В конце года многие предприниматели задумываются о том, стоит ли продлевать договоры на поставку электроэнергии с теми сбытовыми компаниями, с которыми они работали ранее. Нередко это связано с желанием оптимизировать бизнес, особенно если в рассылаемых сбытами коммерческих предложениях обозначены довольно привлекательные цены.
В конце года многие предприниматели задумываются о том, стоит ли продлевать договоры на поставку электроэнергии с теми сбытовыми компаниями, с которыми они работали ранее. Нередко это связано с желанием оптимизировать бизнес, особенно если в рассылаемых сбытами коммерческих предложениях обозначены довольно привлекательные цены. Но перед тем, как менять поставщика, стоит тщательно взвесить все за и против и учесть нюансы, на которые на первый взгляд трудно обратить внимание. Редакция «УралПолит.Ru» провела обзор рынка сбытовых компаний, который поможет предприятиям определиться с выбором поставщика. История формирования рынка энергосбытов в Челябинской области, текущая ситуация и перспективы – в материале экспертного канала.
История сбытов в России и на Южном Урале
Формирование рынка электроэнергии в России началось в 2003 году. Этот процесс был напрямую связан с изменениями в законодательстве. Был принят ФЗ «Об электроэнергетике», призванный развить свободную конкуренцию на рынке. До принятия закона в каждом регионе существовала компания, которая полностью выполняла весь цикл, начиная от производства электроэнергии, ее передачи по сетям и заканчивая продажей конечному потребителю. На Южном Урале эту функцию осуществляло ОАО «Челябэнерго». В 2005 году реформа разделила полномочия между разными компаниями. Так в Челябинской области появились три самостоятельные группы энергокомпаний.
1. Генерирующая, к ней относятся ОАО «Вторая оптовая генерирующая компания» – филиал «Троицкая ГРЭС», ОАО «ТГК-10» (впоследствии – ОАО «Фортум»), ему принадлежат челябинские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ЧГРЭС, Аргаяшская ТЭЦ и ОАО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация» – филиал «Южноуральская ГРЭС».
2. Сетевая компания ОАО «МРСК Урала» – филиал Челябэнерго.
3. Сбытовые компании ОАО «Челябэнергосбыт», ООО «Магнитогорская энергетическая компания».
«По всей России сбытовой бизнес формировался в результате реформы РАО ЕЭС России путем выделения компаний из государственного холдинга, а также формирования сбытов на частной основе. Независимые компании начали выходить на рынок с 2004 года. Естественно, с появлением других компаний доля бывших монополистов начала падать, и конкуренция возросла. Такое положение вещей мотивирует компании работать эффективнее», – говорит аналитик «Инвесткафе» Екатерина Шишко.
С 2004 года на рынок Южного Урала стали выходить так называемые независимые сбытовые компании. По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, одной из тенденций формирующегося в 2004–2008 годах рынка стало появление собственных сбытов у крупных потребителей электроэнергии. В Челябинской области ими стали ЧЭМК и «Мечел». Затем к этому списку присоединились ООО «Русэнергоресурс», являющееся сбытовой компанией ООО «Транснефтьсервис С», ООО «Русэнергосбыт», осуществляющее поставку электроэнергии для железной дороги, и ЗАО «Челябинское управление энерготрейдинга», поставляющее электроэнергию для нескольких крупных предприятий области.
По данным «УралПолит.Ru» на август текущего года, на долю независимых сбытов на Южном Урале приходится порядка 40 % южноуральского рынка; ОАО «Челябэнергосбыт» как гарантирующий поставщик занимает 44 %, еще 16 % принадлежит второму гарантирующему поставщику ООО «Магнитогорская энергетическая компания». По словам эксперта, факторами, которые могут сдержать выход на рынок в будущем новых игроков, являются изменение законодательства в 2013 году, вследствие чего гарантирующие поставщики могут конкурировать в части сбытовых надбавок с независимыми сбытовыми компаниями, а также значительная конкуренция среди самих независимых сбытов.
«В настоящий момент число сбытовых компаний в стране более-менее устоялось. Вряд ли стоит ожидать дальнейшего значительного роста их количества. Ведь конкуренция здесь уже значительная, и каждому новому игроку будет все труднее выжить на этом рынке», – полагает Дмитрий Баранов.
Чем гарантирующий поставщик отличается от независимого
Во-первых, гарантирующий поставщик (ГП) обязан заключить договор купли-продажи электроэнергии с любым лицом, обратившимся в компанию, вне зависимости от его финансового положения, в пределах своей зоны деятельности. Во-вторых, деятельность такой компании регулируется антимонопольным ведомством и Федеральной службой по тарифам (ФСТ РФ), особенно это касается ценообразования для конечного потребителя. Электроэнергию такое предприятие закупает на оптовом и розничном рынках, заключив договор с сетевиками, продает электроэнергию потребителям.
Независимая энергосбытовая компания приобретает электроэнергию либо также на оптовом рынке, либо у гарантирующего поставщика. Как правило, основным преимуществом таких фирм является их мобильность за счет небольшого штата сотрудников и спектр дополнительных услуг, индивидуализированных под определенного потребителя, которые гарантированные поставщики, в большинстве своем выходцы из структур, основанных во времена СССР, предложить своим потребителям пока не могут.
«Главное различие между гарантирующим поставщиком и независимой энергосбытовой компанией заключается в том, что у гарантирующего поставщика гораздо больше ответственности перед клиентами, так как их у него просто больше, – говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. – Но это и позволяет генерировать значительный денежный поток. Понятно, что независимый энергосбыт тоже отвечает за поставки перед клиентами, но их у него, как правило, меньше».
Стоит отметить, что у ГП ценообразование прозрачное и контролируется несколькими специализированными структурами – коммерческим оператором рынка, ФАС, ФСТ РФ, Региональной службой по тарифам (ЕТО). В силу того, что законодательство в этой области предусматривает довольно сложные расчеты, проверить правильность начисления обычному потребителю – юридическому лицу бывает совсем не просто. В случае с ГП за него это сделали уже несколько контролирующих органов. В случае с независимым энергосбытом потребитель и НЭСК договариваются, каким образом будет происходить расчет цены; такое ценообразование ближе к свободному, поэтому потребитель сам выполняет функции контролирующего органа. При этом ему приходится верить «на слово» независимой компании о закупочных ценах на оптовом рынке и добавлять договорную сбытнадбавку, т. к. коммерческий оператор рынка публикует оптовые цены только для гарантирующих поставщиков. Основным плюсом независимого энергосбыта является индивидуальный подход; он может более гибко реагировать на запросы потребителей, предлагать им различные дополнительные услуги, специальные тарифы.
По данным ФСТ, на Южном Урале ГП являются Челябэнергосбыт, который работает на территории всего региона, Магнитогорская энергетическая компания, обслуживающая Магнитогорск. Крупнейшие независимые поставщики в Челябинской области – «Мечел-Энерго», «Атомэнергосбыт», «Русэнергосбыт», Энергопромышленная компания, ЭМП-Энерго, «Энермет», энергосбытовая компания «Восток», Мосэнергосбыт, Межрегионэнергосбыт, Челябинское управление энерготрейдинга.
Что нужно знать потребителю
Компании, которая решила поменять поставщика электроэнергии перед подписанием договора с новой фирмой, стоит ответить на несколько вопросов.
1. Что важнее: прозрачность ценообразования или оговариваемый порог цены? Каким образом будет рассчитываться цена за потребленную электроэнергию?
2. Как будет выстраиваться работа, если клиент попадет в затруднительное финансовое положение? Есть ли услуга «Отложенный платеж»? Есть ли гарантии, что в случае ошибки плату за электроэнергию пересчитают?
3. Есть ли у компании офис в городе, куда в случае необходимости можно будет обратиться за консультацией в очной форме?
4. Обеспечивает ли энергосбытовая компания защиту интересов клиента в случае перебоев в электроснабжении либо в случае поставки электроэнергии ненадлежащего качества?
5. Какие дополнительные услуги предоставляет компания клиентам?
Первый и один из самых важных вопросов касается ценообразования. Раньше независимые энергосбытовые компании привлекали новых клиентов более низким ценником, чем предлагал гарантирующий поставщик. Это было связано с тем, что на купленную энергию независимые сбыты могли установить любую наценку, в то время как надбавка для ГП регулируется Единым тарифным органом (ЕТО). С января 2013 года цены на услуги этих двух категорий сбытовых компаний фактически сравнялись, так как с начала года регулятор установил новые дифференцированные надбавки для гарантирующих поставщиков. Чем крупнее потребитель, тем ниже сбытовая надбавка, и наоборот. Остальные составляющие стоимости электроэнергии практически не зависят от выбранной сбытовой компании, что бы ни обещал тот или иной поставщик.
Среди профессиональных продавцов ходит такой анекдот. В магазин пришел покупатель и спросил, сколько стоит банка краски. Продавец отвечает: «Триста рублей». Покупатель начинает возмущаться и говорить, что в соседнем магазине такая же краска стоит 250 рублей. На это продавец невозмутимо отвечает: «Так в чем же дело, купите у них». Покупатель: «У них нет в наличии!». Продавец: «Когда у нас нет в наличии, она у нас стоит 150 рублей». Вывод: когда другая сбытовая компания начнет поставлять вам электроэнергию, она ее купит в тех же самых узлах по тем же ценам, заплатит ту же стоимость за передачу электроэнергии по тем же сетям, ту же инфраструктурную составляющую оптового рынка, различие может составить лишь размер сбытовой надбавки.
Что касается второго вопроса, потребителю следует выяснить, будут ли включаться в оплату пени за пользование электроэнергией, если компания попадет в затруднительное положение и не сможет вовремя заплатить за услуги. Придется ли потом переплатить за возможность отсрочки?
Также следует обратить внимание, что у некоторых независимых поставщиков офисы находятся в Москве и зачастую представительств в регионах нет. Смогут ли сотрудники оперативно решить вопрос клиента, особенно учитывая различия в часовых поясах? Знает ли столичная компания специфику работы в регионе?
Важно и то, имеется ли у компании техническая служба, которая бы обеспечивала соблюдение интересов потребителя в сетевой компании. Известно, что качество электроэнергии, поставляемой потребителю, не зависит от сбытовой компании, а определяется техническим состоянием сетей и энергоустановок потребителя. Поэтому важно, чтобы в компании был организован сервис так называемого одного окна, то есть специалисты сбытовой компании решали бы все вопросы с сетевиком в случае некачественного электроснабжения либо перебоев в электроснабжении по его вине.
Также дополнением будет и уровень сервиса на предприятии. Насколько комфортно пользоваться его услугами? Есть ли дополнительные бонусы для клиентов? На сайтах некоторых энергосбытовых компаний размещены специальные калькуляторы, которые позволяют рассчитать стоимость оплаты, а также предусмотрены личный кабинет, где можно отслеживать платежи, интернет-приемная, энергоконсалтинг.
Плюсы, минусы и риски работы со сбытовыми компаниями
Впрочем, эксперты рынка называют не только плюсы, но и минусы работы с теми или иными компаниями.
«Среди рисков заключения договора с независимой сбытовой компанией или гарантирующим поставщиком можно назвать риск банкротства таких компаний, – комментирует аналитик «Инвесткафе» Екатерина Шишко. – За последние пять лет 13 компаний лишились статуса гарантирующего поставщика и 35 независимых сбытов лишились статуса участника оптового рынка».
В случае банкротства ГП законодательно определена процедура передачи функций поставщика электроэнергии правопреемнику; процедура проходит автоматически, и потребитель не ощущает неудобств в связи со сменой поставщика. В случае банкротства независимой энергосбытовой компании рисков у потребителя больше, так как он остается один на один со своими проблемами.
В целом можно сказать, что бизнес независимых сбытов полностью зависит от крупных клиентов. И их желание сменить поставщика может обернуться для сбытовой компании чуть ли не крахом бизнеса. «Главный риск для независимой энергосбытовой компании заключается в том, что от нее могут начать уходить клиенты, – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Причины этого могут быть разными, главное, что уход клиентов ставит под удар весь бизнес компании. Определенный риск для энергосбытовой компании, особенно если она не учреждена каким-то крупным потребителем электроэнергии, заключается в возможной дальнейшей консолидации рынка. Процесс бурного роста завершился. Уже прошли и первые банкротства на данном рынке, был обман потребителей и поставщиков электроэнергии, теперь настало время консолидации этого сегмента. Риск заключается и в возможном изменении законодательства. Как можно видеть, несмотря на то что с момента окончания реформы РАО ЕЭС России прошло всего несколько лет, уже раздаются голоса, что она была ошибкой и хорошо бы все вернуть назад».
Перспективы рынка
Дмитрий Баранов считает, что в будущем можно ожидать появления крупных игроков, которые начнут работать сразу в нескольких регионах страны. За счет закупки большого объема электроэнергии на рынке такие компании смогут предлагать более привлекательные цены и тем самым привлекут к себе больше конечных потребителей. Небольшие сбытовые компании в этих условиях могут уйти с рынка, или им придется придумать способ остаться. «Понятно, что будут происходить изменения в этом сегменте электроэнергетики, как происходят они в других сегментах отрасли, но одно будет оставаться неизменным – клиенты всегда могут получить электроэнергию, пользуясь услугами энергосбытовых компаний, имеющих статус гарантирующего поставщика», – говорит Дмитрий Баранов.
Екатерина Шишко уверена, что доля бывших монопольных ЭСК существенно снижаться не будет. Основное преимущество выхода на оптовый рынок крупных промышленных предприятий – экономия затрат на покупку электроэнергии предприятия до 25 % – в настоящее время отсутствует. В перспективе дополнительные услуги, сервис, которые сейчас характерны для независимых сбытов, появятся и у гарантирующих поставщиков. Уже сейчас передовые ГП значительно расширили спектр предоставляемых услуг, повысив их качество. Главное тут – средства. А поскольку ресурсы ГП (денежные и организационные) значительно превосходят возможности независимых энергосбытов, то конкуренцию ГП на рынке электроэнергии составить смогут лишь крупные независимые энергосбытовые компании.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях