В Челябинской области назревает транспортный коллапс. С 1 января 2013 года перестанут курсировать 44 электрички. Причиной стала задолженность областных властей перед перевозчиком – Свердловской пригородной компанией. Власти обещают восполнить транспортный пробел за счет автоперевозчиков, но по мнению экспертов, едва ли это удастся сделать: есть районы, где автобусы просто не проедут, да и с точки зрения рентабельности перевозка граждан не всегда оправдана.
В Челябинской области назревает транспортный коллапс. С 1 января 2013 года перестанут курсировать 44 электрички. Причиной стала задолженность областных властей перед перевозчиком – Свердловской пригородной компанией. Власти обещают восполнить транспортный пробел за счет автоперевозчиков, но по мнению экспертов, едва ли это удастся сделать: есть районы, где автобусы просто не проедут, да и с точки зрения рентабельности перевозка граждан не всегда оправдана. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Долги областного бюджета перед СПК за перевозки по итогам 11 месяцев 2012 года составили более 322 миллионов рублей. Результатом стало сокращение внутриобластных железнодорожных маршрутов, на которое пошли областные власти. С 1 января 2013 года будут отменены 34 электропоезда, ранее, с 1 сентября, были отменены десять маршрутов. Получив заказ от правительства Челябинской области на сокращение, железнодорожники также будут вынуждены сократить около 200 человек, работающих в СПК и связанных предприятиях.
По словам начальника управления транспорта регионального министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Александра Филиппова, несколько лет назад РЖД разделили на несколько юридических лиц: сверхприбыльные грузоперевозки и убыточные пассажироперевозки отдали разным предприятиям.
Тариф за перевозку пассажиров в одной зоне в Челябинской области составляет 27 рублей, а стоимость билета для жителей – 14 рублей. Разница должна возмещаться из бюджета области. «На 2012 год в бюджете области заложено 100 миллионов рублей на компенсацию тарифа, но у нас есть вопросы к хозяйственной деятельности компании, – заявил Александр Филиппов. – В 100-местном вагоне оказывается обилечено лишь 20 человек, нужны жесткие меры к безбилетникам».
Чиновник пообещал: все направления, на которых исчезнут электрички, будут продублированы автобусными маршрутами.
Руководитель Единого тарифного органа Челябинской области Сергей Образцов заявил, что по его расчетам безубыточный проезд в одной зоне составляет от 29 до 40 рублей. «Если отпустить цены, они станут совершенно неконкурентоспособны с автоперевозчиками, – считает председатель ЕТО. – В вагоне везут в среднем 19 человек при вместимости 100 человек».
Гендиректор СПК Евгений Савостин оспорил цифры по рентабельности перевозок, озвученные Сергеем Образцовым. «Наша расчетная стоимость – 27 рублей, а не 29–40. И мы возили людей, несмотря на нехватку средств». Представитель СПК уверяет: компания проводит внутреннюю работу, увеличивая собираемость и сокращая собственные издержки.
Правда, такая работа по сокращению издержек областные власти пока не впечатлила. Александр Филиппов по просьбе корреспондента «УралПолит.Ru» прокомментировал заявление о снижении расходов. «Какие бы мероприятия ни проводились, сумма убытков – 300 миллионов рублей, – констатировал он. – При перевозке в вагоне 32–33 пассажиров маршруты будут прибыльными». На это Евгений Савостин отметил, что даже в Московской области, самом востребованном регионе по перевозке пассажиров, наполняемость составляет 22 человека.
Стоит также напомнить, что ранее, 17 декабря, комиссия Челябинского УФАС России признала действия ОАО «Свердловская пригородная компания», выразившиеся в отмене с 5 сентября курсирования десяти пригородных пассажирских поездов на территории Челябинской области, в большей степени Курганского направления, нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Независимые эксперты сомневаются, что областные власти смогут обеспечить перевозку граждан за счет автобусов. «Конфликт кончится большим скандалом, – считает генеральный директор ООО «КЭМП» Яков Гуревич. – Какие-то электрички можно сокращать, это наверное так. Но совершенно ясно, что автотранспорт лишь частично сможет компенсировать это сокращение. Во-первых, жителей отдаленных районов невыгодно перевозить, во-вторых, в некоторых районах просто физически нет дорог. Надо с железной дорогой работать, а у нас областная администрация заняла позицию врага железной дороги. Никаких конструктивных решений не пытались находить».
Эксперт также напомнил, что Челябинская область отказалась формировать свою собственную транспортную компанию, ей пришлось пользоваться услугами Башкирской и Свердловской. «Во всем мире перевозки пассажиров дотируются, это нормальная практика, – считает Яков Гуревич. – На дороги потратили 17 миллиардов рублей, отдайте 1 миллиард на железные дороги, и там получите выигрыш».
Заведующий кафедрой эксплуатации автотранспорта ЮУрГУ Олег Ларин также считает, что за счет автотранспортных перевозок далеко не во всех районах Южного Урала можно компенсировать отмену электричек. «Надо учитывать конфигурацию сети, когда мы изучали этот вопрос, то были некоторые места, где неразвита автодорожная сеть, – заявил эксперт. – Но перевозки зачастую выгодны, на этом можно зарабатывать».
В муниципалитетах отмену электричек комментируют неохотно. «Мне кажется, в плане автобусной конкуренции эта проблема будет решена, – считает глава администрации Миасса Виктор Ардабьевский. – Но я не специалист, однозначно ответить не могу».
Справка «УралПолит.Ru»:
С 1 января 2013 года отменены следующие пригородные поезда:
№ 6037 сообщением Миасс-1 – Златоуст
№ 6203/6204/6209 /6208 /6211/6210/ 6217 сообщением Челябинск – Шумиха – Челябинск
№ 6207/6216 сообщением Челябинск – Каясан – Челябинск
№ 6801/6824/6807/6820/6815/6812 сообщением Челябинск – Троицк – Челябинск
№ 6905/6906/6907/6908 сообщением Челябинск – Аргаяш – Челябинск
№ 6608/6607 сообщением Миасс – Учалы – Миасс
№ 6515/6518/6521/6514 сообщением Магнитогорск – Карталы – Магнитогорск
№ 6531/6532 сообщением Магнитогорск – Сибай – Магнитогорск
№ 6539/6536/6538/6537 сообщением Карталы – Айдырля – Карталы
№ 6529/6530 сообщением Троицк – Карталы – Троицк
№ 6018/6011/6028/6023 сообщением Челябинск – Златоуст – Челябинск
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях

