Челябинские политтехнологи делят бюджеты кандидатов в гордуму

Эксперты уверены, что деньги в выборном вопросе решают не все

В Челябинске активно обсуждается рынок политтехнологических услуг. Ближайшие выборы в Челябинскую гордуму состоятся лишь через полтора года, но уже сегодня можно нарисовать примерную картину того, кто из пиарщиков будет востребован, какие предвыборные бюджеты потребуются для получения мандата и сколько «денежных мешков» будут бороться за кресло.

В Челябинске активно обсуждается рынок политтехнологических услуг. Ближайшие выборы в Челябинскую гордуму состоятся лишь через полтора года, но уже сегодня можно нарисовать примерную картину того, кто из пиарщиков будет востребован, какие предвыборные бюджеты потребуются для получения мандата и сколько «денежных мешков» будут бороться за кресло. Масла в огонь подлила и реформа в областном правительстве: ответственность за выборы перешла от вице-губернатора Александра Уфимцева и первого вице-губернатора Олега Грачева к вице-губернатору Николаю Сандакову. Это, по мнению опрошенных политтехнологов, может поменять предвыборные расклады. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Челябинские представители околополитической и медийной тусовки предлагают в преддверии выборов собственные услуги. Буквально за пару недель в блогосфере можно было встретить как завуалированные предложения по сотрудничеству, так и откровенные просьбы в духе «дайте денег». «Лично я являюсь одним из лучших в стране специалистов по созданию общественных объединений, – заявил в своем блоге политолог Тарас Есаков. – Готов выполнить такую задачу, желательно за год до выборов, в любом регионе России в удобной для заказчика форме». Он также заверил своих читателей, что больше никогда не будет работать с кандидатами, которые «тупо и наивно против административного ресурса и контролируемого голосования желают отработать чисто по площадям стандартной агитацией и потом в день выборов надеются, что их вдруг да выберут». Для победы на выборах в крупном городском округе, по мнению политолога, требуется 10 миллионов рублей, такие данные он называет, ссылаясь на семинар «Школа власти», прошедший в Екатеринбурге. Впрочем, по оценкам Тараса Есакова, цена победы может быть снижена, если заменить деньги людским ресурсом.

Попыткой самопозиционирования можно считать недавнее исследование молодого политолога Никиты Трегубова, в котором он пытается ранжировать депутатов гордумы, выделяя кандидатов на выбывание в предстоящей политической гонке. Впрочем, коллеги Трегубова высказались об исследовании весьма критично.

Однако едва ли перечисленных участников политсообщества можно назвать серьезными претендентами не то что на победу в возможной кампании, но и на само участие в «предвыборке» какого-либо кандидата в депутаты. Как показывает практика, успешные политтехнологи сами себя в блогах не рекламируют. Ну или делают это несколько по-другому.

Чтобы понять запросы будущих кандидатов в частности и запрос на раскручивание публичной деятельности – в целом, я встречаюсь с одним из самых известных политтехнологов Челябинска. На условиях анонимности эксперты довольно откровенно рассказали о «внутренней кухне» челябинского предвыборного рынка.

«Давайте сразу определимся, о каких услугах мы будем говорить, – предлагает мой первый собеседник. – Потому как существует острый запрос на постоянное продвижение и пиар-сопровождение проектов или кампаний, есть запрос на конкретную информационную войну, а есть чисто предвыборные проекты. На все эти направления есть запрос, а вот адекватное, профессиональное предложение на рынке найти сложно. Что касается выборов, то можно говорить персонально о политтехнологах, которые занимаются этим вопросом профессионально».

Эксперт прогнозирует приезд в Челябинск команд политтехнологов из других городов. «Уже сегодня можно говорить о примерных бюджетах, – рассуждает он. – Будет около ста кандидатов, рассчитывающих на депутатское кресло в челябинской гордуме. Списки партий будут контролироваться правительством области, никаких сюрпризов там быть не может. А вот в трех–четырех из 24-х округов могут пройти случайные люди».

Мой собеседник утверждает, что предвыборные бюджеты будут иметь решающее значение: за 10 миллионов рублей и более депутатом можно сделать любого адекватного человека. Особые политтехнологические штуки едва ли предстоит увидеть челябинцам, лишь социальные сети, блоги и интернет-СМИ будут интересовать пиарщиков больше, чем раньше: с каждым годом эти каналы становятся все популярнее.


Андрей Лавров

Другой эксперт, близкий к правительству Челябинской области, считает, что говорить предметно о бюджетах и каких-то идеях будущей предвыборной кампании пока рано. Пожалуй, две фамилии – Алексей Ширинкин и Юлия Бобылева – фавориты на этом рынке, они работают с партией власти. Есть группа крепких «фрилансеров» – Андрей Лавров, Максим Бодягин и Юлия Грибовская, как правило, они работают втроем. Еще можно вспомнить Сергея Клесуна, который ведет кампании с переменным успехом. А вот руководитель аппарата челябинской гордумы Юрий Чанов и его команда, рассчитывающие на предвыборные бюджеты, могут и вовсе пройти мимо предвыборных баталий. К Чанову и его соратникам, по словам моего собеседника, есть вопросы как у правящей партии, так и у бывших клиентов. «Результат выборов будет зависеть от общеполитической конъюнктуры, окружения кандидата: поддержка врачей, учителей или социального коллектива будет иметь весомое значение, – утверждает мой собеседник. – От позиции губернатора, конечно, будет зависеть многое, если не все. Ну и работоспособность кандидата – важное условие. Если он не хочет победить, не прикладывает усилия, то никто не сделает его депутатом».


Юлия Бобылева

А вот с тезисом «деньги решают все, за 10 миллионов можно стать депутатом» эксперт категорически не согласен. «Не будет существенной разницы, потратить на кампанию восемь миллионов или 15, – считает он. – Денег не бывает много, бывает, что их достаточно для победы».

Эксперт исключил возможность появления в гордуме «случайных» депутатов, не прошедших согласования с администрацией губернатора: «Может, и пройдет один–два таких, но и это навряд ли. Люди стали рациональнее оценивать свои шансы, да и не в 95-м году живем, когда можно было выиграть выборы с помощью хорошо написанной листовки».

«Есть очень высокая вероятность, что на выборах будут «кормиться» и заезжие технологи. Или они встроятся сами по себе, договорятся с протестными кандидатами, но, возможно, мы будем проводить с ними консультации. Понятно, что будут участвовать и многочисленные политические партии. Если грамотно выстроить кампанию, то даже у «Яблока» есть шансы на преодоление пятипроцентного барьера», – уточнил собеседник.


Алексей Ширинкин

Наш третий собеседник называет залогом успеха «Деньги-крышу-волю». «У нас пуганые люди, админресурс работает только в ручном режиме, – считает политтехнолог. – После дела на Захаренко, 5, где руководителю избиркома «корячится уголовка», трудно найти мотивацию для человека, чтобы получить срок, пусть и условный. Есть ряд районов, где люди не готовы вообще браться за такие вещи».

Если кандидат будет согласован с администрацией губернатора, то кампания будет стоить относительно адекватно, не придется нанимать псов, которые будут работать против власти. «Но провести кандидата на протестной волне, против воли областного правительства вполне возможно, – считает собеседник. – 5–10 % – это нормальный порядок фальсификации, если правильно провести кампанию. Если победить с преимуществом в 20 % и более, никакой фальсификации не будет». 3–5 миллионов рублей – более чем достаточно на «зачищенном» округе без конкурентов. «Если конкуренция есть, то стоимость кампании может вырасти до 10 миллионов рублей. Выбирать депутатов будут по 24-м округам, треть из них попилена и зачищена, на двух третях округов, то есть на шестнадцати, разного качества конкуренция будет», – подчеркнул он.

Эксперт считает, что специфика предстоящих выборов будет в партийных разборках. «Мне интересно, какие партийные бренды составят конкуренцию «Единой России», – подвел итоги собеседник. – У нас есть социальные кластеры, которые являются потребителем партийного продукта, соответственно, они не ходят на выборы, либо голосуют вынужденно. Если идея будет раскручена и востребована, то партии, ее продвигающие, могут на что-то рассчитывать. Например, какая-нибудь партия пенсионеров может получить один–два мандата».

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров