Инаугурация нового губернатора Свердловской области отгремела, все формальности позади, и сейчас Евгению Куйвашеву предстоит с головой погрузиться в хозяйственные проблемы.
Инаугурация нового губернатора Свердловской области отгремела, все формальности позади, и сейчас Евгению Куйвашеву предстоит с головой погрузиться в хозяйственные проблемы. Главная из них, как признается и сам глава региона, – катастрофичная ситуация с наполняемостью бюджета и долгами Свердловской области. К концу года региональный минфин рискует недосчитаться 40 млрд рублей. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Финансовое положение Свердловской области вновь пошатнулось. На сегодняшний день только официальный дефицит областного бюджета превышает 6,5 млрд рублей, и это без учета других долговых обязательств. Исполнение запланированных статей расходов, в том числе по социально-значимым статьям, идет с заметным отставанием. Как отмечают собеседники «УралПолит.Ru», таких показателей регион не достигал даже в кризис осенью 2008 года, когда региональную казну пришлось спешно «урезать» на 28 млрд рублей. В команде нынешнего губернатора такие удручающие финансовые показатели списывают на предшественника Евгения Куйвашева – Александра Мишарина и его правительства. Например, как заявил накануне в ходе встречи с участниками специальной рабочей группы сам глава региона, с начала года государственный долг Свердловской области увеличился почти на 2 млрд рублей.
Согласно официальному отчету регионального министерства финансов, на сегодняшний день в казну собрано 46,5 млрд рублей, что составляет 34 % от планового годового показателя (всего запланировано 133 млрд 105 млн рублей). При этом, расходы областного бюджета пока исполнены с большим отставанием – 40,3 млрд. рублей (28 %). Как признаются депутаты и областной минфин, во многом такое отставание связано с тем, что до сих пор не принята программа управления госсобственностью, а следовательно область не получает доходов от продажи акций, кроме того, с большим отставанием идет сбор налогов в региональную казну. «Депутаты по очередной программе управления госсобственностью, как помните, не стали принимать никакого решения, и вопрос «завис». Если бы они ее одобрили – мы бы знали, что можем рассчитывать примерно на 5 миллиардов рублей в доходной части», – рассказали в министерстве финансов.
Как рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» депутат заксобрания Анатолий Сухов, на данный момент в правительстве и заксобрании существует несколько вариантов выхода из сложившегося бюджетного кризиса, но пока они все «достаточно сырые». «Скорее всего, пойдем по увеличению доходов, по расходам должны выстоять и удержать все показатели», – подчеркнул он. Как именно пополнять казну, тем не менее, пока не совсем понятно. Председатель областного правительства Владимир Власов в качестве одной из мер повышения доходности бюджета предложил продолжить работу с основными плательщиками налогов в областной бюджет и отслеживать реализацию тех соглашений, которые уже подписаны с наиболее крупными налогоплательщиками региона. Напомним, подобные соглашения – ноу-хау администрации Александра Мишарина, согласно которым крупные предприятия обязывались не повышать объемы налоговых отчислений в казну до докризисного уровня. Но, учитывая, что по итогам первых четырех месяцев долг по налоговым отчислениям предприятий составил почти 9 млрд рублей, эффективность такого механизма у всех участников бюджетного процесса вызывает сомнения.
Несмотря на то, что областные власти обещают не сокращать расходы по основным статьям, цифры говорят об обратном – финансирование различных сфер жизни идет крайне слабо. Так, например, на жилищно-коммунальное хозяйство с начала года было выделено 209 млн 833 тысячи рублей, что составляет лишь 9 % от годового плана, на дорожное хозяйство 910 млн рублей (10 %), на дошкольное образование 211 млн 750 тысяч рублей (6,5 %), на треть профинансированы здравоохранение и социальная политика.
В областном министерстве финансов признают, что социальные расходы действительно могут быть сокращены, и такие предложения уже неоднократно озвучивались парламентариям. «Сокращение расходов, 85–89 % из которых «социалка» – один из путей. Мы в прошлом году постоянно обращались с просьбой выдвигать предложения, какие расходы можно сократить. Это не обязательно должны быть социальные расходы – есть областные целевые программы, которые также можно корректировать», – пояснили в минфине. По данным «УралПолит.Ru», такой вариант действительно рассматривается в правительстве и в ближайшее время «под нож» могут пустить такие программы как «Энергосбережение», «Развитие физкультуры и спорта», «Чистая вода», «Доступное жилье» и «Экология и природные ресурсы».
Депутаты заксобрания посчитали, что, учитывая дефицит бюджета, государственный долг и прочие долговые обязательства, областной казне на сегодняшний день не хватает порядка 25–30 млрд рублей. «Колтонюк (и. о. министра финансов области Константин Колтонюк) утверждает, что эта цифра скоро вырастет до 40 млрд рублей», – отметил один из собеседников «УралПолит.Ru». При этом, речь идет лишь об официальных данных.
Решение бюджетного вопроса станет для губернатора Евгения Куйвашева своеобразной проверкой на прочность: необходимо не только защитить перед заксобранием поправки к региональной казне, но и мобилизовать все органы власти и предприятия для наполнения бюджета. В противном случае регион рискует впервые за последние десятилетия переквалифицироваться в дотационные – все возможные кредитные источники правительство области уже задействовало. Понесет ли какую либо ответственность экс-губернатор Мишарин за такие колоссальные долги – неизвестно, а вот министр финансов Колтонюк скорее всего уже не сможет продлить свои полномочия и вряд ли попадет в состав нового правительства с такими финансовыми показателями.
Полина Дикушина, Алексей Остапов, фото с сайта duma.midural.ru
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях


