За год в Свердловской области сменилось три главных федеральных инспектора. В октябре на эту должность заступил Борис Кириллов – бессменный сотрудник аппарата уральского полпреда с момента создания этой структуры. За девять лет Кириллов работал в команде Петра Латышева и Николая Винниченко, а в период руководства округом Евгения Куйвашева трудился в близкой полпредству Корпорации развития.
За год в Свердловской области сменилось три главных федеральных инспектора. В октябре на эту должность заступил Борис Кириллов – бессменный сотрудник аппарата уральского полпреда с момента создания этой структуры. За девять лет Кириллов работал в команде Петра Латышева и Николая Винниченко, а в период руководства округом Евгения Куйвашева трудился в близкой полпредству Корпорации развития. Лучше него «внутреннюю кухню» представительства президента на Урале и особенности его работы с регионами не знает, пожалуй, никто. В интервью корреспонденту «УралПолит.Ru» Борис Кириллов рассказал о том, чем работа полпредства и ГФИ времен «нулевых» отличается от сегодняшней, о тонкостях взаимоотношений с губернаторами, как стоит расценивать аппаратные сигналы Игоря Холманских, когда Свердловская область сможет решить все проблемы с «коммуналкой» и что заставляет иностранных инвесторов вкладывать капиталы в нашу экономику.
Борис Анатольевич, вы работали в структурах полпредства с 2000 года, так или иначе со всеми полномочными представителями президента на Урале. Теперь вы уже больше двух месяцев проработали в должности главного федерального инспектора. Что в этой должности стало для вас принципиально новым?
Да, у меня достаточно большой опыт в работе аппарата полпреда, в том числе и с главными федеральными инспекторами, и я достаточно хорошо представлял себе специфику этой деятельности. Могу сказать одно – сейчас мы переживаем непростую экономическую ситуацию, в том числе в Свердловской области. В связи с этим появляется большое количество новых задач, которые требуют решения в оперативном режиме. Недавно, например, выяснилось, что в Первоуральске у ветерана войны в холода не было отопления. Пришлось лично подключаться, переговорить с председателем правительства Денисом Паслером и решить этот вопрос. Иногда приходится действовать напрямую, в обход многочисленных органов власти.
Чем, на ваш взгляд, функционал полпредства и главного федерального инспектора времен Петра Латышева отличается от нынешнего?
Безусловно, функции института полпредства меняются. Это нормально, потому что страна развивается. Россия 2000 года и конца 2012-го отличаются. В первую очередь потому, что в «нулевые» имел место масштабный экономический кризис и отсутствие единства правового пространства. Первый полпред Петр Латышев четыре года, прежде всего, занимался приведением регионального законодательства в соответствие федеральному. Сейчас единое правовое пространство выстроено, и Николай Винниченко, и Евгений Куйвашев, и теперь Игорь Рюрикович занимались вопросами стратегического развития регионов. Сейчас ключевая функция аппарата полпредства – координация органов власти всех уровней в интересах развития экономики и социальной сферы; соответствующие задачи определены пакетом майских указов президента России и его посланием Федеральному собранию.
Главное отличие в том, что в тот период страну необходимо было собрать, а теперь она должна развиваться.
И развиваться будет уже с другими людьми. За это время в УрФО массово сменились губернаторы.
Каждое время имеет своих героев и определяет кадровую политику. Губернаторы начала 2000-х годов были, что называется, сверхмощными политическими фигурами. На сегодняшний день, когда и полномочия регионов определены, и положение дел улучшилось, к власти призваны люди, обладающие другими талантами. В первую очередь умеющие выстраивать инструментальную политику по развитию своих территорий. Это относится и к Евгению Куйвашеву. Надо сказать, что за первые полгода новый губернатор Свердловской области четко определил приоритеты своей деятельности на долгосрочную перспективу – это увеличение бюджета, реализация социальной политики, модернизация инфраструктуры, строительство детских садов. Речь идет прежде всего не о политической, а управленческой деятельности. И теперь у области есть все возможности, чтобы двигаться дальше и решить застарелые проблемы.
Как складываются ваши личные отношения с Евгением Куйвашевым?
У нас нормальные, рабочие отношения, у нас много вопросов, которые пересекаются, и мы активно сотрудничаем.
Существует ли конфликт между аппаратом полпредства и свердловскими властями, о чем в последнее время говорят в кулуарах и СМИ?
На этот вопрос в интервью вам же губернатор говорил, что никакого конфликта нет. Я мало что могу добавить. Существует объем полномочий полпреда и объем полномочий губернатора, ни о каком противостоянии речь не идет. Если возникают какие-то разногласия, то они носят рабочий характер. Работаем все вместе.
И тем не менее в ходе поездки в Новоуральск Игорь Холманских раскритиковал работу региональных властей, в частности, по реализации майских указов.
Игорь Рюрикович обратил внимание на необходимость повышения взаимодействия органов исполнительной власти (федеральных, региональных), аппарата полпреда и правительства Свердловской области. Я могу сказать, что основные позиции, которые изложил президент в своих указах, в Свердловской области реализуются достаточно последовательно. По некоторым показателям, например, повышение зарплаты учителям, наблюдается даже опережение целевых показателей. Никакой драмы в критических замечаниях нет, прессе свойственно несколько преувеличивать, это ваша работа.
Когда вы заступили на пост ГФИ, пообещали, что организуете специальный мониторинг ситуации на региональных предприятиях, – после многочисленных акций протеста. Сделано ли это, и как на данный момент складывается ситуация на проблемных заводах?
Мониторинг организовали, под прицелом находятся порядка 80 предприятий, на шести-восьми из них ситуация наиболее тяжелая. Эти предприятия у всех на слуху – Режевской механический завод, АМУР и так далее. На них удалось стабилизировать ситуацию, даже найти пути для развития. Тот же РМЗ сейчас заканчивает переговоры по привлечению гособоронзаказа. Задолженность по зарплате снизилась. Работа подавляющего количества предприятий выстраивается в спокойном режиме.
А как-то на опережение ситуации работаете? Чтобы в дальнейшем не допустить таких кризисных ситуаций?
Мы активно взаимодействуем с правительством Свердловской области. Нами разработано порядка 18 индикаторов, позволяющих нам прогнозировать обострение ситуации, в первую очередь с точки зрения возможного банкротства. Это долги по зарплатам, неуплата налогов, рост кредиторской задолженности и так далее – комплекс экономических показателей, которые помогают делать прогноз. Радует, что мы не видим перспектив ухудшения ситуации. На данный момент в регионе порядка 30–40 предприятий находятся в стадии банкротства, и этот список не расширяется. Надеемся, что в следующем году удастся его сократить.
Вы также обещали на особом контроле держать ситуацию с ЖКХ Свердловской области. Как вам идея, озвученная депутатами заксобрания, о введении моратория на начисление общедомовой платы?
Про мораторий идея безусловно интересная, но надо посмотреть реализуемость этой инициативы и результаты. В целом ситуация в ЖКХ остается сложной, хотя позитивным фактором является то, что рост задолженности в целом по области не наблюдается. Мы выходили осенью на самый верхний предел долгов – более 6 млрд рублей, сейчас долг сократился до 5 млрд с небольшим. Это позитивная тенденция. К сожалению, из этого объема около трети приходится на невозвратные долги – задолженности компаний, которые обанкротились и разорились.
По этому вопросу активно работают прокуратура, правоохранительные органы региона. Сейчас возбуждено порядка 30 уголовных дел по фактам нарушений в сфере ЖКХ; думаю, количество этих дел будет расти. Большая часть из них связана с проявлением коррупции как в органах муниципальной власти, так и управляющих компаний. Но только лишь обвинять управляющие компании мы не можем. Есть другая проблема, инфраструктурная, – коммунальные сети, котельные в значительной степени изношены, мы отапливаем воздух, дворы вместо того, чтобы отапливать дома. В следующем году бюджет области предусматривает 4 млрд рублей на модернизацию системы ЖКХ, и я думаю, в течение года-полутора Свердловская область почувствует улучшения в этой сфере.
Когда должность главного федерального инспектора занимал Виктор Миненко, одной из его ключевых тем была борьба с коррупцией. Вы продолжаете эту традицию и как?
Проблема коррупции всеобъемлющая. Президент об этом говорил недавно в ходе своего послания и предложил перечень конкретных мер для борьбы с ней. Наша задача – активизировать работу органов силового блока. На сегодняшний день для любого органа власти этот вопрос является приоритетным. Но я хотел бы обратить внимание на вторую составляющую: есть чиновник, который берет взятку, но есть и человек, который ему эту взятку дает. Поэтому в рамках противодействия коррупции мы работаем с бизнесом, в частности, по подписанию антикоррупционной хартии, которую инициировали РСПП, ТПП, «Деловая Россия», «Опора России».
Буквально неделю назад у меня на площадке представители ведущих отраслевых бизнес-сообществ подписали соглашение о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Это то, что на себя может взять гражданское общество. Бизнес не должен давать взятки, а власть не должна их брать, но это, конечно, идеальный вариант. Нужно понимать, что человек по природе своей старается сделать так, чтобы ему было лучше. Как говорил покойный Петр Михайлович Латышев, на «мерседесе» ездить удобней, чем на «Волге», но должны быть понятные и четкие ограничения.
Сейчас такая система сформирована. Вводятся дополнительные механизмы контроля за оборотом средств, которые есть у чиновников. Вы можете запросить любую декларацию о доходах чиновника и его близких, с будущего года мы будем отчитываться и о расходах тоже. Все-таки мздоимство – психологическая вещь, от которой на 100 % избавиться невозможно. Но делать все, чтобы противостоять этому явлению, мы обязаны.
А вы не считаете, что требование отчитываться о расходах – вмешательство в частную жизнь чиновников?
В тех условиях, которые сложились в нашей стране, чиновник должен понимать, для чего и куда он идет работать, и принимать на себя существующие ограничения. Когда спрашиваешь у молодых людей, которые поступают на государственную службу, почему вам это интересно, называются две вещи – возможность карьерного роста и финансового благополучия. А что человек имеет ввиду под «возможностями финансового благополучия» – серьезный вопрос. Наша задача показать, что работа чиновника – это не просто красивый антураж, но и каждодневный, не всегда видимый тяжелый труд, работа без выходных, отказ от каких-то семейных дел. Большинство крупных чиновников работает по 12 часов – я, например, в 8 часов приезжаю на работу и раньше девяти дома не появляюсь. Это касается и любого другого руководителя.
При этом губернатор Свердловской области ранее говорил, что зарплаты у наших чиновников очень низкие.
Да, уровень оплаты труда в правительстве Свердловской области сегодня невысок на столько, на сколько это необходимо. Думаю, вслед за повышением зарплат в федеральных структурах пройдет повышение и в региональных. Это же тоже антикоррупционный фактор.
Как и ваши коллеги, вы начали работу с объезда ряда муниципалитетов. Это знакомство с территорией или такой элемент ручного управления?
К сожалению, посещать муниципалитеты удается не так часто, как хотелось бы. Во многом это элемент ручного управления – мы ездим туда, где существуют какие-то проблемы. Я достаточно хорошо знаю Свердловскую область, чтобы просто тратить время на знакомство с территорией. Недавно с рабочим визитом посетили Реж и конкретно посмотрели проблемные вопросы, провели совещание в администрации, увидели, что муниципалитет не в полном объеме исполняет свои полномочия в части исполнения указов президента. Мы обратили на это внимание местных властей, и сегодня ситуация нормализовалась.
Съездили в Кушвинский городской округ, который является одним из лидеров по проблемам в сфере ЖКХ. Данная проблема обусловлена изношенностью сетей, банкротством коммунальных предприятий, разногласиями администрации и управляющих компаний. Надеюсь, что в будущем году в городском округе будет подготовлена программа модернизации отрасли и правительство области окажет помощь в стабилизации ситуации. В большей степени поездки – это мониторинг проблемных вопросов, использование ресурсов федеральной власти для решения проблем.
Вы федеральный чиновник, такая работа вообще ваш уровень?
Мы стараемся быть в контексте. Мы активно стараемся взаимодействовать и с правительством, и с губернатором, но есть и наши собственные полномочия, которые мы обязаны реализовывать на территориях. Тем более что наша ключевая функция – координация всех уровней власти в интересах людей, проживающих в конкретной территории.
Как вы оцениваете эффективность института сити-менеджера и разделения власти в Екатеринбурге?
Я бы не подходил критично к деятельности Александра Якоба и Евгения Порунова – каждый из них старается сделать все для эффективного исполнения полномочий. После выборов, думаю, ситуация изменится – глава города будет выбран напрямую, а не депутатами гордумы. Я полагаю, что это позволит мэру уральской столицы несколько расширить свои полномочия и свою ответственность перед населением. Выбирать будут все жители города, а не депутатский корпус, а чем выше уровень выборности, тем выше уровень ответственности, прозрачности и понятности. Я всегда поддерживал прямые выборы.
Может быть, тогда стоит вернуть прежнюю систему управления городом?
Я пока считаю, что надо работать в том режиме, который определили законодатели.
Вы участвуете в консультациях по подбору кандидатов на пост главы города?
В наш функции не входит определение кандидатуры, но, безусловно, мы не можем быть в стороне от того диалога, который сейчас происходит. Могу сказать, что работа по подготовке к выборам уже началась. «Единая Россия» пока в полной мере не определилась со своим кандидатом, но сделает это в обозримой перспективе.
В следующем году решится вопрос о месте проведения выставки «Экспо-2020», на которую претендует Екатеринбург. В чем, на ваш взгляд, преимущество Екатеринбурга среди других кандидатов?
Если говорить о климате, об уровне «небоскребности», то, может быть, Дубай даст нам несколько очков вперед. У Екатеринбурга и России есть другое важное преимущество. На днях у меня был крупный немецкий инвестор, представляет комплекс предприятий в сфере переработки. Он готов сюда зайти с бюджетом около миллиарда евро. Я спросил его, почему он хочет работать в России, у нас. Он полагает, что в условиях «хаотического экономического положения в мире» (как он сказал) Россия с ее ресурсами, с ее квалифицированной рабочей силой, с емким финансовым ресурсом может стать оплотом стабильности, который обеспечит дальнейшую стабилизацию глобальной экономики. Мы теперь островок стабильности, как говорил Кудрин. Теперь так говорит обычный западный инвестор. В этом и есть ключевой смысл проведения Экспо-2020. Это выставка мировых достижений, и где, как не на той территории, которая является потенциальным лидером, это проводить? У нас есть все необходимое, чтобы двигаться вперед, и нет предела роста, в отличие от азиатских стран.
Функционал главного федерального инспектора для многих до сих пор остается непонятным. Как выглядит, например, ваш обычный рабочий день, неделя?
Я начинаю свою работу в 8 часов утра, час-полтора тратится на корреспонденцию, приходит до ста писем и обращений ежедневно. В течение дня одно-два заседания рабочих групп по разным направлениям – рабочая группа по противодействию коррупции, по развитию энергоэффективности и так далее. Часть времени уходит на публично-презентационные мероприятия, проводим до 10–12 встреч с представителями основных отраслей, малым бизнесом, политиками. Примерно 2–3 раза в неделю участвую в крупных областных мероприятиях, таких как заседание правительства, законодательного собрания, в совещаниях при губернаторе, проходят рабочие встречи с главой региона и председателем правительства области.
Недавно вы закрыли свой аккаунт в Твиттере. Планируете ли возвращение в социальные сети?
Возвращение планирую, но смотрите сами на график, времени не хватает, а надо либо делать качественно, либо не делать. Я не хотел бы, чтобы аккаунт вели другие люди. Планирую после Нового года вернуться в какую-либо социальную сеть.
Какие у вас личные планы на следующий год? Вы уже закончили работу над книгой об истории полпредства на Урале?
Работу над книгой почти закончил. А вообще планы – работать, работы хватит всем и много. Надеюсь, что год будет прорывным для Свердловской области.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях