Вторую неделю сотрудники свердловского управления ФСБ работают на одном из крупнейших продовольственных предприятий области – птицефабрике «Среднеуральской». Официально ни представители спецслужбы, ни представители правительства области (100 % акций птицефабрики принадлежат области) работу силовиков не комментируют.
Вторую неделю сотрудники свердловского управления ФСБ работают на одном из крупнейших продовольственных предприятий области – птицефабрике «Среднеуральской». Официально ни представители спецслужбы, ни представители правительства области (100 % акций птицефабрики принадлежат области) работу силовиков не комментируют. Но, как выяснил корреспондент «УралПолит.Ru», история с обысками на птицефабрике внесла смуту в ряды членов правительства и может ощутимо ударить по некоторым представителям кабинета министров. О том, что силовики ищут на птицефабрике, почему предприятие может отойти за долги Сбербанку и при чем здесь команда экс-губернатора Александра Мишарина, – в материале «УралПолит.Ru».
Первые фигуранты
Директор птицефабрики «Среднеуральская» Александр Виноградов 20 августа покинет свой пост. Причина – слишком пристальное внимание правоохранительных органов к деятельности предприятия: дважды за последнюю неделю сотрудники ФСБ проводили на птицефабрике выемку документов. Как сообщают источники «УралПолит.Ru» в УФСБ, пока сотрудники управления работают в рамках доследственной проверки и на текущий момент никаких уголовных дел, связанных с птицефабрикой, нет. Официально силовики прошедшие обыски не комментируют. Министр сельского хозяйства Михаил Копытов, курирующий птицепром, заявил «УралПолит.Ru», что также не в курсе причин прошедших обысков. «Нам в министерстве ничего не сообщалось, никто не информировал», – заявил Михаил Копытов.
Второй раз, во вторник, ФСБ вернулась со спецназом, рассказывает источник в «конторе». По оперативным данным, Александр Виноградов за день до второго обыска думал о том, чтобы уехать за рубеж, возможно, в Испанию, где уже находится главный бухгалтер птицефабрики. Помимо Виноградова, во время обысков был опрошен и его заместитель. Уже в ближайшее время всем ответственным лицам нужно ждать вызова на допросы.
Александр Виноградов на звонки не отвечает: по словам знакомых, он крайне подавлен происходящим, поскольку рассчитывал, что его «прикроют», и принимал многие решения по «совету друзей». «Он работал в тесной связке с Джалилем Ахмет-Джамилевичем Гизятуллиным, к которому у силовиков теперь есть серьезные вопросы», – подчеркивает другой собеседник «УралПолит.Ru».
Поиск по открытым источником показывает, что человек по имени Джалиль Ахмет-Джамилевич Гизятуллин имеет отношение к птицефабрикам: 17 декабря 2010 года человек с такой же фамилией и инициалами занял пост одного из семи членов Совета директоров ЗАО «Птицефабрика «Боровская» (за него было отдано 413 млн. 568 тыс. 130 голосующих акций). Кроме того, в базе ЕГРЮЛ человек с такими данными значится директором ООО ЧОП «Одиссей» (охранные услуги), ООО «АРИАДНА-2003» (посреднические услуги при покупке, продаже и аренде недвижимости) и НП «ООПУРФО» (наем рабочей силы и подбор персонала). Относятся ли эти данные к одному человеку, неизвестно, но по информации источника, близкого к ФСБ, среди руководящего звена Среднеуральской птицефабрики Гизятуллиных нет.
Старые герои
Как выяснил корреспондент «УралПолит.Ru», история с нынешними обысками уходит корнями еще в 2011 год, когда пост губернатора Свердловской области занимал Александр Мишарин, а пост министра сельского хозяйства региона (куратора птицефабрик) Илья Бондарев – ныне гендиректор УГМК-агро. Так, по данным «УралПолит.Ru», прежний директор птицефабрики Сергей Широков оформил кредит на сумму порядка 400 млн рублей у Сбербанка. Кредит – на переоборудование и модернизацию производства. Предполагалось, что новое оборудование позволит значительно повысить объемы производительности птицефабрики, а соответственно и ее прибыль, с которой и будет вестись погашение кредита.
Как рассказал «УралПолит.Ru» источник, знакомый с ходом оформления сделки, кредит был оформлен под залог имущественного комплекса «птички». «Оборудование поступило, но вот монтировать не стали. А там большая часть средств шла именно на монтаж и обслуживание. То есть его фактически просто сгрузили где-то, и все. Проблема Виноградова в том, что когда он заступил на пост, он это оборудование фактически принял и сейчас отвечает», – пояснил собеседник «УралПолит.Ru». Апогея ситуация достигла в апреле, когда выяснилось, что на «Среднеуральской» сложилась катастрофическая ситуация с комбикормом. «Особенно наглядно кризис проявился 11 июля. Корма на птицефабрике осталось меньше, чем на шесть часов. Это при том, что правительство выделило на постоянный запас зерна на предприятии живые деньги. Предполагалось, что наличие кормов должно быть на пять-шесть дней. А директор рассчитывался этими деньгами с кредиторами», – рассказывает инсайдер. По нашим данным, речь идет о погашении процентов по кредиту перед Сбербанком.
Возможно, проблемы на птицефабриках стоили карьеры бывшему вице-премьеру Илье Бондареву, который курировал подобные сделки. Как ранее писал «УралПолит.Ru», после переназначения правительства кандидатура Бондарева долго находилась в подвешенном состоянии. Помимо сделки на «Среднеуральской», подобные проблемы были на «Рефтинской», руководство которой также подозревали в махинациях с оборудованием на сумму более 39 млн рублей, – сотрудники ФСБ и ГУ МВД проводили там аналогичные проверки. Выяснилось это в ходе проверки Счетной палаты, которая к тому же подтвердила проавльность плана по приобретению Рефтинской птицефабрикой «Талицкого мясокомбината».
Полностью был провален инвестиционный план развития птицефабрики. Приобретение «Рефтинской» Талицкого мясокомбината, которое затевалось якобы с целью переноса производственной площадки, не оправдало себя. Позже материалы этой проверки были направлены в прокуратуру и, по данным «УралПолит.Ru», сейчас в отношении бывшего директора птицефабрики Владимира Вальчука расследуется уголовное дело. После прихода к власти губернатора Евгения Куйвашева информация о махинациях на птицефабриках, в том числе и на «Среднеуральской», тщательно изучалась, и в результате Бондарев вынужден был покинуть правительство.
Сейчас наиболее остро стоит вопрос о роли в этих событиях нынешнего министра сельского хозяйства Михаила Копытова. По данным одних источников «УралПолит.Ru», глава профильного министерства был в курсе ситуации и с оборудованием, и с закупкой корма и, возможно, одобрил распределение субсидий не на закупку кормов, а на погашение долгов перед кредиторами. По некоторым данным, на ряде документов, которые были изъяты сотрудниками ФСБ во время обысков, стояла подпись Копытова. Другой собеседник «УралПолит.Ru», знакомый со сложившейся ситуацией, напротив, утверждает, что министр АПК был не в курсе хозяйственной деятельности руководства птицефабрики. «Более того, министр изначально был против назначения на этот пост Виноградова», – подчеркнул наш собеседник. Сам Михаил Копытов в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» подчеркнул, что все решения принимаются директором птицефабрики самостоятельно: «Директор сам решает, как, на что тратить деньги: на коммунальные расходы, закупку зерна, погашение кредитов и так далее. Это его обязанность, это есть в его полномочиях. Да и нельзя деньги предприятия как-то разделить – они просто либо есть, либо их нет. В марте этого года предприятию из областного бюджета было выделено 20 миллионов рублей, а так же пять миллионов – зерновой займ. Все это помогло создать семи-восьмидневный запас зерна. Сегодня, правда, там испытывают трудности – запас сократился до полуторасуточного», – подчеркнул министр, уточнив, что он «все, что мог, сделал».
И вечные проблемы
ГУП СО «Птицефабрика «Среднеуральская» давно значится в списке проблемных активов и привлекает внимание представителей ФСБ. Вопросы были и в период работы Эдуарда Росселя, когда предприятие возглавлял Сергей Эйриян. По данным источника «УралПолит.Ru», например, в 2008 году по итогам девяти месяцев работы в результате комплексной проверки МУГИСО на птицефабрике обнаружилось, что убытки составляют порядка 45 млн рублей, дебиторская задолженность – около 150 млн, при этом 130 млн рублей – кредиты Сбербанка.
Тогда же было высказано предположение, что подобная ситуация на предприятии могла быть вызвана тем, что руководитель птицефабрики Сергей Эйриян вместе со своей женой Галиной владеют рядом магазинов и ИП (ИП Эйриян Г. К., сеть магазинов «Курико»). В эту же структуру могли входить родственники Эйрияна и Олег Фролов (бывший юрист ЕКУГИ, который потом работал заместителем руководителя территориального управления Росимущества Свердловской области).
В качестве типичного примера работы птицефабрики в то время источники в минсельхозе приводят следующую историю: ГУП СО «Птицефабрика «Среднеуральская» выступило учредителем ООО «Агрофирма «Артемовский». Часть имущества агрофирмы, находящегося в неудовлетворительном состоянии, была передана в аренду госпредприятию. Имущество отремонтировали за счет госпредприятия, а затем вернули арендодателю. «По сути, аффилированные фирмы что-то постоянно продавали и покупали друг у друга, при этом с существенными скидками. В итоге большая часть долгов ГУПа – это долги аффилированных структур», – резюмирует собеседник агентства.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях


