До воскресенья ни одного депутата свердловского заксобрания не застать в рабочем кабинете. К 1 апреля народные избранники должны дружно отчитаться о доходах и имуществе, а это, как оказалось, занятие совсем непростое.
До воскресенья ни одного депутата свердловского заксобрания не застать в рабочем кабинете. К 1 апреля народные избранники должны дружно отчитаться о доходах и имуществе, а это, как оказалось, занятие совсем непростое. И пока парламентарии корпят над анкетами, бегают по банкам и налоговым инспекциям, «УралПолит.Ru» выяснил, с какими сложностями столкнулись народные избранники при выполнении требований законодательства, какие приятные бонусы получили в результате роспуска заксобрания и почему до последнего дня откладывают момент оглашения своих заработков. Подробности – в материале экспертного канала.
Нервы депутатов на пределе. «Четвертые сутки на это трачу! Пытаюсь получить справки из банков и налоговой. Нам нужно указать не только, сколько средств на счету, но и когда он был открыт. То же самое с акциями и долями в предприятиях. Забудешь про долю в какой-нибудь ООО-шке, которую купил лет 10 назад и которая вообще не работает, и все, нарушение», – пожаловался корреспонденту «УралПолит.Ru» один из народных избранников, сидя в очереди в банке. «Не работаю сегодня, обложился бумагами, сижу, считаю, – посетовал депутат Максим Серебренников. – В итоге получилось 5 млн 285 тыс. 992 рубля 52 копейки».
Как выяснил корреспондент «УралПолит.Ru», большинство депутатов не в курсе, какую сумму заработали за минувший год. Единственное, о чем помнят назубок все парламентарии-старожилы, – это то, что в конце прошлого года они получили компенсацию за досрочное прекращение полномочий – порядка 1 млн рублей. Кстати, наиболее трепетно к своим доходам относятся депутаты-оппозиционеры, которые работают на профессиональной основе. «Основной мой доход в 2011 году – зарплата депутата, это около 1 млн 700 тыс. Плюс к этому в декабре все депутаты прошлого созыва получили социальные выплаты за досрочное прекращение полномочий, у меня это около 1 млн 108 тыс. И еще я продал автомобиль, примерно 350 тыс. рублей», – заявил «УралПолит.Ru» коммунист Андрей Альшевских.
«Сегодня как раз сдал руководителю аппарата Бочкареву сведения о себе, жене и ребенке. Доход от депутатской деятельности – около 1 млн 800 тыс. с учетом компенсации за досрочное прекращение полномочий, доход от депозитов – 500 тыс., плюс дивиденды с бывшего места работы – 6 млн рублей. Есть две квартиры, участок земли и загородный дом, машины нет. Еще есть два счета в банках – один на 1 млн 600, другой – на 1 млн рублей», – отчитался руководитель фракции ЛДПР Максим Ряпасов, который оказался самым состоятельным из думских оппозиционеров.
Так, эсер Дмитрий Ионин в минувшем году заработал 80 тыс. рублей, причем вся сумма – зарплата за первый месяц работы в заксобрании. Коммунист Евгений Касимов, ранее работавший в гордуме Екатеринбурга на неосвобожденной основе, прямо во время разговора с корреспондентом «УралПолит.Ru» подсчитал свои заработки: «Доходы у меня просто фантастические, вы не поверите. 46 тыс. рублей – доход по месту работы, около 34 тыс. рублей – за чтение лекций. Недвижимости нет, живем в квартире жены. Автомобиль купил только в этом году, так что декларировать его буду в следующем».
Немного больше заработал лидер областных коммунистов Дмитрий Шадрин, который пожаловался корреспонденту «УралПолит.Ru», что совершенно бесплатно работал в обкоме КПРФ в течение года: «Сдал декларацию вторым. Думал, что буду первым, но меня Артемьева опередила. Заработал 250 тыс. рублей. А что вы смеетесь, я весь год в обкоме бесплатно работал».
Большинство народных избранников все-таки тщательно оттягивают тягостный момент оглашения своих заработков. «Идет процесс уточнения», – туманно ответил корреспонденту «УралПолит.Ru» эсер Евгений Зяблицев. Лидер партийной фракции в заксобрании Александр Караваев также заявил корреспонденту «УралПолит.Ru», что точную сумму на текущий момент назвать не может. Отметим, что за 2010 год доходы Караваева составили чуть больше 153 тыс. рублей. «Конечно, в срок отчитаюсь и о своих доходах, и о доходах своей семьи. Но сразу скажу – у меня нет иных доходов, кроме зарплаты депутата!» – заявил новоиспеченный эсер Георгий Перский. К слову, ранее парламентарий утверждал, что свою депутатскую зарплату полностью направляет на благотворительность.
Единороссы тоже не спешат откровенничать о своих доходах. Правда, за редким исключением. «Мои доходы состоят из зарплаты по основному месту работы, плюс материальная помощь на приобретение жилья в Екатеринбурге, плюс пособие за досрочное прекращение полномочий депутата. В общей сложности – около 5 млн рублей», – рапортовал депутат Максим Иванов.
А вот его друг и коллега, лидер свердловских единороссов Виктор Шептий пока не смог подсчитать, на какую сумму пополнил семейный бюджет в 2011 году: «Я же менял место работы (до 4 декабря 2011 года возглавлял ГУП СО «Агентство по развитию рынка продовольствия» – прим. ред.) и сейчас запрашиваю справки из бухгалтерии там и здесь, в заксобрании».
Остальные его коллеги клянутся, что вес прошлый год прожили лишь на депутатские зарплаты. «Мой доход за 2011 год – это только зарплата депутата заксобрания. Других доходов у меня нет. Акций, долей в предприятиях, недвижимости, автомобилей нет. И супруги нет», – заявил «УралПолит.Ru» депутат Илья Гаффнер, в прошлом возглавлявший инвестиционную компанию «Евро-Гринн». К слову, размер своих доходов он все-таки не уточнил.
Повальная забывчивость свойственна и самым состоятельным свердловским депутатам. «Уже сдал, но сумму не помню», – заявил «УралПолит.Ru» генеральный директор ОАО «Екатеринбурггаз» Денис Паслер. «Когда опубликуют – посмотрите», – ответил «УралПолит.Ru» депутат Лев Ковпак, который в минувшем году стал самым состоятельным парламентарием в региональном парламенте. При этом источники «УралПолит.Ru» в региональном заксобрании утверждают, что на двоих Игорь и Лев Ковпаки задекларируют порядка 500 млн рублей.
Банкиры тем временем проблем с очередями в офисах не признают. Помощник президента Екатеринбургского муниципального банка Игорь Васильев заявил, что такой проблемы в структуре нет: «Все наши клиенты заносятся в бизнес-досье, где указано, что клиент – госслужащий, и ему нужна справка о доходах до 1 апреля. У нас также есть подразделение по учету операций с физлицами, они имеют право доступа к этому списку и заранее готовят эти справки. Когда придет человек – неважно. Главное, что к февралю мы заготовили на всю нашу клиентуру справки. Сегодня, например, за справками приходило человек десять».
По данным Сбербанка (в очередях которого и были замечены сразу несколько депутатов), как сообщили агентству, резкий рост потока клиентов не наблюдается, а технологические сбои, о которых рассказывали собеседники «УралПолит.Ru», не зафиксированы. В пресс-службе ВТБ24 также заявили об отсутствии ажиотажа в отделениях банка.
Нужно признаться, декларационная кампания – очень деликатная тема. Поэтому многие свердловские парламентарии так или иначе отказались обсуждать ее. «Не вижу необходимости говорить об этом! Есть установленный порядок, когда опубликуют, тогда и узнаете. Я же к вам в карман не заглядываю!» – возмутился в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» коммунист Нафик Фамиев. «Какая разница, кто сколько заработал, – поддержал его единоросс Владимир Никитин. – Важно другое – утаил доходы или не утаил. Этот вопрос будет рассматривать наша комиссия. Вот по итогам ее работы все и узнаете».
Как ранее заявлял сам Никитин, результаты работы этой комиссии станут известны лишь летом. К сожалению, пообщаться с остальными депутатами «УралПолит.Ru» сегодня не удалось – телефон спикера заксобрания Людмилы Бабушкиной был недоступен, глава фракции «Единой России» Елена Чечунова также не смогла ответить на наши вопросы, как и многие их коллеги.
Полина Дикушина, Вероника Мысляева, Евгения Вирачева
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях