Свердловское правительство утвердило программу акционирования и приватизации ряда госпредприятий на 2013–2015 годы. В их число попали четыре типографии и одно полиграфическое объединение, в состав которого входят еще полдесятка типографий из разных районов области.
Свердловское правительство утвердило программу акционирования и приватизации ряда госпредприятий на 2013–2015 годы. В их число попали четыре типографии и одно полиграфическое объединение, в состав которого входят еще полдесятка типографий из разных районов области. Примечательно, что некоторые региональные типографии с 1 октября даже было решено реорганизовать – объединить под крылом одной, более крупной, которая также приготовлена под акционирование. Между тем эксперты почти не сомневаются, что в случае дальнейшей приватизации типографий эти активы будут интересны бизнесу. Правда, с оговоркой – рынок на Урале уже перенасыщен, придется демпинговать.
Как рассказали «УралПолит.Ru» в МУГИСО, всего будут акционированы 13 предприятий, еще десяток ожидает продажа акций, принадлежащих правительству, с аукциона. Согласно списку, в числе первых – Каменск-Уральская, Первоуральская, Режевская, Нижнетагильская типографии, а также полиграфическое объединение «Север». Кстати, последний включает в себя шесть более мелких типографий в северных районах области. Получить ответ, чего ждет руководство типографий от текущего акционирования, не удалось. Представители нескольких предприятий, куда мы обращались за комментариями, уклончиво отвечали, что их дело маленькое, – как решат власти, так и будет.
«Мы знаем, что МУГИСО включило предприятие в план приватизации на следующий год, а больше у нас никакой информации нет. Мы люди подневольные, нашего мнения все равно никто не спросит», – прокомментировали в Первоуральской типографии.
Между тем представитель этого предприятия сообщил, что с 1 октября началась реорганизация, целью которой стало укрупнение типографий западных районов области. Так, в состав Первоуральской типографии вошли Артинская, Красноуфимская, Нижне-Сергинская, Полевская, Сысертская и Ревдинская. В свете предстоящих перемен с госимуществом видно, что это делается неспроста. Кстати, пару лет назад МУГИСО публиковало рэнкинг крупнейших ГУП. Именно Первоуральская типография заняла первое место по рентабельности чистых активов из всего, что готовится к продаже. Видимо, теперь с этого предприятия власти надеются получить особенно большой куш.
Отметим, правда, что пока речь о продаже не идет. Владельцем 100 % акций всех 13-ти предприятий останется Свердловская область. Но если все же торги состоятся и типографии найдут новых владельцев, то последним придется очень постараться, чтобы встроиться в новый рынок. Как рассказали «УралПолит.Ru» в екатеринбургской типографии «Астра», рынок сегодня перенасыщен. Чтобы держаться на плаву, предприниматели вынуждены демпинговать, в результате чего цены в столице Урала стали даже ниже пермских. Так что в данном случае все будет зависеть от новизны оборудования и правильно выбранной стратегии – офсетная или цифровая печать, упаковка и так далее. Впрочем, главные плюсы у региональных типографий, за счет чего они могут занять достойное место на рынке, – это дешевая аренда и дешевая же рабочая сила.
«Многое будет зависеть от бизнес-стратегии, от сумм, которые будут вложены в эти типографии. Если они займутся рекламной полиграфией – им будет сложно. Они смогут выжить только за счет больших объемов и низких цен – это самая простая стратегия на рынке. Или, например, печать малых тиражей книг – это очень выгодно, а хороших «книжников» не так уж и много. У нас, например, это «Уральский рабочий» и еще пара типографий. Во-вторых, многое будет зависеть от парка оборудования. Плохо, если он давно не обновлялся, ведь со старыми станками трудно конкурировать. К тому же у заказчиков постоянно растут требования. Сегодня они хотят получать максимальное качество буквально за три копейки. Так что выигрывать районные типографии смогут за счет дешевой рабочей силы и аренды, однако не думаю, что их при этом ждет суперприбыль», – комментирует директор по продажам типографии «Астра» Анна Логинова.
Есть также мнение, что гостипографии могут быть интересны екатеринбургским инвесторам, так как местные бизнесмены вряд ли «потянут раскрутку» и смогут выйти на достойный уровень, учитывая, что предприятия, возможно, нуждаются в смене оборудования, что дорого. Но так как конкуренция в мелких городах слабо развита, в отличие от Екатеринбурга, это станет большим плюсом к покупке.
«Можно было бы предложить местным компаниям вложиться в эти типографии. Думаю, для них это интересно. Дело в том, что в Екатеринбурге действительно высокая конкуренция, чего не скажешь о городах области. Они отстают в развитии от столицы Урала – мы даже продаем туда свое старое оборудование. Что касается направлений для деятельности, то нельзя сказать, что одно прибыльное, а другое – нет. Например, где-то можно сэкономить на материалах, но при этом будут дороги чернила. Так что надо смотреть на конкретное предприятие и чем оно живет. Часто предприниматели стараются специализироваться на том, что быстро могут получить у поставщиков. Например, у нас есть хорошие поставщики на материалы для широкоформатной печати, и это выгодно. А печатать визитки – не очень выгодно, хотя и есть возможности», – рассказала директор по развитию типографии «Фабрика Печати» Алена Олейник.
В целом эксперты сходятся во мнении, что у типографий в случае продажи есть шанс выжить на рынке. Немаловажным для них будет поддержка старой клиентской базы, а также внедрение дополнительных услуг, например, дизайнерских. Отметим, что районные типографии не имеют специализации: берутся за все, начиная от визиток и заканчивая газетами и книгами. Такая «всеядность» понятна – конкурентов нет либо мало, поэтому можно охватывать рынок максимально широко, стараясь отвечать всевозможным запросам, какие только могут случиться у народа в маленьких городках. Возможно, бизнес действительно привнес бы в эти госактивы «свежую волну» идей, развил бы и поддерживал бренд, ведь даже сайты есть лишь у немногих типографий – у Первоуральской, Нижнетагильской и Каменск-Уральской. А типография Нижнего Тагила, похоже, настолько обеднела, что даже начала сдавать площади в аренду по рекордно низкой цене – 350 рублей за один «квадрат».
И наконец отметим, что помимо типографий в 2013 году свердловские власти планируют акционировать совхозы «Верхнесалдинский» и «Шумихинский», Монетный щебеночный завод, санаторий «Курьи», «Телевизионные сети», «Газовые сети», сеть магазинов «Оптика», а также гостиничный комплекс «Зеленая роща». Непосредственно к продаже готовятся акции совхоза «Сухоложский», Монетного щебеночного завода, предприятия «Медтехника», Березовского хлебокомбината, Ирбитского плодсовхоза, плодопитомников «Камышловский» и «Талицкий», птицефабрик «Первоуральская» и «Свердловская», а также аэропорта Кольцово.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях