Назначение Игоря Холманских – самое громкое событие в региональной политике России 2012 года. Социальный лифт в действии, история, которую перепечатывали даже международные СМИ: начальник цеха танкового завода из глубинки становится представителем президента в крупнейшем промышленном регионе страны.
Назначение Игоря Холманских – самое громкое событие в региональной политике России 2012 года. Социальный лифт в действии, история, которую перепечатывали даже международные СМИ: начальник цеха танкового завода из глубинки становится представителем президента в крупнейшем промышленном регионе страны. Игорь Холманских рассказал «ФедералПресс» о новой для себя работе, сообщил, как изменилась его жизнь после назначения и какие отношения на самом деле связывают его с Владимиром Путиным.
Игорь Рюрикович, семь месяцев назад Вы возглавили Уральский федеральный округ. Какие задачи Вы поставили перед собой до конца года, что удалось сделать?
Поскольку я являюсь полпредом президента России, то задачи мне ставит именно он. Большинство из них определены в указе главы государства о его полномочных представителях в федеральных округах, других указах и поручениях, послании Федеральному собранию. И совершенно не важно, сколько времени полпред находится в своей должности – два года или два дня. Выполнять нужно все задачи, причем качественно и в срок. Никаких скидок на неопытность и снисходительного отношения к «новичкам» здесь не бывает. Но есть, конечно, вещи важные лично для меня с точки зрения технологии работы.
Прежде всего, я стремился основательно познакомиться с регионами УрФО. То есть увидеть, понять их особенности и проблемы изнутри, а не глазами заезжего визитера. За прошедшие месяцы я по несколько раз побывал в каждом из субъектов округа. В программу поездок включались не только административные центры, но и другие города. Обязательно посещал ведущие предприятия, проводил встречи с трудовыми коллективами, лидерами общественного мнения. В результате удалось составить достаточно ясное представление о достижениях и проблемах каждого региона, особенностях социальной и политической ситуации, менталитете жителей. Все это крайне необходимо в текущей работе. Такую информацию не получишь, сидя в кабинете и читая справки с отчетами. Поэтому я обязательно продолжу регулярно, не реже чем раз в квартал посещать регионы округа.
Также очень важным для меня было выделить типичные проблемы, которые не решаются во всех или в большинстве территорий, и понять, почему так происходит. Обозначились такие общие проблемы, как срыв программ переселения людей из ветхого и аварийного жилья, невыполнение намеченных планов жилищного строительства, недостаточно эффективная борьба с коррупцией и уличной преступностью. Болевой точкой является организация профилактики наркозависимых граждан. Государство практически ушло из данной сферы, отдав ее на откуп кому угодно – от сектантов до политиканов. По всем этим вопросам даны конкретные поручения губернаторам регионов, руководителям правоохранительных органов. О переломе ситуации говорить пока рано, но сдвиги в решении проблем уже есть.
До назначения вы руководили цехом Уралвагонзавода. Как вы изменили свой стиль управления, работая полпредом?
Практически каждый государственный и муниципальный руководитель, особенно если речь идет о первом лице, выполняет политические функции. Такова уж природа власти. Поэтому уйти от политики невозможно. Не зря ведь говорят, что «если ты не занимаешься политикой – политика займется тобой». Теперь о моем стиле управления. В принципе, технология руководства любым коллективом примерно одинакова, вне зависимости от того, хозяйственные или политические задачи он решает. Поэтому при переходе в полпредство кардинально менять подходы к управлению мне не пришлось.
В статусе полномочного представителя Вы в первый месяц работы провели встречи с местными элитами, главами регионов. Не секрет, что в разные годы у губернаторов по-разному складывались отношения с институтом полномочного представителя президента. Как Вы оцениваете эту работу сейчас?
С губернаторами у меня сложились не только деловые, но и товарищеские отношения. Однако это совсем не означает, что кто-то из них находится вне контроля и критики. Например, в ходе последней серии моих поездок по округу рассматривался ход выполнения указов и поручений президента. Практически везде с губернаторами, другими представителями региональных властей состоялся очень жесткий разговор. Не потому, что я такой суровый, – просто ситуация требует. Как говорится, только дело – и ничего личного. На мой взгляд, такой формат взаимоотношений – самый правильный.
Уральский федеральный округ – один из сильнейших на территории России. Но и здесь традиционные для страны проблемы – коррупция, состояние ЖКХ, необходимость модернизации производства и так далее. При этом у полпредства есть и ряд политических задач. Какие вопросы для Вас лично и Вашего аппарата являются приоритетными на данный момент?
О некоторых приоритетах я уже говорил. Все проблемы, которые Вы перечислили, также находятся в сфере внимания аппарата полпреда. Но если расставлять акценты по значимости, то среди экономических проблем я бы выделил модернизацию производства во всех субъектах Федерации и развитие многоотраслевой экономики в традиционно сырьевых регионах – в Югре и на Ямале. Стратегической задачей при этом является снижение зависимости бюджетной системы и народнохозяйственного комплекса от экспорта сырья и металлов. Эту задачу сформулировал президент России в своем послании Федеральному собранию, и она остро стоит для всей страны. Но в Уральском федеральном округе с его исторически сложившейся структурой экономики преодоление сырьевой ориентации критически важно. В прошлом году была разработана и утверждена правительством России Стратегия социально-экономического развития УрФО до 2020 года, нацеленная на решение этой задачи. В ряде регионов имеются аналогичные по смыслу документы. Дело заключается в том, чтобы они осуществлялись на практике. Как полпред я намерен этого добиваться.
После Вашего назначения – учитывая, что на Урал из Москвы Вы прилетели на самолете вместе с Владимиром Путиным, – обсуждалось, что у Вас есть едва ли не «прямой доступ» к президенту. Как часто Вы контактируете с ним?
Возможность выхода на президента России есть у всех его полномочных представителей. Но, разумеется, ею пользуются только при необходимости, для обсуждения самых неотложных вопросов. В поле зрения главы государства – выполнение поставленных им задач. Разговор на эту тему со мной состоялся в ходе визита Владимира Владимировича Путина в Магнитогорск в июле нынешнего года.
Для меня как полпреда очень важно, что президент страны не оставляет без внимания общественные инициативы, яркий тому пример – поддержка идеи о введении звания «Герой труда России», выдвинутой на августовской конференции движения «В защиту человека труда» в Тюмени.
Как складываются Ваши отношения с коллегами из Нижнего Тагила сейчас? Посещаете ли город с неофициальными визитами? Как оцениваете развитие муниципалитета после того, как горожане выбрали на пост мэра Сергея Носова?
С моими коллегами и друзьями по заводу отношения остаются прежними, товарищескими. Здесь ничего не изменилось и не изменится, постоянный контакт поддерживаю и с руководством Уралвагонзавода.
В Нижнем Тагиле бываю достаточно часто – и с официальными поездками, и неофициально. Например, 14 октября ездил голосовать на выборах мэра. Это был визит не как полномочного представителя, а как жителя города, выполняющего свой гражданский долг.
Теперь о ситуации в Нижнем Тагиле после избрания нового главы города. Итоги подводить еще рано, но уже ясно: Сергей Константинович Носов взялся за дело как следует. Именно этого от него ожидают горожане. Ведь 92 % голосов за Носова на октябрьских выборах – не только отражение его личной популярности, хотя, безусловно, он уважаемый в городе человек. Это – «голосование надежды», свидетельство крайней усталости жителей Нижнего Тагила от некомпетентности и беспомощности местной власти, острой потребности в профессиональном и достойном человеке на посту главы города.
Ваши предшественники поддерживали проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» (сейчас им занимается ОАО «Корпорация развития»). Как Вы оцениваете успехи этого проекта, какую роль играет полпредство в его судьбе сейчас?
Пожалуй, главной идеей этого проекта является развитие транспортной инфраструктуры северных регионов Уральского федерального округа – Ямала и Югры. Иначе нынешней однобокой структуры экономики данных территорий не изменить. И даже развитие традиционной нефтегазовой отрасли чем дальше, тем больше будет сдерживаться низкой транспортной доступностью.
Всю остроту проблемы особенно ясно чувствуешь, посещая ХМАО-Югру и ЯНАО. Например, из крупнейшего города Ямала – Нового Уренгоя в столицу автономного округа – Салехард можно попасть только по воздуху. Такая же ситуация с сообщением между Салехардом и Надымом. Разве это нормально? Руководство Ямала и Югры проблему осознает и принимает меры по ее решению. Хороший пример – сооружение трассы Салехард – Надым. На этой уникальной стройке мне недавно удалось побывать.
Но только усилиями северных регионов при всех их бюджетных возможностях проблему не решить. Для реализации транспортных проектов стратегического масштаба требуется федеральная поддержка. Один из таких проектов – Северный железнодорожный широтный ход. Вместе с губернатором ЯНАО Дмитрием Николаевичем Кобылкиным мы работаем над тем, чтобы этот проект начал осуществляться на практике.
Вопросы – Алексея Вахрушева
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях