Екатеринбург теряет ЧМ-2018. Все дело в экономии

Федеральные власти готовят города «на вылет» – на все площадки для чемпионата денег не хватит

Перспективы Екатеринбурга стать одной из площадок для проведения матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году не так уж безоблачны. В связи с заметной нехваткой средств федеральный центр рассматривает возможность сократить список городов, в которых изначально планировалось проведение матчей мундиаля. Выбирать площадки будут по двум принципам – развитость инфраструктуры и возможность финансирования подготовки за счет собственных ресурсов.

Перспективы Екатеринбурга стать одной из площадок для проведения матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году не так уж безоблачны. В связи с заметной нехваткой средств федеральный центр рассматривает возможность сократить список городов, в которых изначально планировалось проведение матчей мундиаля. Выбирать площадки будут по двум принципам – развитость инфраструктуры и возможность финансирования подготовки за счет собственных ресурсов. Спецкомиссия по отбору городов уже начала свою работу. Екатеринбург пока не входит в число фаворитов. Но региональные власти спокойны. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Уже летом правительство РФ и оргкомитет по подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года могут значительно откорректировать список городов, претендующих на право проведения мундиаля. Как заявил заместитель руководителя федерального оргкомитета Александр Джорджадзе, к июню планируется разработать и принять специальную инфраструктурную программу подготовки, в которой будут учтены инфраструктурные возможности городов, претендующих на проведение игр. До этого времени, как стало известно «УралПолит.Ru», специальная комиссия должна оценить существующее положение дел во всех 11 городах. К работе, в частности, привлекаются специалисты ГУП «НИиПИ Градостроительства», которое преимущественно работает над формированием генпланов городов Московской области и занимается проектом по созданию так называемой «большой Москвы». По данным нашего агентства, комиссия запросила во всех регионах информацию о нынешнем состоянии дорожной инфраструктуры и транспортной обстановке, а также о проектах в этой сфере, которые планируется реализовать к 2018 году. При этом, как отмечают собеседники «УралПолит.Ru», знакомые с ходом подготовки к чемпионату, у комиссии стоит задача искать города «на вылет».

На недавно отстроенном центральном стадионе, который планировали вновь глобально переделать к ЧМ-2018, могут никогда не выступить звезды мирового футбола

Причина такого изменения федерального курса проста: отсутствует достаточное финансирование. В начале года регионы, заявленные на проведение матчей чемпионата, представили в федеральный оргкомитет предварительные расчеты – в общей сложности запросили порядка 540 млрд рублей. По оценке специалистов аналитического центра Standard & Poor's, собственных финансовых ресурсов регионов недостаточно для того, чтобы взять на себя даже половину расходов. У Свердловской области – в том числе. «Только такие сильные города, как Москва и Санкт-Петербург, а также несколько регионов, инфраструктура которых уже находится на высоком уровне, смогут самостоятельно профинансировать расходы на подготовку к чемпионату. Всем остальным регионам придется использовать заимствования или обращаться за поддержкой к федеральному правительству. Однако, по нашим оценкам, даже в условиях значительного софинансирования расходов из федерального бюджета регионы будут вынуждены существенно скорректировать свою бюджетную и долевую политику, что, вероятнее всего, приведет к ухудшению их кредитного качества. В такой ситуации роль федерального правительства может оказаться гораздо более значительной, чем планируется в настоящее время», – говорится в отчете Standard & Poor's.

Совокупные расходные потребности Екатеринбурга, по расчетам аналитиков, составляют 161 млрд рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом Свердловской области. Больше средств требуется лишь Самаре (340 млрд рублей) и Калининграду (200 млрд рублей), меньше всего – Сочи (30 млрд рублей).

«По нашим оценкам, всего четыре региона смогут профинансировать все необходимые расходы: города Москва и Санкт-Петербург, а также Республика Татарстан (Казань) и Краснодарский край (Сочи). В этих двух регионах будут проводиться Универсиада 2013 года и Зимние Олимпийские игры 2014 года. Поскольку они уже получили федеральную поддержку, их потребности в капиталовложениях невелики», – резюмируют аналитики.

По словам источников «УралПолит.Ru», специальная комиссия готовит доклад по готовности Екатеринбурга и, вероятно, будет рекомендовать исключить его из перечня городов-площадок для ЧМ-2018 – в том числе в связи с многочисленными вопросами к городской инфраструктуре. На сегодняшний день глобальных проблем две – сложная дорожная (и транспортная) ситуация в городе и географическая удаленность от федерального центра.



Состояние дорог в Екатеринбурге шокирует иностранцев сильнее, чем местных жителей

Как ранее писал «УралПолит.Ru», городские власти до сих пор не могут определиться с реконструкцией транспортной развязки около Центрального стадиона, на которую придется основная нагрузка в случае проведения чемпионата. Открытым остается вопрос с переносом СИЗО № 1 и ОММ. По словам вице-губернатора Якова Силина, договоренности по переносу этих объектов достигнуты всеми заинтересованными сторонами, но вновь – все упирается в финансирование. Область и город готовы предоставить земельные участки для переноса объектов, но финансовая сторона вопроса – за федеральными структурами. «Только по СИЗО речь идет о миллиардах», – подчеркнул Яков Силин. Еще сложнее обстоят дела с транспортным сообщением. Согласно мечтам городских и областных чиновников, к 2018 году в Екатеринбурге должна появиться вторая ветка метро, которая будет пролегать мимо Центрального стадиона и основной фан-зоны. Ожидалось, что большую часть финансирования опять же возьмет на себя федеральный бюджет – собственными силами область и город строили две станции первой ветки больше десяти лет. Но ранее Минтранс отклонил заявку Екатеринбурга на финансирование строительства метро, посчитав ее слишком затратной – средства из федерального бюджета получат лишь Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Позже, правда, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович уточнил, что пока это «предварительные оценки».

Не решен вопрос и транспортной доступности Екатеринбурга. Проект строительства высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Казань – Москва (ВСМ-2) до сих пор не получил внятной поддержки ни в правительстве, ни у региональных властей.



Поезда, подобные «сапсанам», могли бы сделать Екатеринбург ближе к Москве, но пока проект не имеет ни четкого плана, ни финансирования

Единственный, кто с завидной регулярностью заявляет о готовности реализовать проект, – экс-губернатор Свердловской области Александр Мишарин. В среду он провел очередное совещание по этому вопросу, в котором принял участие в том числе вице-премьер Сергей Зырянов и гендиректор «Корпорации развития Среднего Урала» (отвечает за этот проект со стороны региона) Сергей Филиппов. 



Будущее ВСМ-2, каким его видят РЖД и «Корпорация развития Среднего Урала»

Как рассказали «УралПолит.Ru» в пресс-службе корпорации, проект строительства ВСМ-2 на участке Казань – Екатеринбург «становится актуальным». Но его реализация до сих пор находится на стадии разработки организационно-правовой схемы. «До конца августа текущего года в правительство РФ должны быть представлены обоснования инвестиций по всем проектам высокоскоростных магистралей, которые включены в Стратегию развития железнодорожного транспорта, в том числе и по ВСМ-2», – уточнили в корпорации. Очевидно, что реальное будущее этого проекта туманно.



Экс-губернатор Александр Мишарин, пожалуй, последний верный сторонник ВСМ-2, который верит в реализацию проекта

По данным «УралПолит.Ru», комиссия, которая работает над изучением готовности городов, анализирует даже минимальные проекты по принципу «реально/нереально» для того, чтобы оценить реальность запросов регионов и впоследствии принять решение об исключении их из перечня. В Екатеринбурге, например, уже поставили под сомнение проект скоростной электрички из центра города в аэропорт Кольцово (взамен существующей, которая ранее была признана убыточной и сократила число рейсов более чем в два раза). Какие еще претензии есть у ревизоров, станет известно уже по завершении их работы.

В региональном правительстве идею о сокращении количества городов оценивают неоднозначно. По словам заместителя главы администрации губернатора по информационной политике Ильи Ананьева, поводов для беспокойства у Екатеринбурга нет. «Экспертное мнение такого солидного агентства имеет право на существование, но решение о проведении чемпионата мира в указанных городах принималось после тщательного мониторинга территорий. Нужно напомнить, что эти решения принимались на уровне Минспорта, правительства и руководства страны. Города утверждены и отобраны исходя из экономического потенциала страны и регионов. Если Екатеринбург выиграет право проведения Экспо-2020, то Чемпионат мира по футболу для города будет определенным этапом подготовки к выставке. Поэтому у Екатеринбурга на сегодняшний день нет предпосылок говорить о том, что он не примет Чемпионат мира по футболу, – в городе мощно развивается массовый футбол и город заточен на проведение мундиаля», – подчеркивает Илья Ананьев.

Представители «белого дома» в неофициальных разговорах признают, что в случае, если федеральные власти значительно урежут финансирование и примут решение об исключении Екатеринбурга из списка, город понесет колоссальные имиджевые потери. В случае, если же федеральный центр оставит Екатеринбург в качестве площадки для проведения ЧМ-2018, но переложит основные финансовые расходы на региональную казну, местным властям останется лишь перекроить всю бюджетную политику региона. А это, по оценкам местных чиновников, пошатнет позиции региона не меньше, чем экономический кризис.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров