«Принципиально нет!» Мэрия отказалась от логики и пригрозила оставить Екатеринбург без общественного транспорта

Городские чиновники отказываются слушать конструктивные предложения, предпочитая хлопать дверью

Стоимость проезда в Перми – 14 рублей. В Тюмени – 18 рублей. В Екатеринбурге – 23, и этого мало. В свердловском заксобрании прошло второе заседание рабочей группы по транспорту. Областные и городские депутаты, чиновники мэрии Екатеринбурга, министры и общественники который месяц пытаются решить проблему полуторамиллиардного долга городских транспортных предприятий.

Стоимость проезда в Перми – 14 рублей. В Тюмени – 18 рублей. В Екатеринбурге – 23, и этого мало. В свердловском заксобрании прошло второе заседание рабочей группы по транспорту. Областные и городские депутаты, чиновники мэрии Екатеринбурга, министры и общественники который месяц пытаются решить проблему полуторамиллиардного долга городских транспортных предприятий. Сегодня члены рабгруппы наконец-то начали предлагать конструктивные решения, но выяснилось, что администрацию интересует только немедленное выделение денег из областного бюджета, причем исключительно под честное слово. Иначе мэрия грозится остановить работу транспорта и выйти на акцию протеста. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Заседание началось сразу с «тяжелой артиллерии»: мэрия привела с собой директоров всех трех екатеринбургских транспортных предприятий – ЕТТУ, МОАП и метро. Друг за другом они выступили с пламенными речами, где статистика перемежалась жалобами на то, как им сложно выживать в этом суровом мире без денег от области. «Раньше предприятие получало из бюджетов всех уровней порядка 920–970 миллионов, после вступления в силу 122-го закона в 2009 году предприятие стало получать, назову цифры, в 2010 году – ни копейки, в 2011 году – 67 миллионов из городского бюджета, в 2012 году – 92 миллиона, в 2013 году – 60 миллионов», – пожаловался и. о. главы МОАП Владимир Кайсаров, который находится в должности около двух месяцев.

«На предприятии работают 5500 человек, нам нечем платить зарплату, сложно по кондукторам, ремонтникам, мы на грани банкротства», – заявил за всех гендиректор ЕТТУ Александр Мирошник.

Заключил за них один из депутатов ЕГД, рассказавший о грядущей акции протеста сотрудников общественного транспорта и том, что коллектив хочет бастовать. Вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский решил подлить масла в огонь: «Банки нам не подтверждают кредиты. У нас есть деньги выплатить зарплату за апрель, денег на мартовские авансы у нас нет. Поставщики дизельного топлива заявили, что мы вам больше в долг не даем. У нас остается один выход – 1 мая выйти с руководителями транспортных предприятий на улицу и пройтись в защиту своих прав».

Бесконечную эмоциональную тираду прервал председатель рабочей группы Владимир Терешков, который попросил воздержаться от политических высказываний и вернул дискуссию в рациональное русло – попросил министров обосновать, почему МУПам не дали денег. «Невозможно по федеральному закону выделить деньги из областного бюджета для городских транспортных предприятий. Так вообще некорректно говорить», – отрезала глава областного минфина Галина Кулаченко.

За этот месяц мэрия собирала многочисленные документы. По одному из протоколов совершенно неожиданно выяснилось, что город просит у области денег, не послушавшись советов минфина. В своем докладе министерство рекомендовало мэрии потратить на транспорт 2,789 млрд рублей, но она решила выделить на него лишь 714 миллионов, а остальные деньги распределить по другим статьям. Высокинский пытался доказать, что эти огромные средства город должен был потратить на строительство метро при поддержке из областного и федерального бюджетов. Не получив субсидий, мэрия приняла решение потратить деньги на то, что сама посчитала важным, по сути, доведя транспорт до предбанкротного состояния самостоятельно. Когда Терешков аккуратно намекнул на это вице-мэру, тот отреагировал довольно резко: «Распределять деньги – это полномочия муниципалитета. Контрольные цифры – лишь предложение минфина, решение мы принимаем сами».

В середине ожесточенной дискуссии неожиданно с места встал обычно предпочитающий сурово молчать мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман: «Извините, коллеги, мне надо идти, поэтому я скажу. Суть одна – накопились долги. Пока мы тут совещаемся, они продолжают расти. Требуется добрая воля губернатора и правительства области, чтобы решить этот вопрос. < > Предприятия находятся на грани остановки, я предлагаю в максимально короткие сроки все решить. Если губернатор и правительство скажут, что денег нет, тогда мы в городе будем собираться и думать, как выходить из этой ситуации. Люди уже сказали, что в мае может произойти остановка общественного транспорта. Я сказал что думал». После этого мэр вышел из зала, хлопнув дверью, и отправился в фонд «Город без наркотиков» на презентацию книги.

За два часа дискуссий депутатам удалось прийти к некоторым решениям, впервые после начала обсуждений проблемы в публичном пространстве. Все предложения вместе собрал Терешков. Он поручил минсоцполитики и минфину посчитать возможность перехода с пособий, которые чаще всего оседают в карманах льготников и не попадают к транспортникам, на выплаты. Кроме того, он предложил подумать, можно ли снизить коэффициент по налогу на имущество для МУПов. Две эти меры помогут предприятиям сохранить достаточно большую сумму денег.

Депутат заксобрания Андрей Альшевских заявил, что можно пересмотреть маршруты автобусов, которые часто совпадают с маршрутами частников. От этого рабочая группа пришла к идее устранить частные компании в принципе и сделать весь транспорт муниципальным. «Мы все прекрасно знаем, что большинство частников работает «в черную». Надо подумать, может быть, нужно их ликвидировать? Но снова вопрос к городским предприятиям: смогут ли они обеспечить транспорт в таком объеме?» – отметил Терешков для протокола.

Несмотря на все предложения рабочей группы по оптимизации работы предприятий, Высокинский раз за разом возвращался к грядущему коллапсу, остановке транспорта и просил денег: «Мы с вами в следующий раз собираемся увидеться через две-три недели, это может быть поздно, и мы встретимся уже в рамках антикризисного штаба. Финансовых источников на продолжение деятельности предприятий нет». Тогда областной депутат Дмитрий Ионин предложил радикальную меру: «Давайте наплюем на это соглашение, нам сегодня действительно надо понять, сколько область может дать денег на транспорт в качестве помощи. Но я считаю, что если область решит давать деньги, то она должна ставить жесткий контроль со своей стороны, приводить на предприятия своих людей». На это Высокинский несколько раз выкрикнул с места: «Принципиально нет».

В итоге Терешков принял решение, что рабочая группа порекомендует первым лицам города и области собраться за одним столом и решить в конце концов проблему долга, а сама займется оптимизацией расходов и доходов предприятий и изменением маршрутной сети. К следующей среде чиновникам необходимо собрать еще ряд документов, чтобы можно было назначить следующее заседание. А мэрии предстоит в конце концов начать использовать логику для придумывания аргументов.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров