На следующей неделе, 27 ноября, в Екатеринбурге пройдет публичное обсуждение городского бюджета. Это в целом рядовое событие, на которое раньше не особо обращали внимание, администрация уральской столицы довела до уровня медиашоу. Это понятно: возросла цена вопроса – до 7 млрд рублей.
На следующей неделе, 27 ноября, в Екатеринбурге пройдет публичное обсуждение городского бюджета. Это в целом рядовое событие, на которое раньше не особо обращали внимание, администрация уральской столицы довела до уровня медиашоу. Это понятно: возросла цена вопроса – до 7 млрд рублей. Именно столько, по словам представителей мэрии, Екатеринбург недополучил из областного бюджета. «УралПолит.Ru» внимательно изучил проект города на 2014 год и выяснил, где обитатели «серого дома» прячут деньги и как мэрия может сэкономить 7 млрд рублей. Подробнее – в нашем материале.
Увлекательная математика
Прежде чем приступить к рассмотрению каждого из 11 разделов бюджета в отдельности, стоит остановиться на некоторых любопытных цифрах. Так, при скрупулезном изучении главного финансового документа можно узнать, к примеру, что при расходах на ЖКХ в 2 миллиарда (сюда входят и компенсации за льготников, и суммы на отселение жителей из ветхих домов) на свое собственное содержание чиновники мэрии закладывают 2,3 млрд рублей. И это только зарплаты. В эту цифру не включены ни расходные материалы, ни покупки новых автомобилей, ни расходы на электричество и отопление для административных зданий. Суммы эти, кстати, разбросаны по всему бюджету.
Другая интересная цифра – сумма госзакупок, 4 млрд рублей. Сюда входят, правда, не только новые «Мерседесы» для вице-мэров, но и вполне необходимые закупки новых автобусов (порядка 70 млн рублей), и балалаек, и прочего реквизита для театров (порядка 70 млн рублей), о которых так беспокоился на прошлой неделе на согласительной комиссии в заксобрании директор екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский. Кстати, примечательно: все время твердя о транспортном коллапсе в Екатеринбурге, мэрия тем не менее на балалайки выделяет почти столько же денег, сколько и на решение проблем общественного транспорта.
Наконец, с удивлением мы обнаружили строчку на охрану памятников культуры и истории. Как выяснилось, в городе, где едва ли не каждый месяц гибнет по одному памятнику, регулярно выделяется несколько миллионов на их охрану. Суммы, правда, небольшие – в общей сложности 2,5 млн рублей в год. Но вот как они будут расходоваться – это любопытно. К примеру, в разделе «Общегосударственные нужды», где описываются расходы, которые финансовому отделу уже совсем никак не удалось отнести ни к образованию, ни к здравоохранению, запланировано 500 тысяч. И вот что-то не слышно о готовящейся реконструкции здания горадминистрации, да и сумма для этого уж больно несерьезная, а вот на ремонт кабинета кого-то из вице-мэров – вполне.
Государственные вопросы екатеринбургского бюджета
Конкретные статьи расходов в бюджете мы решили изучать по порядку – с первого раздела. Тем более что посвящен он животрепещущей теме – расходам на содержание управленческого аппарата (2,5 млрд рублей). Это, впрочем, не означает, что здесь указаны все административные расходы, – только те, которые финансовый отдел мэрии не смог никак расписать по другим статьям. К примеру, содержание мэра: ни к здравоохранению, ни к социальному обеспечению его отнести невозможно, в отличие от расходов на управление культуры.
Итак, по порядку. Зарплата Евгения Ройзмана вместе со всеми надбавками и премиями за следующий год составит в сумме 2 млн 247 тысяч рублей – это чуть меньше 200 тысяч рублей в месяц. При этом фактически единственная обязанность мэра – лишать депутатов голоса на заседаниях, когда они пытаются оспаривать постановления горадминистрации или подвергать их сомнениям. Почему не сократить этот пункт раза в четыре? Символическому главе города – символическую зарплату. Хватит и 50 тысяч рублей в месяц. Итого: уже можно сэкономить 1,6 млн рублей.
У Александра Якоба зарплата еще выше – 2,7 млн рублей за год. Все-таки, у него и обязанностей побольше – на нем управление всеми структурами администрации. За вечную грязь на улицах, неспособность заставить чиновников выполнять ремонты дорог в положенные сроки, а не в дождь и снег, предлагаем лишить его премий на весь год, что позволит сэкономить половину – еще 1,4 млн рублей.
Зарплата аппарата городской думы на следующий год в сумме составит 141,7 млн рублей. Из них 100 миллионов – это сотрудники аппарата, объясняющие мэру, как именно можно откладывать в долгий ящик предписания прокуратуры, находить лазейки в уставе для признания легитимности заседаний и так далее. Еще 27 миллионов – это зарплаты депутатов. При этом только двое из 36 народных избранников получают за свою общественно-полезную деятельность деньги. Но это не значит, что на остальных не тратится ничего, – те, кто трудоустроен в других местах, а в думу ходят лишь на заседания, имеют право нанять помощников за счет городского бюджета. Платят тем чуть меньше, чем депутатам, но довольно ощутимо: примерно 20 миллионов из этой суммы – это им. Можно и сократить раза в два – сэкономим 10 миллионов.
От общей суммы в 2,5 млрд рублей 1 миллиард выделяется конкретно на содержание центрального руководящего аппарата – это руководители, их секретарши и помощники. Из них 660 миллионов – это районные администрации. Еще 380 миллионов – на заместителей Александра Якоба. Вообще вице-мэры Екатеринбурга – это довольно интересное явление: номинально они ничем не занимаются, а лишь «курируют» соответствующие направления деятельности администрации. Есть, к примеру, глава комитета по благоустройству Тамара Благодаткова – она и решает все вопросы по очистке улиц, а за ее работой следит и отчитывается потом в гордуме вице-мэр Евгений Липович. И зачем нужно это дублирование с учетом того, что чище не становится, – вопрос открытый. Тем более что обходится оно горожанам весьма недешево. Так что 380 миллионов либо на руководителях комитетов, либо на вице-мэрах вполне можно было бы и сэкономить.
Далее идет пункт «Ведомственная целевая программа «Управление муниципальной собственностью муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014–2016 годы» – 29 млн рублей. И все бы ничего, но все эти 29 миллионов – это сумма госзакупок по данной программе. Что такого необходимого мэрия планирует приобрести для управления госсобственностью, при этом совершенно непонятно, можно и сократить.
На контрольно-ревизионную деятельность своей работы мэрия намеревается потратить в следующем году 150 млн рублей. К слову, это одно из самых дорогих подразделений горадминистрации. Для сравнения: на все администрирование управления образования, включая районы, в бюджете запланировано 17,5 миллиона, управления культуры – 12,5 миллиона. Вообще, ситуация, когда мэрия сама распределяет деньги и сама же потом определяет обоснованность и законность этих расходов, выглядит несколько абсурдно. Не логичнее ли было бы передать контрольно-ревизионные полномочия области? Сэкономили бы 150 млн рублей.
Ведомственная целевая программа «Организация транспортного обслуживания населения» – 7 млн рублей. Смущает, что 6 миллионов из них проходят по статье «Зарплаты». Подчеркнем, что речь при этом идет о разделе, посвященном «общегосударственным расходам», – то есть оплатой труда водителей или кондукторов эти деньги быть не могут. Больше похоже на зарплаты руководителей компании «Исеть», которая занимается обслуживанием «Е-карты». Зарабатывают они и без того неплохо (порядка 50 копеек с каждой поездки идет именно в эту структуру), и зачем нужно дополнительно инвестировать средства, непонятно. Не говоря уж о том, что и без того общественность давно просит разрешить и другим компаниям поучаствовать в организации транспортного обслуживания населения. Можно сэкономить: минус 7 миллионов.
Ведомственная целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения» – 37,5 млн рублей в виде субсидий неким «некоммерческим автономным учреждениям». Вообще, программа интересная: на нее по разным статьям расходов напланировано 200 млн рублей, и из той суммы на покупку светофоров и прочей атрибутики – только 23 миллиона в соответствующем разделе бюджета. На что остальные – не очень понятно; вот и эти 37,5 миллиона – чьи-то зарплаты.
Ведомственная целевая программа «Предоставление мер дополнительной социальной поддержки отдельным категориям граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург» – 0,5 миллиона. И снова повторимся: в данном разделе речь идет исключительно о чиновниках. Соответственно под «отдельными категориями» в данном случае подразумеваются сами сотрудники аппарата, которые помимо зарплат себе еще льготы выписывают. Можно сэкономить.
Пять миллионов намечено раздать руководителям всевозможных общественных организаций. Но не напрямую, а под видом субсидий по статье «Предоставление мер дополнительной социальной поддержки отдельным категориям граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Фактически это спонсорская помощь руководителям этих объединений за лояльность в деле агитации отдельных категорий населения.
Еще интересная строчка – 114,5 млн рублей зарплат в разделе «Другие общегосударственные вопросы» под пунктом «Аппарат функциональных (отраслевых) органов Администрации города Екатеринбурга». Судя по всему, это как раз расходы на глав различных комитетов и управлений, которые курируют вице-мэра. Для сравнения напомним, что на аппарат заместителей Александра Якоба, которые, в общем-то, ни за что не отвечают, запланировано 380 млн рублей.
Наконец, очень любопытная строчка находится почти в самом конце раздела: 276 миллионов – на «реализацию функций, связанных с общегосударственным управлением». Из них 214,5 миллиона выводятся из бюджета под видом «бюджетных инвестиций». «Бюджетные инвестиции» – это деньги, отследить расходование которых крайне сложно, как и понять, на что они будут конкретно потрачены. И, в общем-то, эта строчка выглядит как некое условное «прочее», ну, или «получилось» в счете, выставляемом недобросовестным официантом. Тем более что в самом бюджете данные расходы никак не поясняются и не расписываются. Не просто можно – нужно сократить, чтобы избавить чиновников от лишних соблазнов.
Итого: только по одному разделу, не самому, кстати, затратному мы насчитали 860,5 млн рублей расходов, обоснованность которых вызывает большие вопросы. Почти миллиард, который можно было бы и сэкономить. А это только один из 11 разделов казны Екатеринбурга. Посвященный, правда, крайне болезненному вопросу – зарплатам и аппетитам самих чиновников.
Конечно, не имея возможности посмотреть все финансовые документы мэрии Екатеринбурга, которые хранятся почище тайн иной госкорпорации, судить о справедливости наших выводов довольно сложно. Однако статьи расходов, отмеченные нами, в любом случае вызывают немало вопросов.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях


