Нижний Тагил? Кому он нужен!

Спецрепортаж «УралПолит.Ru» о пятерых смелых, бросивших вызов власти на выборах, где все решено

Выборы мэра Нижнего Тагила перестали быть интригой, когда Владимир Путин приехал в город и, памятуя о том, как рабочие поддержали его на выборах президента, распорядился превратить его буквально в «город-сад». Идеологически верный кандидат на пост градоначальника пусть не сразу, но был найден, после чего кампания уже не предвещала ничего интересного.

Выборы мэра Нижнего Тагила перестали быть интригой, когда Владимир Путин приехал в город и, памятуя о том, как рабочие поддержали его на выборах президента, распорядился превратить его буквально в «город-сад». Идеологически верный кандидат на пост градоначальника пусть не сразу, но был найден, после чего кампания уже не предвещала ничего интересного. Тем не менее побороться за кресло мэра с заранее известным победителем Сергеем Носовым решили пять человек. Корреспондент «УралПолит.Ru» отправился в Тагил, чтобы понять, зачем они это делают.

Появление в списке кандидатов однозначного лидера Сергея Носова изменило весь ход кампании в Нижнем Тагиле. В отличие от обычных выборов, основная интрига складывается вокруг двух вопросов: сумеет ли Носов добиться «чеченского» результата в 80–90 % (о них заявлял первый замглавы губернаторской администрации Алексей Багаряков, курирующий кампанию) и кто займет второе место – таким образом выявится реальный лидер оппозиции Тагила, с которым придется считаться мэру. Кандидаты от оппозиции решили идти к «серебру» разными путями – кто-то делает ставку на личные встречи, кто-то – на печатную агитацию, а кто-то откровенно заявил об отказе от борьбы. Что происходит в штабах оппозиционных кандидатов – в материале «УралПолит.Ru».

Штаб эсера оказался самым оживленным

За неделю до выборов изменений к лучшему в Нижнем Тагиле не видно – те же разбитые дороги, дома с обваливающейся штукатуркой, но при этом – портреты Сергея Носова на каждом углу. Конкурентов тоже не видно – вся политическая реклама сводится к Носову и двум лозунгам: «Голосуй за Тагил» и «Всерьез и надолго». Второй, кстати, ярко иллюстрирует основные сомнения тагильчан в будущем мэре – Носов уже пытался играть в политические игры, но после поражения, нанесенного бывшим губернатором Эдуардом Росселем, бесследно исчез из города и области.

Портреты Носова размещены и на маршрутках – скромные распечатки формата А4 в обычных полиэтиленовых «файлах». На попытку их сфотографировать маршрутчики реагируют нервно – завидев фотоаппарат, подходят со словами: «Не надо это снимать – нам сказали никому не разрешать это делать». А главные слухмейкеры любого города – таксисты-бомбилы – в один голос говорят о победе «правильного» кандидата.

Кроме Носова, билборды в предвыборной кампании использует только Андрей Муринович

«Я на выборы не пойду – понятно же, что Носов победит. Лучше с семьей время проведу, а может, работать поеду. Тут вас, журналистов, 14-го будет много, глядишь, подзаработаю», – рассуждает таксист.

Сам Носов не горит желанием встречаться с журналистами. Два дня переговоров с его помощниками (общаться с журналистами лично вице-губернатор отказывается) завершились обещанием перезвонить, как только «будет понятно, сможет ли Сергей Константинович найти время в плотном графике встреч с избирателями». Судя по отсутствию обещанного звонка, времени у «правильного» кандидата так и не нашлось.

Портреты «правильного» кандидата в Тагиле встречаются на каждом шагу

Самый оживленный штаб оказался у кандидата от «Справедливой России» Андрея Муриновича. Сторонники опытнейшего политика, в 1990 году входившего в областной Совет народных депутатов и приложившего руку к приходу к власти легендарного Эдуарда Росселя, разместились в местном отделении «Справедливой России» на окраине Вагонки. Именно в этом районе когда-то жил и нынешний уральский полпред, выходец с давшего название району Уралвагонзавода Игорь Холманских.

Мода на бехатоновую плитку дошла и до Тагила, но уложена она здесь с такими горками и ямами, что тротуары скорее напоминают танковые полигоны

При этом Андрей Муринович – единственный, кроме Носова, кандидат, агитация которого присутствует в городе, пусть и в объемах гораздо меньших, чем у единоросса. Корреспонденту «УралПолит.Ru» удалось обнаружить несколько билбордов, с которых политик и автогонщик Муринович напоминает тагильчанам, что выбор у них все-таки есть. В штабе уверены, что агитации могло бы быть и больше, если бы ее не портили оппоненты. «Баннеры с изображением Муриновича режут, информационные листовки срывают, а в Интернете на некоторых сайтах порой пишут откровенную ложь», – рассказывают в штабе.

«Родному городу – красивые улицы, чистые дворы» в Тагиле обещают уже несколько лет, но порядок традиционно наводят лишь перед выборами

Относительно своих шансов иллюзий не испытывают ни Андрей Муринович, весной выигравший выборы в гордуму, ни его соратники. Для них главное в этот раз – не победа, а объединение тех, кто не согласен мириться с тем, что якобы выборного мэра Нижнему Тагилу «назначили» в администрации губернатора. «Сейчас основная задача – не борьба с Носовым, это как с мельницами воевать. Надо заниматься другим – мэру в любом случае нужно будет вести переговоры с оппозицией, а нам важно сформулировать перечень вопросов и требований, которые необходимо озвучить и решать немедленно, чтобы улучшить жизнь горожан», – считает Андрей Муринович. Позже кандидат философски добавляет: «Может, этот Носов – не такой уж и плохой вариант. Город знает, это как минимум. Но поймите, вот такое отношение, когда нам мэра «сверху» посадили, – оно никому не может понравиться».

Наглядной иллюстрацией словам эсера служит ситуация в штабе КПРФ. Кандидат от коммунистов Алексей Кубасов (выходец с УВЗ) тагильчанам не особо известен, пик его политической карьеры в постсоветский период – должность депутата гордумы. Он не скрывает, что на победу не рассчитывает и использует кампанию в узкопартийных целях. Штаб (расположенный, кстати, в одном из кабинетов городской администрации) пустует, узкая комнатка заполнена красными флагами и плакатами, с которыми местные коммунисты ходят на демонстрации и митинги. У Кубасова нет своего помещения, и поэтому штаб приютили у себя представители заместительницы обкома КПРФ, депутата заксобрания Елены Кукушкиной. Тут же расположен и горком КПРФ – коммунисты явно решили сэкономить на аренде.

Самый оптимистично настроенный оппозиционер кандидат от ЛДПР Владимир Гаев заявляет о готовности бороться за победу

«Вместо агитации мы используем возможности кампании для того, чтобы рассказать людям о партии. Сергей Носов (кандидат от «Единой России») тоже ведь не совсем самостоятелен, он либо встроится в существующую систему, либо поведет свою игру, не согласованную с властью уровнем выше. И останется без денег в бюджете, как и Исаева, а значит – ничего в городе не изменится», – рассуждает Алексей Кубасов, пока его помощники в коридоре общаются с единственной посетительницей. Об отсутствии реальных мэрских амбиций у КПРФ говорит и заявление Кубасова, сделанное на прошлой неделе: кандидат-коммунист сообщил, что остается в предвыборной гонке, но при этом будет поддерживать Андрея Муриновича. Это одна из крупнейших побед эсера, пытающегося объединить тагильскую оппозицию. Напомним, что раньше о своей поддержке Андрея Муриновича заявили представители партии «Демократический выбор», считающие его наиболее авторитетным кандидатом от оппозиции.

Единственный кандидат, который реально рассчитывает на победу, – представитель ЛДПР, депутат гордумы Владимир Гаев. Такая уверенность в своих силах свойственна «жириновцам» даже несмотря на откровенно слабые результаты на предыдущих выборах всех уровней в Свердловской области. Ситуация в штабе напоминает обычный РУВД – в тагильском отделении ЛДПР очень много выходцев из милиции-полиции, таких как Гаев или «тагильский» депутат заксобрания Максим Ряпасов. Даже у помощника кандидата, с которым корреспондент «УралПолит.Ru» общался до приезда Владимира Гаева, чувствуется милицейское прошлое – четкие формулировки, выстроенная причинно-следственная связь во всех высказываниях и интонации матерого опера.

Многочисленные награды и признание далеко за пределами Нижнего Тагила позволяют Александру Жученко открыто заявлять о своих политических симпатиях

Слова о претензиях на победу, впрочем, расходятся с делом – агитацию либерал-демократы начали лишь за полторы недели до выборов, ограничившись листовками с программой кандидата. Впрочем, в штабе охотно объясняют причины такого решения. «Люди устали и обозлились. За последний год было слишком много выборов и слишком много обещаний, которые так никто и не выполнил. Газеты, которые обычно выпускают партии и кандидаты, отправляются в макулатуру сразу из ящика – какой тогда смысл тратить на них ресурсы? Нужны встречи, хотя и они проходят тяжело», – сетуют в штабе Владимира Гаева.

Вернувшись из типографии, куда Гаев ездил за своими листовками, он рассказывает: «Это не спорт, здесь нельзя идти по принципу «главное – не победа, а участие». Наша цель – это победа. У меня есть предложения, как решать городские проблемы, пусть не сразу – но решить, и я намерен бороться именно за победу». Рассказ о своей программе кандидат то и дело прерывает воспоминаниями о том, как он, будучи депутатом, помогает избирателям, но соратники честно признаются: значительная часть их электората на выборах города – это отделение ЛДПР и родственники входящих в него тагильчан.

«Патриоты России», которых представляет Игорь Макаров, оказавшийся самым немногословным кандидатом, придерживаются противоположной позиции. «Встреч особо не проводим. Кампания идет спокойно, никаких экстраординарных моментов нет, готовимся к голосованию», – заявил Макаров «УралПолит.Ru». Надеяться на победу ему и в самом деле сложно – он работает председателем совета территориального общественного самоуправления «Прудок», за пределами которого о Макарове мало кто знает. Отсутствие агитации на улицах оптимизма не добавляет – даже коммунист Кубасов сумел договориться о размещении своих листовок на киосках Роспечати. Пусть они и выставлены так, что на первый взгляд воспринимаются в качестве еще одного товара, но у Макарова нет и этого.

Самым загадочным кандидатом остался самовыдвиженец Константин Семенченко. До мастера строительных и монтажных работ ООО «Ремонтно-строительный комплекс» невозможно дозвониться, к нему нельзя прийти на работу – его кабинет находится на территории завода за тремя проходными, и даже жители домов рядом с РСК не знают, что живут в двух шагах от претендента на мэрское кресло. Политологи считают, что его выдвижение – подстраховка Сергея Носова от массового демарша со стороны оппозиционеров. Если вдруг все они в знак протеста против предрешенного результата снимут кандидатуры, выборы все равно состоятся именно благодаря наличию в списке фамилии Семенченко. Так это или нет – остается загадкой из-за крайней закрытости единственного самовыдвиженца, о котором ничего не знают даже его конкуренты по предвыборной гонке.

За пределами избирательных штабов Нижний Тагил живет обычной жизнью. И пусть в городе чувствуется некая предрешенность октябрьского голосования, исключение все-таки есть: это общественные организации, которым уровень авторитетности позволяет придерживаться собственных взглядов, а не заявлять о «безоговорочной» поддержке единоросса Носова. Так, по словам председателя правления фонда содействия реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху «Страна глухих» Александра Жученко, за годы существования фонда они не раз обращались за помощью к политикам и чиновникам, но реальную поддержку увидели только со стороны Андрея Муриновича.

«Во-первых, мне как председателю правления фонда «Страна глухих» приходилось обращаться непосредственно к Андрею Муриновичу за помощью, и ни одна просьба не осталась без внимания. Во- вторых – с первых дней существования «Страны глухих» проект поддерживает Сергей Миронов. И я знаю не понаслышке, а на деле, сколько «Справедливая Россия» помогала и помогает людям с ограниченными возможностями – без пиара, без фанфар и показухи. Ну и третья причина – мне, и как тысячам тагильчан, просто надоели все эти показательные и предвыборные «заботы о народе», а затем – четырехлетняя нирвана тех, кто прячется от нас за дубовыми дверями и в теплых креслах», – рассказал «УралПолит.Ru» Александр Жученко.

«Страна глухих» сегодня – одна из наиболее влиятельных «профильных» организаций, о которой давно известно за пределами Нижнего Тагила. Сайт, созданный Жученко, в свое время получил «премию Рунета». Заслуги фонда, признанные в масштабах всей страны, позволяют ему открыто говорить о своих пристрастиях.

По мнению московского политолога Юрия Гиренко, изучающего тагильскую кампанию в качестве примера «борьбы за второе место», поведение кандидатов наглядно демонстрирует их отношение к предвыборной борьбе. «По сути, сейчас агитацию кроме Носова ведет только Муринович. Его попытка использовать выборы для объединения тагильской оппозиции может принести вполне осязаемый результат: очевидно, что власти после выборов необходимо будет работать и с политическими оппонентами. Муринович и может стать тем самым человеком, который сведет требования оппозиции в общую программу, сумеет донести ее до власти и добиться ее выполнения», – считает эксперт.

Объединение вокруг сильного политика уже начало беспокоить его политических противников. Заявленная цель в 80–90 % голосов становится не такой уж и бесспорной, как считалось еще летом, а появление в городе сильной политической фигуры неминуемо заставит Сергея Носова считаться с мнением тех тагильчан, которые полагают, что готовы без губернаторской указки выбрать мэра для родного города.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров