Челябинским маршрутчикам объявили войну. Мэрия уже капитулировала

Перевозчики уверены, что рейдерскому захвату маршрутов в городе помогает ОПГ

Попытки властей навести порядок на рынке перевозок в Челябинске терпят крах. Разрекламированные мэрией конкурсы на обслуживание внутригородских маршрутов должны были урегулировать эту сферу, но спустя пару лет их эффект кажется сомнительным. «Маршрутные войны», разгорающиеся с новой силой, на сегодня угрожают не только благосостоянию легальных перевозчиков, но и безопасности их пассажиров.

Попытки властей навести порядок на рынке перевозок в Челябинске терпят крах. Разрекламированные мэрией конкурсы на обслуживание внутригородских маршрутов должны были урегулировать эту сферу, но спустя пару лет их эффект кажется сомнительным. «Маршрутные войны», разгорающиеся с новой силой, на сегодня угрожают не только благосостоянию легальных перевозчиков, но и безопасности их пассажиров. Пока владельцы маршрутов жалуются на откровенные попытки рейдерского захвата, чиновники лишь разводят руками, объясняя все недостатками российского законодательства, а правоохранители делают вид, что проблемы и вовсе нет. Перевозчики считают, что в городе орудует ОПГ, и в поисках правды готовы пойти на крайние меры, чтобы привлечь внимание властей. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Новый виток «маршрутных войн» в Челябинске начался еще в феврале 2014 года. Тогда директор фирм «Аль-транс» и «УралДом» (обслуживают шесть популярных внутригородских маршрутов) Алла Даутова заявила о том, что злоумышленники порезали колеса автобусов и запугивали водителей, предлагая тем перейти на работу к конкурентам, поставившим машины на их маршрут. Затем прямо на маршруте стреляли по стеклам транспортных средств из пневматики – найти и задержать хулиганов так и не удалось. После этого оппоненты перевозчика перешли на «горячие методы убеждения», начав поджигать автобусы на стоянках и на дорогах, несмотря на находившихся внутри пассажиров. Так, утром 12 мая неизвестные забросили в переполненный автобус маршрута № 85 бутылку с зажигательной смесью, 29 мая на стоянке сожгли ПАЗ этого же маршрута, а 13 июня кинули «коктейль Молотова» в лобовое стекло отъехавшей от остановки маршрутки № 37, внутри которой находились четыре пассажирки. На сегодня ущерб у предпринимателя – более 90 порезанных колес, около 40 разбитых стекол на сумму более 100 тыс. рублей, несколько сожженных транспортных средств и поврежденный огнем склад запчастей.

«В городе действует ОПГ, которая нанимает за деньги подростков в качестве поджигателей. Парни лет 15–17 в масках ждут на остановках наши автобусы и, когда те подъезжают, режут им колеса и убегают. Склад подожгли такие же подростки – на видео, сделанном камерой наблюдения, это видно», – рассказывает Алла Даутова.

Сложившуюся ситуацию предприниматели называют попыткой рейдерского захвата и отмечают, что сталкивались с аналогичной проблемой еще в 2011 году. И тогда, и сейчас, по словам Даутовой, заказчиком проводимых в отношении маршрутчиков акций была одна и та же фирма – ООО «Консул». Проблемы у бизнесвумен возникли на всех ее маршрутах, на которые в обход конкурса поставил свои машины владелец этой фирмы.

«Заказчики не скрываются, о них все знают, но в МВД никаких действий не предпринимают, говоря, что для беспокойства нет повода», – возмущается председатель НП «Ассоциация перевозчиков Челябинской области» Алексей Глинских. Работники его фирмы, осуществляющей перевозку челябинцев на шести маршрутах, также, по словам предпринимателя, подвергаются давлению и запугиванию со стороны лиц, причастных к «Консулу».

Отметим, навести порядок в сфере частных внутригородских перевозок муниципальные власти пытаются с 2012 года. Для регулирования этого рынка мэрия даже провела конкурс перевозчиков, распределив между ними существующие в городе маршруты. Эти меры, по заявлению администрации Челябинска, должны были остановить «маршрутные войны» и сделать поездки горожан безопаснее и комфортнее. Перевозчики, принявшие участие в конкурсах, рассчитывали на гарантии со стороны властей и возможность спокойно вести бизнес, в том числе с привлечением кредитных средств. Однако идея властей с треском провалилась. И администрация Челябинска, заварив кашу с переделом маршрутного рынка, по-тихому отстранилась от решения проблем частных перевозчиков, прикрывшись пробелами в российском законодательстве.

От действий той же фирмы «Консул» в 2013 году пострадал еще один бизнесмен: Юрия Русина, выступавшего против проведения такого конкурса и отказавшегося участвовать в нем, попросту выжили с маршрута. Конкурент, получив документы на маршрут Русина, чинил препятствия его работе всеми возможными способами. Несмотря на огромное число обращений в правоохранительные органы, ФСБ, к губернатору и выше, отстоять свое дело бизнесмену не удалось. «В этом году, разобравшись с нами, эта фирма наехала на тех, кто выиграл конкурсы! И опять никто ничего сделать не может», – возмущается Юрий Русин, отмечая, что мэрия позиционировала проведение конкурсов как кампанию по наведению порядка в сфере маршрутного такси, однако она превратилась в фарс. «Я пытался объяснить городским и областным чиновникам, что не надо ломать то, что построено и работает. Что надо поднимать муниципальный транспорт и не стоит наводить порядок в частном бизнесе. Но конкурсы прошли, моя компания не стала участвовать и продолжила работать, пока ее не выжили», – вспоминает Русин.

В ответ на обвинения в рейдерстве гендиректор ООО «Консул» Сергей Вербовский распространил в Интернете открытое письмо, в котором заявил, что целью «маршрутных войн» является монополизация рынка. Причем их организатором, по словам бизнесмена, выступает Ассоциация перевозчиков, в которую вместе с Даутовой входит около десятка перевозчиков. «Консул», как говорит Вербовский, является в этом конфликте жертвой, которую хотят выдавить с рынка с помощью административного ресурса за счет обращений в правоохранительные органы, к губернатору, полпреду и президенту. При этом о нападениях на автобусы конкурентов в письме не говорится ни слова.

Алла Даутова действительно подала в полицию уже 30 заявлений, но по большинству из них получила отказ в возбуждении уголовных дел «из-за незначительности ущерба». После протеста прокуратуры с требованием все же завести дела правоохранители присылали владелице маршрутов другое постановление – о приостановлении их расследования из-за недостатка доказательств. В аналогичной ситуации оказался и Алексей Глинских, чей автобус злоумышленники расстреляли из пневматики прямо на маршруте. Комментируя это происшествие СМИ, полиция заявила, что никаких выстрелов не было, а стекла разбились из-за того, что два пассажира повздорили и один из них бросил в автобус камень.

«Механики, пытаясь переманить наших людей к себе, говорят, что владельцы компании заберут все маршруты, которые им нравятся. Они ведут себя слишком нагло и уверенно. Вероятно, что есть те, кто либо покровительствует им, либо закрывает на все это глаза», – подчеркивает Даутова.

Кроме полиции и прокуратуры женщина также писала врио губернатора Борису Дубровскому, полпреду Игорю Холманских, премьер-министру Дмитрию Медведеву, президенту Владимиру Путину и представителям партии «Единая Россия», но обращения не дали результата. Единственные уголовные дела, возбуждения которых удалось добиться, – о поджоге склада и о последнем поджоге маршрутки. В первом случае действия пироманов расценили как умышленное уничтожение имущества (часть 2 статьи 167 УК РФ), во втором – как простое хулиганство (часть 1 статьи 213 УК РФ). Сейчас перевозчики надеются, что расследование этих дел не приостановят, а виновных найдут и накажут. Пока защищать свои права они намерены в законном поле, но если власти не начнут наводить порядок, готовы пойти на крайние меры, остановив свой транспорт и выйдя с митингом на улицы Челябинска.

На сегодня муниципальные власти признали свою беспомощность в вопросе урегулирования «маршрутных войн», переложив всю ответственность на силовые органы. Как заявил журналистам на аппаратном совещании сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов, решать конфликты мэрия может с помощью разговоров, уговоров и обращений в правоохранительные органы, однако действенных рычагов у чиновников нет.

Пресс-секретарь управления транспорта Челябинска Валентина Богомазова в разговоре с журналистом «УралПолит.Ru» пояснила, что ведомство сегодня контролирует лишь соблюдение расписания и вывод на линию того подвижного состава, который был заявлен в конкурсной документации. При этом контроль за следованием автобусов по своим маршрутам в Челябинске никто не осуществляет из-за отсутствия в административном законодательстве региона пункта об ответственности частных перевозчиков.

«Сегодня никто не запрещает одному перевозчику выходить на маршрут другого – того, кто, например, выиграл конкурс. Мы проводим конкурс на местном уровне, чтобы как-то упорядочить ситуацию. Но в конкретной ситуации, когда выходят два перевозчика и начинают срабатывать уже рыночные отношения, у нас полномочий нет, поскольку федерального закона в этой части пока не принято», – пояснила Богомазова.

Добавим, принять участие в диалоге с пострадавшими перевозчиками и журналистами на пресс-конференцию в «Комсомольской правде» позвали и представителей ГУ МВД по Челябинской области. Однако полицейский главк приглашение проигнорировал. Не было среди участников и Сергея Вербовского. На момент подготовки материала связаться с ним журналисту «УралПолит.Ru» не удалось.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров