратегически важных объектов, будут утрачены уникальные технологии выплавки стали. Для российского металлургического сектора в целом это не слишком позитивное событие. Для «Мечела» ЗМЗ оказался тяжел с инвестиционной точки зрения, так как нужно было обслуживать и погашать взятые ранее кредиты, одновременно решая вопрос с износом оборудования и прочими операционными издержками. Возможно, стоило продать часть активов ЗМЗ, чтобы сократить долговое время, и изменить структуру производства, сосредоточившись на нескольких основных продуктах. Тогда, вероятно, показатели предприятия имели бы шанс быть позитивными», – считает финансовый эксперт.

Фото с сайта губернатора Челябинской области 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров