Сокращения на ЧТЗ: эксперты призывают не драматизировать ситуацию

Но сначала Уралвагонзавод уволит нынешнего руководителя тракторного завода

ЧТЗ – на пороге масштабных реформ. В январе будет сокращено до 1700 тракторостроителей, или 17 % от штатной численности предприятия. На заводе этот шаг объясняют негативными последствиями кризиса в машиностроительной отрасли.

ЧТЗ – на пороге масштабных реформ. В январе будет сокращено до 1700 тракторостроителей, или 17 % от штатной численности предприятия. На заводе этот шаг объясняют негативными последствиями кризиса в машиностроительной отрасли. Эксперты призывают не драматизировать ситуацию и напоминают об анонсированной руководством госкорпорации «Уралвагонзавод» программе технической модернизации ЧТЗ стоимостью до 17 млрд рублей. По сведениям «УралПолит.Ru», на Уралвагонзаводе крайне недовольны качеством менеджмента на предприятии и выводы будут сделаны в ближайшее время. Подробности – в материале экспертного канала.

Руководитель «ЧТЗ-Уралтрак» Сергей Голыгин работает в своей должности последние дни. «Один директор ушел, сейчас, я так понимаю, опять ожидается смена руководителя», – рассказал губернатор Михаил Юревич, отвечая на вопрос «УралПолит.Ru». Как следует из слов главы региона, одной из причин проблем на ЧТЗ последние годы было «плохое качество менеджмента».

Заявление губернатора стало реакцией на информацию регионального ГУ по труду и занятости населения. Ведомство подтвердило «УралПолит.Ru» факт сокращения сотрудников на ЧТЗ. «ЧТЗ-Уралтрак» официально уведомил службу занятости о сокращении персонала. Предположительно уже в феврале будет сокращено 1700 работников в рамках оптимизации численности штата», – рассказали в пресс-службе управления.

Примечательно, что ни в службе занятости, ни на самом предприятии ничего особенного в столь масштабном сокращении не видят. «Ситуация достаточно тяжелая, – заявила в телефонном комментарии журналисту «УралПолит.Ru» заместитель генерального директора корпорации «Уралвагонзавод» по персоналу Светлана Иванилова. – Очень сильно упали объемы реализуемой продукции. Заявленные планы по сокращению – это часть сформированной и уже реализуемой на предприятии антикризисной программы. При этом речь идет о ликвидации незаполненных вакансий, сокращении управленческого персонала и работников служб сопровождения, то есть, к примеру, бухгалтеров и финансистов. Наша принципиальная позиция – любой ценой сохранить существующее кадровое ядро. Сокращение не коснется ни одного рабочего специалиста».

Информацию подтверждает начальник главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов. «Восемьсот человек – инженерно-технические работники, 700 человек – пенсионного возраста, – рассказал Смирнов. – Полагаю, что значительного ухудшения на рынке это сокращение не вызовет. Сокращение крупное, но думаю, мы это переживем. Сейчас рынок труда показывает положительную динамику, кризиса в экономике города нет, создаются новые рабочие места, перспективы трудоустройства есть. Если предприятие вступает в цикл модернизации за счет внедрения новых технологий, численность персонала может сократиться вдвое или даже больше, это нормально. Тем более модернизация на таких крупных предприятиях проходит не за один год». Сокращение планируется во второй половине января – феврале.

В качестве сравнимого по численности сокращения Владислав Смирнов назвал сокращение на «Станкомаше» в августе 2013 года, когда с предприятия ушли 1550–1560 человек.

Начальник управления по работе с персоналом «ЧТЗ-Уралтрак» Владимир Егормин назвал грядущее сокращение плановым. «Откладывали это сокращение до последнего, но уже некуда откладывать. Работники, как и положено, предупреждены заранее, все социальные гарантии сохраняются, они получат пособие в размере трех окладов», – сообщил Егормин.

По мнению Юревича, выходом из сложной ситуации для предприятия стала бы процедура банкротства, которая дала бы возможность реструктуризовать долги и временно снять нагрузку по исполнению долговых обязательств. Однако пока решения о банкротстве не принято, пояснил Михаил Юревич.

Представители Уралвагонзавода не говорят о возможности банкротства и, похоже, вообще не рассматривают подобный вариант, разрабатывая вместо этого программу переноса рабочих сил. «Тем, кого сегодня не сможем загрузить работой на ЧТЗ, мы готовы предложить трудоустройство в Нижнем Тагиле, на предприятиях корпорации УВЗ в других городах», – рассказала «УралПолит.Ru» Светлана Иванилова. Многие из высвобождаемых рабочих будут трудоустроены на челябинской площадке Уралвагонзавода, утверждает она. «На моторном заводе мы недавно открыли вторую смену. Мы госкорпорация, потому даже помыслить не можем о том, чтобы просто выбросить на улицу людей», – заявила Иванилова.

«ЧТЗ-Уралтрак» – предприятие с непростой новейшей историей. В 1998 году завод прошел процедуру банкротства и по сей день переживает не лучшие времена. В 2011 году Уралвагонзавод купил 80 % акций завода. Семен Млодик в период работы гендиректором предприятия заявлял о масштабной программе обновления мощностей, которая оценивалась в 15 млрд рублей. Эти средства в течение трех лет планировалось потратить на модернизацию предприятия, внедрение опыта американской корпорации Caterpillar Inc. и современные технологии. В октябре прошлого года Млодика на посту сменил другой топ-менеджер УВЗ, коммерческий директор «НПК Уралвагонзавод» Сергей Голыгин, он стал исполняющим обязанности гендиректора. В декабре 2012 года Голыгин встретился с губернатором Юревичем и рассказал ему об инвестициях корпорации в ЧТЗ. По его словам, до 2015 года «Уралвагонзавод» планирует вложить в челябинское предприятие 17,5 млрд рублей.

Весной 2012 года стало известно о программе модернизации «ЧТЗ-Уралтрак». В ближайшие два года инвестиции в развитие завода составят 1,5 млрд рублей. Эти средства пойдут на выпуск новых машин, двигателей, комплектующих и совершенствование серийной продукции. 

«После перехода 80 % акций «ЧТЗ-Уралтрак» в собственность Уралвагонзавода на предприятии началось обновление технопарка, – говорит аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов. – В начале 2013 года на ЧТЗ поступило восемь многофункциональных обрабатывающих центров австрийской компании WFL и шлифовальная установка немецкой фирмы EMAG, что позволило заменить старые станки и сформировать новые производственные мощности. ЧТЗ получил возможность выполнять часть оборонных заказов, например 10 бульдозеров Б12 получили инженерные войска Вьетнама, завод продолжает поставки инженерной техники для погрануправления ФСБ РФ».

По планам, модернизация мощностей должна была увеличить выпуск продукции, в 2013 году ожидался пик поставок. Однако, по информации самого предприятия, в этом году объем производства упал по сравнению с 2012 годом на 17 %.

В июле губернатор заявлял о необходимости приватизации долей ЧТЗ, принадлежащих областному правительству. Михаил Юревич назвал ошибкой исключение долей ООО «ЧТЗ» и ООО «Технопарк тракторозаводский» из программы приватизации. «ЧТЗ – это такая огромная головная боль, Уралвагонзавод купил его на падающем рынке с огромными долгами, – заявил Михаил Юревич. – Рынок тракторов сокращается, и сейчас они готовят программу, чтобы разместить на ЧТЗ другое производство. И при таких долгах наша доля ЧТЗ уже отрицательная». Он также сообщил, что ранее задолженность ЧТЗ оценивалась в 6 миллиардов рублей. 

Впрочем, аналитики, в отличие от местных властей, разглядели в развитии предприятия перспективы. Спад производства, по мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, связан с общим застоем в российской экономике. «Снижение объемов производства объясняется стагнацией в экономике. Она затронула почти все отрасли, не только машиностроение. Поэтому не стоит излишне драматизировать, работа предприятия продолжается, – полагает Баранов. – Завод не остановил работу, производит продукцию, заключает контракты, выигрывает тендеры. Из последних значимых событий можно назвать тендер на поставку компании «Алроса» 15 бульдозеров. Летом ЧТЗ поставил 60 единиц техники компании «Сургутнефтегаз».

По оценке Дмитрия Баранова, до 2015 года УВЗ вложит в развитие «ЧТЗ-Уралтрак» 17,5 млрд рублей. Эксперт уверен, что масштабная программа модернизации ЧТЗ будет продолжаться и Уралвагонзавод будет и дальше принимать в ней активное участие. Аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов оценивает стоимость перевооружения ЧТЗ в 13,5 млрд рублей. «Порядка 60 % этой суммы тракторостроители рассчитывают получить из федерального бюджета с помощью Уралвагонзавода, 40 % должны составить внебюджетные средства, которые также инвестирует корпорация», – говорит Арнаутов.

«Нет никаких сомнений, что перспективы у предприятия есть. В первую очередь они заключаются в программах развития Сибири и Дальнего Востока, добыче там полезных ископаемых, создании инфраструктуры, строительстве, – считает Дмитрий Баранов. – Для выполнения этих работ потребуется огромное количество техники, которую производит ЧТЗ. Спрос на продукцию уже имеется, теперь главное, чтобы компания смогла предложить заказчикам качественную технику по приемлемой цене. Но у «ЧТЗ-Уралтрак» есть все необходимое, чтобы стать лидером среди поставщиков этой техники».

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров