«Чтобы решить все проблемы в КГСХА – нужно очень сильно затянуть пояс»

Олег Филистеев Фото: пресс-служба Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева

Скоро Курганский государственный университет и Курганская государственная сельскохозяйственная академия станут единым вузом. В связи с этим возникают большое количество вопросов о том, что же ждет высшее образование в регионе. Как дальше будет работать академия? Что случиться с ее филиалами? О том, как будет проходить слияние, о перспективах «объединенного» вуза – в интервью УралПолит.Ru рассказал исполняющий обязанности ректора КГСХА Олег Филистеев

Олег Владимирович, когда состоится объединение Курганского государственного университета и Курганской государственной сельскохозяйственной академии?

– В Минсельхозе и Минобрнауки прошли заседания комиссий, которые оценили последствия реорганизации вузов. Оба министерства приняли положительное заключение о слиянии. В конце июля – начале августа выйдет постановление Правительства РФ о начале объединения КГУ и КГСХА, которое будет идти в течение полугода. К началу календарного и финансового года, то есть в январе 2023, вузы станут единым юридическим лицом. С того момента академия будет называться филиалом Курганского госуниверситета – Курганская сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева.

Сразу хочу опровергнуть все страхи о том, что академию закроют. Нет, такого не будет. КГСХА как работала, так и будет работать. Вуз будет продолжать готовить агрономов, зоотехников, специалистов на направлениям «Гражданское строительство» и «Пожарная безопасность». После объединения поменяется название академии и изменится управленческая структура.

У академии большие долги. Как вы будете решать эту проблему?

– Понимаем, что этот серьезный вопрос нужно решать и решать самостоятельно. Вряд ли кто-то из министерства даст денег, потому что за последние три года почти полмиллиарда рублей поступили в вуз. Но эти деньги не смогли решить проблемы академии.

К сожалению, из-за долгов КГСХА мы не можем участвовать в грантовых конкурсах, потому что одно из главных условий – это отсутствие задолженностей.

Сейчас пояс надо будет очень сильно затянуть в академии, чтобы решить все проблемы. К моменту объединения КГУ и КГСХА мы должны погасить все задолженности.

Какие преимущества получит КГСХА после объединения с КГУ?

– Одна из задач слияния – это участие в федеральных программах.

Что это нам даст? Вуз получит дополнительное финансирование. Для студентов откроются новые возможности для получения дополнительных профессиональных навыков во время учебы.

Слухи об объединении КГУ и КГСХА ходили давно. Сейчас уже известны примерные сроки слияния. Как преподаватели и студенты в академии относятся к присоединению?

– В академии из-за отсутствия официальной информации нафантазировали таких проблем, которых нет. Неудивительно, что появлялись различные домыслы. Педагоги и студенты волнуются из-за грядущих изменений. У них возникает большое количество вопросов о том, как будет дальше развиться академия. Подчеркну, что студенты как учились, так и будут учиться. В вузе началась приемная компания, сейчас идет прием документов от абитуриентов. В новом учебном году выделены бюджетные места. Первокурсники получат жилплощадь в общежитий. Для студентов ничего не изменится.

Как изменится структура академии после объединения с КГУ?

– 9 июня в КГСХА прошло заседание ученого совета. На нем утвердили новую структуру вуза, которая начнет действовать с 1 сентября. Четыре факультета объединяем в два института: Биотехнологии и Агротехнический. Каждый институт будет состоят из четырех кафедр. Сейчас идет оформление документов. Скоро начнутся конкурсные процедуры по избранию преподавателей.

Будет ли сокращение педагогов?

– Мы оптимизируем структуру, уменьшаем административно-управленческий персонал. Стараемся любыми способами избежать сокращения живых людей, но с кем-то будем вынуждены расстаться. Сотрудников, которые хотят, умеют и могут работать, сохраним. А с теми, кто по привычке ходил на работу, будем расставаться.

Для меня важно, чтобы люди не потеряли в зарплате. У нас было четыре декана факультетов, два их них станут директорами институтов. Двух экс-деканов будем нагружать дополнительной административной работой, чтобы они не потеряли в своей зарплате.

У КГСХА три филиала – Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, Куртамышский сельскохозяйственный техникум, Чашинский государственный аграрно-технологический колледж. Как эти учебные учреждения будут работать после объединения вузов?

– В данный момент проводится аудит материально-технической базы Курганской сельхозакадемии, который необходим, чтобы в дальнейшем всю инфраструктуру вуза привести в порядок. Аудит касается в том числе и филиалов КГСХА — колледжей в селе Чаши, в Петухово, в Куртамыше.

У Петуховского техникума есть две угольных котельных, электроподстанция. Ежегодно возникает ряд проблемных вопросов, связанных с подготовкой к отопительному сезону. У Чашинского техникума огромная территория, на которой расположены два учебных корпуса, трехэтажное общежитие, спорткомплекс, столовая, пекарня, жилой дом и газовая котельная. Конечно, персоналу очень сложно обслуживать и следить за состоянием всех этих строений.

В техникуме обучаются всего 37 студентов. В этом году мы вынуждены были отказаться от приема абитуриентов. Мы доучиваем и выпускаем студентов, дальше обсуждаем варианты судьбы Чашинского техникума. Нам важно сохранить это учебное заведение. Во-первых, в техникуме учат студентов по уникальной специальности «Технология переработки молочных продуктов». Выпускники востребованы не только в нашей области, но и в соседних регионах. Во-вторых, многие жители села трудятся в техникуме. Его закрытие означает, что люди останутся без работы, этого допустить нельзя. В –третьих, как я уже сказал, у техникума хорошая база, которая должна работать на благо села. После объединения КГУ и КГСХА техникумы останутся филиалами.

Когда у академии появились филиалы - техникумы?

– В 2009 году приняли решение о присоединении Петуховского, Куртамышского и Чашинского техникумов к КГСХА в связи с распоряжением Минобрнауки. Тогда академия взяла на себя такой груз и ответственность.

Потом другие колледжи и техникумы региона, учредителем которых являлось Министерство, были переданы с федерального бюджета на региональный.

Петуховский техникум построен в 30-е годы прошлого столетия. Каково состояние зданий филиалов?

– Удовлетворительное состояние у Куртамышского техникума. Котельная в Петухово находится в крайне плачевном состоянии, ее нужно ремонтировать. Здесь требуются большие финансовые вложения.

В рамках нацпроекта «Образование» в Курганской области идет обновление мастерских учреждений среднего профессионального образования. После объединения вузов филиалы академии могут стать участниками этого проекта?

– К сожалению, нет. В нацпроекте «Образование» могут участвовать только техникумы и колледжи региона, учредителем которых выступает департамент образования и науки Курганской области. В нашем случае, вуз полностью берет все вопросы с обновлением материально-технической части на себя. У Минсельхоза нет программ по развитию СПО.

Не выделяются средства ни на закупку нового оборудования, ни на проведение ремонтов.

После объединения академия в составе КГУ сможет участвовать в программах Минобрнауки, тем самым развивать техникумы.

Какие объекты сейчас входят в ведение КГСХА? Ежегодно осенью возникают вопросы по котельной КГСХА? Как вы работаете с администрацией Кетовского района, с администрациями муниципалитетов, где находятся филиалы?

– Мы ведем переговоры с администрацией Кетовского района. Планируются поставить две-три современных модульных котельных в селе Лесниково, которые будут обслуживать жилые дома, детский сад и школу. На балансе у Чашинского и Петуховского техникумов находятся котельные, которые обсуживают ряд жилых домов и социальных объектов. Ежегодно перед руководством КГСХА вставали вопросы подготовки к отопительному сезону, обслуживание котельных в осенне-зимне-весенний период. Сейчас мы с администрацией муниципалитетов обсуждаем вопросы передачи жилищно-коммунальной инфраструктуры. Отмечу, что люди в этих районах без тепла зимой не останутся.

В прошлом году аварийное общежитие КГСХА экстренно расселяли. В каком состоянии сейчас это здание? Сколько общежитий у академий, каково их состояние?

– У академии семь общежитий. Одно из них сейчас заморожено. Мы как раз обсуждаем, как его передать муниципалитету. КГСХА общежитий хватает. Все студенты академии и техникумов обеспечены жилплощадью. Нет ребят, которым было отказано.

Пристальное внимание уделяем состоянию общежитий СПО, потому что в филиалы поступают абитуриенты после окончания 9 класса, то есть дети. К состоянию зданий предъявляются более строгие требования. В каждом общежитие есть воспитатель, который следит за студентами.

Олег Владимирович, давайте вернемся к теме развития академии после слияния. У КГСХА есть диссертационный совет. Будет ли он работать после объединения?

– В Курганской области всего два диссертационных совета. Один – в академии, второй – в Центре Илизарова. Сейчас мы готовим документы на его переоформление. Совет сохраним. Конечно, он будет дальше работать.

Если в целом говорить о научном потенциале академии, то в этом направлении вуз активно развивается. Есть большое количество успешных проектов. Но почему-то об этом не говорят? Академии есть, чем гордиться, есть, что показать. В вузе установлено новейшее оборудование, работают современные лаборатории.

Правительство региона готовит заявку о создании селекционного центра на базе КГСХА в Минсельхоз и Минобрнауки. Расскажите подробнее об этом?

– К сожалению, создать полноценный селекционный центр нам не по силам. Мы готовимся открыть Агробиокластер. Сельхозакадемия станет площадкой для адаптации, масштабирования тех продуктов, которые создают ведущие селекционные центры страны.

Например, в лаборатории создали десять семян определенного сорта. На учебных полях КГСХА мы будет отрабатывать всю агротехнику новых сортов для Урала и Сибири.

Дополнительно вуз планирует участвовать в проекта по селекции в области животноводства. У академии есть богатый опыт в этом направлении. Здесь выводили породы овец, шерсть у которых была по 20 сантиметров, мясомолочные породы крупного рогатого скота. Сейчас в вузе специалисты, которые знают и умеют это делать. Мы уже начали подготовку для участия в селекционных проектах. Наши педагоги проходят переподготовку.

Селекция – это история долгая. Для того, чтобы вывести сорт семян, породу животных требуются годы. Если в области растениеводства можно ускорять процесс с помощью теплиц, то в области животноводства нужно ждать пока одно поколение не сменит другое. Провели несколько совещаний с местными сельхозпроизводителями, посвященных открытию Агробиокластера. Они заинтересованы развитием проекта, готовы сотрудничать.

Как академия взаимодействует с сельхозпроизводителям?

– Сельхозпроизводители помогают открывать новые лаборатории, участвуют в учебном процессе. Специалисты сельхозпредприятий ведут занятия у студентов, входят в состав государственных экзаменационных комиссией. Совместно проводим научные исследования.

На базе академии создана ферма, где есть поголовье крупного рогатого скота, свиньи, бараны, две лошади, жеребец и пони. Для студентов специальности «Переработка сельскохозяйственной продукции» депутат Госдумы Александр Ильтяков построил цех. Ребята на практических занятиях изучают полный цикл переработки мясной продукции, начиная от обвалки туши до изготовления сосисок, колбас и сарделек. Рядом с учебным производством находится пекарня, где студенты с преподавателями пекут хлеб. У нас запатентован «Мальцевский хлеб». В академии делают сыр, от голландского до итальянского мягкого. Наши студенты не голодают.

В этом году российские вузы удалили из Болонской системы. На ваш взгляд, как дальше должно развивать высшее образование в стране?

– Россия подписала Болонскую систему для того, чтобы дипломы российских вузов котировались в Европе. На мой взгляд, эта задача не была достигнута.

В Болонский процесс страна входила достаточно аккуратно, по многим направлениям сохранили специалитет. Мое четкое убеждение заключается, что образование - структура, которая достаточно консервативна. «Резать» по ней резко, нежелательно.

В России создали двухуровневую систему образования: бакалавриат, магистратура. И вузы не смогли доказать руководителям предприятия, кто такие бакалавры. Нам часто задавали вопрос: «Бакалавриат – это техникум или неоконченное высшее образование?». Мы наломали дров с Болонской системой. Один момент – это поступление в магистратуру с любым высшим образованием. При ведении двухуровневой системы нужно было обозначить направления для поступления в магистратуру. То есть гуманитарии могли продолжать обучение по гуманитарным специальностям, технари – техническим.

Нужно сделать постепенный переход от Болонской системы к своей. Сейчас рассматривается несколько схем развития высшего образования. Одна их самых популярных и обсуждаемых: 2+2+2. Два года студенты получает базовые знания по специальности. Затем два года идет специализация, после еще два года – углубленная специализация.

Есть мнение, что нужно вернуть советскую систему, в которой все было хорошо. На мой взгляд, это уже не вариант. При обсуждении перспектив развития высшего образования, нужно в первую очередь поднять вопросы общешкольного образования. В этой сфере большое количество проблем с учебниками, с программами, с нагрузкой на учителей. Для начала нужно решить эти вопросы.

В вузы приходят выпускники школ. Если у них есть пробелы по каким-то дисциплинам, то учиться им будет довольно сложно. Мы должны выстроить какую-то собственную траекторию системы образования, которая сможет реагировать на вызовы рынка, подстраиваться под них. Большое внимание уделять повышению квалификации педагогов.

Высшее образование – это база по специальности, которую человек получает. Но во время обучение ему нужно научиться правильно находить информацию, анализировать ее, делать выводы. Когда молодой специалист выходит на работу, то он должен уметь решать те узкие задачи, которые ставить перед ним его руководитель. Если говорить о современных трендах в образовании, то сейчас работодателей не только вовлекают в экзаменационные комиссии, но и в формирование учебных программ.

Страницу о Болонской системе нужно перевернуть и шагнуть в следующую историю, которую напишем сами.

Как вы сейчас взаимодействуете с руководством КГУ?

– Мы находимся в постоянном диалоге. Я сам являюсь преподавателем университета. Сейчас сверяем определенные шаги, которые должны сделать университет и академия в процессе нашего объединения. 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Персоны:

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров