Южноуральские депутаты, направившие в Госдуму РФ очередную инициативу, вновь потерпели фиаско. В конце прошлой недели проект поправок в федеральное законодательство об административной ответственности для гастарбайтеров в первом чтении не набрал кворума, несмотря на поддержку ряда парламентариев.
Южноуральские депутаты, направившие в Госдуму РФ очередную инициативу, вновь потерпели фиаско. В конце прошлой недели проект поправок в федеральное законодательство об административной ответственности для гастарбайтеров в первом чтении не набрал кворума, несмотря на поддержку ряда парламентариев. За пять лет это уже четвертый из 12 предложенных челябинцами проектов, которому не суждено лечь на подпись главе государства. Одновременно с проектом о мигрантах дума должна была рассмотреть и ожидающий своей очереди почти шесть лет законопроект о городах трудовой славы. В последний момент принимать его передумали и отложили рассмотрение. Почему идеи региональных парламентариев с завидной регулярностью отправляют в корзину и какая участь постигла другие внесенные южноуральцами законопроекты, – выяснял «УралПолит.Ru».
Дюжина идей для федеральных депутатов
Согласно последним данным автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы, южноуральский парламент за последние пять лет внес 12 законопроектов на рассмотрение нижней палаты Федерального собрания РФ. На сегодня ни один из них не приняли. При этом только за 2013 год в ГД от челябинцев поступило восемь законодательных инициатив. Еще две внесли в 2012 году, одну – в декабре 2011, а за три года до этого, в мае 2008, в российскую Госдуму поступила многострадальная инициатива о почетном звании «Город трудовой славы».
Этот законопроект на четырех страницах об «увековечении памяти о деятельности тружеников тыла во время Великой Отечественной войны и в период восстановления разрушенного ей народного хозяйства» гуляет из Челябинской области в Москву и обратно уже пять лет. В 2009 году он в последний момент был исключен из повестки майской сессии Госдумы. К попытке рассмотрения документа в первом чтении вернулись спустя четыре года, 14 октября 2013-го, а затем 24 января 2014 г. Оба раза его откладывали на более поздний срок.
«На сегодня такого нормативного документа в России нет. В 2008 году мы его внесли в Государственную думу. До настоящего времени с ней велась активная переписка, закон возвращался, мы его снова отправляли, и вот, наконец, он должен был рассматриваться Госдумой в первом чтении. Мы бы очень хотели, чтобы этот закон был принят», – рассказал вице-спикер Челябинского заксобрания Семен Мительман, добавив, что в этом случае следующим шагом станет ходатайство о награждении Челябинска званием города трудовой славы. Надежды на принятие законопроекта, несмотря на затянувшуюся работу над ним, местные депутаты пока не теряют.
Не дотянули до закона
Четыре из дюжины инициатив южноуральских парламентариев оказались менее удачливыми. Законопроект об упразднении некоторых районных и городских судов Челябинской области местные народные избранники отозвали самостоятельно. Еще три были отклонены Госдумой при первом чтении, так как не набрали кворума. При этом представители нижней палаты отмечали, что документы грамотно составлены и хорошо проработаны. Среди таких инициатив оказались поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о муниципальном контроле в сфере благоустройства, закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», уточняющий полномочия органов госвласти субъектов по законодательству об административных правонарушениях, и закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», касающийся трудовых мигрантов.
На последний законопроект, назначенный к рассмотрению Госдумой в первом чтении 24 января, многие парламентарии возлагали большие надежды. За него высказался депутат от Челябинской области Сергей Вайнштейн. О готовности поддержать инициативу он сообщал в своем блоге, отмечая важность документа. «Проект крайне необходимый, потому что наводить порядок на рынке труда иностранной рабочей силы надо. Считаю предложенный заксобранием подход правильным и готов поддержать внесенный законопроект», – написал Вайнштейн.
Документ запрещает мигрантам трудиться на территории России не по профессии, указанной в полученном ими разрешении на работу. «Необходимость такого ограничения вызвана многочисленными нарушениями при осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в различных сферах. Особенно показательна в этом отношении сфера пассажирских перевозок», – отмечал ранее спикер заксобрания Владимир Мякуш.
Парламентарии поясняют, что многие гастарбайтеры, получая разрешение на работу, к примеру, строителями, устраиваются водителями, не имея при этом должного опыта, из-за чего нарушают правила дорожного движения и провоцируют смертельные ДТП. Наказывать нарушителей предлагается рублем – от двух до пяти тысяч, – и депортацией. Штраф до 800 тыс. рублей и приостановление деятельности до трех месяцев планируется установить и для работодателей, принимающих мигрантов не по профессии.
В пятницу, 24 января, Госдума рассмотрела законопроект в первом чтении и вынесла на «час голосования». Представлять законопроект в Госдуме южноуральские парламентарии доверили зампредседателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству и депутату Госдумы (фракция «Единая Россия») от Челябинской области Дмитрию Вяткину.
В ходе «часа голосования» за проект вместе с членом фракции ЛДПР Сергеем Вайнштейном проголосовал 51 его однопартиец, в том числе депутат от Челябинской области Василий Журко. От КПРФ вместе с парламентариями от Южного Урала Александром Некрасовым и Иваном Никитчуком его поддержали 86 депутатов, от «Справедливой России» вместе с Валерием Гартунгом и Василием Швецовым – 61 парламентарий. А фракция «Единой России» единогласно проигнорировала инициативу депутатов Челябинской области – ни один из 237 ее членов не принял участия в голосовании. В итоге за законопроект проголосовали всего 199 депутатов из 226, и из-за недостающих 27 голосов он не прошел на следующий уровень. Теперь обсуждения документа прекратят и вернут его в южноуральский парламент.
«Неважно, чье имя будет под законопроектом»
Зампредседателя Законодательного собрания Челябинской области Семен Мительман, комментируя сложившуюся ситуацию, отметил, что тенденция, когда Госдума в 98 % случаев отклоняет поступающие из регионов инициативы, наблюдается уже достаточно длительное время. «Чтобы как-то повлиять на это, был создан экспертный совет «Единой России» в Госдуме. К сожалению, сегодня и этот механизм не достаточно хорошо работает. Если взять наши инициативы, которые мы по несколько лет пытаемся продвинуть, – они только тогда двигаются, когда их вносят сами депутаты Госдумы», – рассказал парламентарий.
Так произошло с инициативой челябинского ЗСО о муниципальном контроле в сфере благоустройства, представлять которую в Госдуму ездил Семен Мительман. Законопроекту для принятия не хватило всего 21 голоса. Однако уже на следующий день группа единороссов во главе с Вячеславом Тимченко внесла в Госдуму аналогичную инициативу, и 20 декабря 2013 года закон приняли в первом чтении. По данным экспертного канала, первоначальную инициативу южноуральцев также поддержали все фракции, кроме ЕР.
«Мы нисколько не хотим, чтобы обязательно наше имя было при внесении законопроекта. Нам важно, чтобы он был принят. Ради бога, пусть депутаты Госдумы вносят свою инициативу. И мы очень надеемся, что закон о муниципальном контроле в сфере благоустройства, за который мы бьемся уже полтора года, наконец будет принят», – прокомментировал Семен Мительман, добавив, что с законом о трудовых мигрантах сейчас складывается аналогичная ситуация.
Депутат Госдумы РФ (фракция ЛДПР) от Челябинской области Сергей Вайнштейн рассказал о сложившейся в парламенте практике рассмотрения законодательных инициатив: «Имеющая большинство в парламенте «Единая Россия» проигнорировала принятие закона, который нужен и упростил бы жизнь не только столичным мегаполисам, но и регионам. К сожалению, любые инициативы, сформулированные не правительством или фракцией «Единая Россия», сегодня имеют наименьшие шансы быть принятыми. Это относится и к законопроектам региональных парламентов. Привычной является практика, когда отклоненное предложение оппозиционной фракции принимается будучи внесенным уже от имени ЕР. Еще раз повторю, инициатива челябинского ЗСО – здравая, потому не исключаю, что ее вскоре озвучит кто-то от партии ЕР».
Подобного же мнения придерживается депутат Госдумы РФ (фракция «Справедливая Россия») от Челябинской области Валерий Гартунг: «Это такая особенность деятельности Государственной думы последних трех созывов: принимаются только те законы, которые вносит либо правительство, либо администрация президента РФ. Все остальные, если они не согласованы с правительством, – не проходят, и «Единая Россия» за них не голосует. Причем, не вдумываясь в суть законов, даже если это нужные и правильные законы, они их отклоняют. Потом, понимая, что сглупили, их вносят под другими названиями и ставят других авторов. И уже занимаются, так сказать, плагиатом».
По его словам, перспектива у региональных законов может появиться только после лишения монополии ЕР, чтобы «дискуссия вновь вернулась в зал пленарных заседаний».
«Не думаю, что статистика по инициативам из регионов настолько печальна. Приблизительно десятая часть таких проектов принимается. Это лучше, чем в прошлом и позапрошлом созывах. С регионами по законодательным инициативам мы работаем точно так же, как с другими субъектами. Из внесенных депутатами Госдумы законопроектов-то далеко не все принимаются. Поэтому говорить, что все инициативы из регионов отклоняются, – такого нет. Мы постоянно находимся в контакте с региональными парламентариями», – прокомментировал депутат Госдумы РФ (фракция «Единая Россия») от Челябинской области Дмитрий Вяткин.
Он также пояснил, что при рассмотрении законопроекта о штрафах для трудовых мигрантов он представлял думский комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, который рекомендовал отклонить инициативу: она «в определенной степени утратила свою актуальность» и признана «имеющей содержательные недостатки, которые не могут быть устранены в случае возможного продолжения работы над ней».
Добавим, в Госдуме на рассмотрении остается еще восемь законопроектов из Челябинской области. Вместе с инициативой о городах трудовой славы своего вердикта ожидают законы о солидарном возмещении вреда водителем и владельцем транспортного средства, о расширении категорий граждан, пострадавших от радиации при аварии на «Маяке» и сбросе отходов в реку Теча, а также о распространении мер соцподдержки на их детей, о корректировке Лесного кодекса РФ в части установления дополнительных оснований для расторжения договора аренды лесного участка и оснований для отказа в доступе к участию в аукционе, о конфискации игрового оборудования в случае осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны, об уточнении полномочий органов местного самоуправления по учреждению средств массовой информации, а также об исключении возможности участия главы муниципального образования в голосовании при принятии решения об оценке его деятельности или о его отставке. Последний законопроект, по данным автоматизированной системы Госдумы, тоже рекомендован ответственным комитетом к отклонению.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях