Федеральная антимонопольная служба одобрила покупку Уралвагонзаводом 100 % голосующих акций ОАО «Мотовилихинские заводы». Пермское предприятие станет очередным подопечным УВЗ, главным акционером которого является государство. За последние несколько месяцев Уралвагонзавод стал акционером семи предприятий и является потенциальным и самым перспективным инвестором еще для нескольких активов.
Федеральная антимонопольная служба одобрила покупку Уралвагонзаводом 100 % голосующих акций ОАО «Мотовилихинские заводы». Пермское предприятие станет очередным подопечным УВЗ, главным акционером которого является государство. За последние несколько месяцев Уралвагонзавод стал акционером семи предприятий и является потенциальным и самым перспективным инвестором еще для нескольких активов. Спасенный от последствий кризиса тагильский завод превратился в гиганта и теперь сам является государственным спасителем проблемных предприятий. О том, почему управление УВЗ вдруг стало эффективнее, чем частное, – в материале «УралПолит.Ru».
«Дочка» УВЗ, ЗАО «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод» (УБТ-УВЗ), приобрела у экс-депутата Госдумы Марата Загидуллова (а точнее – у структуры Загидуллова, ЗАО «Селен-Инвест») его пакет акций «Мотовилихинских заводов» (МЗ) – чуть более 14 %, а в результате довела свой пакет до 15,0067 % акций. Гендиректор УВЗ Олег Сиенко почти сразу сообщил о намерении компании выкупить еще 35 % акций МЗ, консолидировав на балансе Уралвагонзавода контрольный пакет акций.
Однако почти сразу же наметилось сопротивление действиям УВЗ со стороны мажоритариев предприятия, группы физических лиц, которую в совете директоров МЗ представляют известный пермский рейдер и бывший чиновник администрации Северного административного округа Москвы Юрий Медведюк и пермский бизнесмен Вагаршак Сарксян.
Сначала УВЗ отказывали в созыве внеочередного собрания акционеров для переизбрания совета директоров в связи с появлением нового акционера. Затем Вагаршак Сарксян говорил о намерении опротестовать продажу акций Маратом Загидулловым – якобы это противоречило соглашению между акционерами, по которому приоритетным правом покупки акций владеют действующие акционеры МЗ. В результате Сарксян и Ко сделали «ход конем», переведя свои акции на две компании из Нидерландов, и более свое отношение к появлению новых акционеров не комментируют. УВЗ в свою очередь подтверждает намерение консолидировать контрольный пакет «Мотовилихинских заводов»: скорее всего, оставшиеся 35 % акций будут выкуплены у госкорпорации «Ростехнологии». Отметим, что пермское предприятие интересно тагильскому гиганту с точки зрения производства орудийных стволов и развития металлургического сегмента холдинга.
УВЗ собирает коллекцию
«Мотовилихинские заводы» – это еще один камушек в коллекции предприятий, акции которых консолидированы УВЗ. Большое пополнение в уставной капитал Уралвагонзавода произошло в конце июня. Тогда президент РФ Владимир Путин подписал указ о включении в его состав акций семи предприятий, находящихся в государственной собственности. Согласно документу, УВЗ стал обладателем 42,48 % акций Тверского вагоностроительного завода, 10,61 % акций Научно-исследовательского института двигателей (Москва), 47,49 % акций Центрального научно-исследовательского института «Буревестник» (Нижний Новгород), 15,8 % акций Уральского завода транспортного машиностроения (Екатеринбург), 21,82 % акций Завода № 9 (Екатеринбург), 14,76 % акций научно-производственного объединения «Электромашина» (Челябинск), 100 % акций минус одна Томского электротехнического завода. Суммы сделок ни в одном случае не разглашаются.
Таким образом корпорация консолидировала активы из разных регионов России. Можно предположить, что оборонное предприятие на сегодняшний день становится структурой, подобной госкорпорации «Ростехнологии», но в отличие от ГК Уралвагонзавод объединяет именно те предприятия, деятельность которых в той или иной степени связана с ОПК.
В качестве социальной нагрузки Уралвагонзавод становится также потенциальным инвестором нескольких проблемных активов. В частности, таковым оказался завод «Автомобили и моторы Урала» в Новоуральске. 11 сентября в присутствии представителя из правительства РФ региональные власти подписали соглашение с Уралвагонзаводом о размещении заказов корпорации на площадках АМУРа, который был признан банкротом в конце 2011 года. УВЗ пока не определился с тем, как именно в своих производственных целях будет использовать новоуральское предприятие, но в том, что это станет эффективно с точки зрения сохранения промышленных производств в области, сомневаться не приходится.
«Размещение мощностей УВЗ на площадке ЗАО «АМУР» – это закономерный шаг с точки зрения гармоничного использования промышленного потенциала предприятий области, и власти в этом сильно заинтересованы. Говорить об эффективности такого сотрудничества пока преждевременно, но такое взаимодействие, без сомнения, полезно, поскольку стимулирует производство в Свердловской области», – отмечает директор уральского филиала «БКС Премьер» Евгений Марчук.
Кроме того, Уралвагонзавод может стать инвестором предприятия на Дальнем Востоке. Речь идет об единственном металлургическом предприятии в федеральном округе – металлургическом заводе «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре, который находится на грани банкротства. Реанимировать предприятие пытался Внешэкономбанк, но спасти ситуацию не удается. Как писал ранее «ФедералПресс», в мае этого года была обнародована информация об интересе к металлургическому предприятию со стороны Уралвагонзавода. Однако в августе УВЗ объявил, что в приемлемые сроки договориться не удалось, и, скорее всего, тагильское предприятие готово строить планы по работе с комсомольчанами после введения процедуры банкротства.
Помимо этого, надежда на помощь со стороны УВЗ обсуждалась и применительно к Верхнесинячихинскому металлургическому заводу в Алапаевском районе Свердловской области. Стоит отметить, что Уралвагонзавод был покупателем продукции ВСМЗ и, как выяснилось, одним из самых крупных кредиторов метзавода. Вероятно, именно в связи с этим на момент процедуры банкротства среди потенциальных покупателей ВСМЗ часто упоминался тагильский гигант. «Сейчас правительство Свердловской области обращается в УВЗ и к Министерству промышленности РФ, чтобы приняли меры к реабилитации предприятия путем его покупки у нынешнего собственника», – ранее заявлял «УралПолит.Ru» председатель Горно-металлургического профсоюза России Валерий Кусков.
А зачем?
Аналитики отмечают, что подобное государственное управление промышленными предприятиями через Уралвагонзавод упрощает восстановление проблемных предприятий и позволяет контролировать их в плане финансирования и развития.
«Уралвагонзавод сейчас в секторе тяжелого производства, в частности, военного, выполняет ту же функцию, что ВТБ в финансовом секторе: является той структурой, через которую государство может контролировать и консолидировать необходимые проблемные предприятия. Учитывая тот факт, что сам Уралвагонзавод пользуется полной правительственной поддержкой и по финансированию, и по заказам, сложно удивляться социальной нагрузке на компанию, – отмечает заместитель директора аналитического департамента ОАО «Московский фондовый центр» Елена Чернолецкая. – Через ключевого эмитента действительно проще проводить единую политику восстановления, контроля за бюджетированием (нельзя забывать, что все предприятия, в которые войдет УВЗ, имеют финансовые трудности), а также выстраивать дальнейшую работу. Надо отметить и то, что государство через Уралвагонзавод собирает компании вполне определенной направленности. Это в основном военное производство. Понятно, что такого рода предприятия обязаны быть под государственным контролем и эффективно работать под единым собственником».
Учитывая, что в стране множество проблемных предприятий, а пакеты многих оборонных предприятий распылены, понятно, что приобретение УВЗ «Мотовилихинских заводов» – далеко не последнее.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях


