Мы уходим от концепции сырьевого придатка

На прошлой неделе в Екатеринбурге состоялось заседание попечительского совета ОАО «Корпорация развития», по итогам которого председатель наблюдательного совета Борис Кириллов дал «УралПолит.Ru» развернутое интервью о результатах совещаний и перспективах развития корпорации, в частности, рассказав о ходе реализации проекта «Северный широтный ход», будущем «Полярного кварца» и сотрудничестве с АК «Транснефть».

На прошлой неделе в Екатеринбурге состоялось заседание попечительского совета ОАО «Корпорация развития», по итогам которого председатель наблюдательного совета Борис Кириллов дал «УралПолит.Ru» развернутое интервью о результатах совещаний и перспективах развития корпорации, в частности, рассказав о ходе реализации проекта «Северный широтный ход», будущем «Полярного кварца» и сотрудничестве с АК «Транснефть».

Борис Анатольевич, 24 апреля состоялось заседание попечительского совета корпорации. Каковы результаты?

В повестке попечительского совета были вопросы о подведении итогов работы ОАО «Корпорация развития» за 2012 год и об определении перспективных направлений на 2014–2016 годы. Могу сказать, что полпред и главы регионов внимательно выслушали отчетный доклад и. о. генерального директора компании Александра Горбунова. На заседании были поддержаны предложения и по развитию и совершенствованию тех проектов, которыми корпорация занимается на сегодняшний день. Надеюсь, все они будут продолжены и доведены до успешного завершения. Особо было отмечено, что сегодня у корпорации есть все необходимое для выхода на устойчивую рентабельность, и в этом – залог ее успеха в будущем.

Когда состоится очередное собрание акционеров корпорации? Определена ли его повестка?

Очередное собрание акционеров корпорации запланировано на 30 мая 2013 года. В ходе заседания планируется утвердить годовой отчет за 2012 год, приоритетные направления деятельности общества на 2013–2016 годы и рассмотреть ряд рабочих вопросов по деятельности корпорации.

Какую оценку работы корпорации дал проходивший в компании аудит?

Удовлетворительную. Серьезных нарушений в деятельности компании не выявлено.

На внеочередном собрании акционеров будет рассмотрен вопрос об увеличении уставного капитала общества. На какие цели планируется израсходовать привлеченные средства?

Сегодня этот вопрос изучается и будет решен во взаимодействии с основными акционерами – ХМАО-Югрой, Ямалом и Тюменской областью. Планируется, что основные средства допэмиссии будут направлены на реализацию проекта возведения инфраструктуры трубопроводной системы Заполярье – Пурпе.

Одной из задач на набсовете признано усиление геологоразведочной деятельности. Сколько средств планирует направить корпорация на геологоразведку?

Тема разработки и освоения природных ресурсов, добычи полезных ископаемых никогда не потеряет своей актуальности. А если говорить о Полярном Урале – то это та часть России, которая особенно богата запасами природного сырья: бариты, хромовые и медно-молибденовые руды, бурые угли – все это находится здесь, на Урале.

На состоявшемся 24 апреля заседании принято решение направить в предстоящий период значительное количество усилий на реализацию именно блока геологии и горнорудных производств корпорации. Корпорации принадлежит 8 лицензий на геологическое учение, разведку и добычу полезных ископаемых.

В настоящее время стратегические инвесторы привлечены на четыре лицензионных участка. Для развития остальных участков корпорация ведет активный поиск и привлечение частных инвесторов. Основными проблемами блока можно назвать инфраструктурные ограничения и отсутствие финансирования.

Кроме того, в дальнейшем корпорация планирует вынести на обсуждение вопросы возможности частичного строительства железной дороги Полуночное – Обская с севера до Лаптапайской площади и с юга до Оторьинского месторождения.

Общая сумма финансирования в этом году может составить до 628 млн рублей.

Как продвигается реализация второго этапа сотрудничества с ОАО «АК «Транснефть»?

В 2012 году закончено создание инфраструктуры трубопроводной системы Пурпе – Самотлор, в рамках которой было построено более 5,6 тысячи кв. м жилья в Губкинском, Ноябрьске и Нижневартовске, комплекс пожарного депо ЛПДС «Самотлор» нефтепровода Пурпе – Самотлор в Нижневартовске, подстанция 110/10 кВ и две ВЛ 110 кВ НПС «Пурпе», подстанция 110/10 кВ и две ВЛ 110 кВ НПС «Вынгапур». ОАО «АК «Транснефть» положительно оценило опыт сотрудничества в проекте с корпорацией, и в августе 2012 года было подписано дополнительное соглашение, согласно которому корпорация построит для нужд Транснефти ряд инфраструктурных объектов для обслуживания нефтепровода Заполярье – Пурпе.

В перечень объектов входят: пожарное депо – ГНПС-1 «Заполярье»; пожарное депо, полигон утилизации промышленных отходов – НПС-2 «Ямал»; жилой дом (48 квартир) – Новый Уренгой; два жилых дома, внешние инженерные сети, детский сад, спортивно-оздоровительный комплекс – п. Коротчаево; пожарное депо – НПС «Пурпе»; автодороги с мостовыми переходами от ГНПС-1 «Заполярье» до НПС «Пурпе».

В данный момент уже согласованы технические задания на проектирование инфраструктурных объектов, выполнены инженерные изыскания по объектам жилого фонда и социальной сферы, автомобильной дороге, объектам пожарной безопасности. Материалы инженерных изысканий переданы на экспертизу. Также ведется работа по оформлению землеустроительной документации. Проект планируется завершить к 2017 году.

Как корпорация планирует развивать проект «Полярный кварц», первую очередь которого удалось запустить в октябре прошлого года?

Я считаю проект «Полярный кварц» уникальным для России. Мы уходим от концепции сырьевого придатка. Сегодняшний мировой рынок высоких технологий приблизительно в 3 раза больше, чем рынок топливно-энергетических ресурсов. Поэтому наша задача – построить современное высокотехнологичное производство. Реализация этого проекта позволит нам занять более 10 % мирового рынка кварцевого концентрата. В октябре 2012 мы произвели запуск технологических линий первой очереди. За июль – сентябрь 2012 года было добыто кварца в 11,5 раз больше, чем в 2011 году.

В 2013 году мы планируем увеличить ресурсную базу. И плотно заняться проектированием второй очереди – комплекса химического обогащения, который обеспечит получение уникальной инновационной продукции. Ключевой задачей в 2013 году является привлечение в проект нового инвестора, для чего пересмотрена стратегия, переработан бизнес-план и обновлена оценка инвестиционной привлекательности проекта.

Кстати, одной из мер по снижению постоянных расходов компании является перевод операционного персонала компании на территорию ХМАО-Югры. Особо подчеркну, что все эти шаги будут согласованы с руководством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Как обстоят дела с реализацией проекта «Северный широтный ход»? Определена ли схема финансирования проекта? Возможны ли срывы запланированных сроков?

В плане соблюдения сроков, соответствующих утвержденному графику, мы делаем все, что от нас зависит. Активно ведется работа по реализации первых этапов строительства железнодорожной магистрали «Северный широтный ход». На сегодняшний день в круглосуточном режиме идет строительство первого объекта СШХ – совмещенного мостового перехода через реку Надым, уникального по своей сути строения. Мост претендует на статус самого крупного искусственного сооружения транспортной инфраструктуры на территории Надымского района. Его длина – 1,334 километра. Средняя пропускная способность – до 3000 автомобилей в сутки.

Работы идут в четком соответствии с графиком строительства и в настоящее время выполнены на 40 %. Планируется сдать объект в эксплуатацию в декабре 2014 года. Помимо этого, есть еще целый ряд факторов, выступающих в пользу скорейшей реализации этого проекта.

Вне всяких сомнений, в первую очередь следует учитывать, что в регионе фактически вообще отсутствует развитая сеть дорог. А состояние и пропускная способность существующей железнодорожной инфраструктуры уже не отвечают требованиям времени. Кроме того, с каждым годом все сильнее возрастает потребность мирового рынка в наращивании объемов добычи углеводородного сырья, что диктует и соответствующую потребность в обеспечении их своевременной транспортировки.

В связи с переносом в ФЦП сроков бюджетного финансирования СШХ корпорацией был предложен вариант внебюджетного финансирования проекта. Это стало основанием для переработки существующей ПСД с учетом новых проектных решений, которые позволили снизить затраты на строительство моста через реку Обь с 57 млрд рублей до 25 млрд. Таким образом корпорация рассчитывает заместить бюджетное финансирование внебюджетными источниками. В настоящий момент основной задачей является выбор рабочей группой во главе с губернатором ЯНАО Дмитрием Кобылкиным оптимальной схемы финансирования.

Высочайший уровень качества при строительстве магистрали с 2011 года обеспечивает одна из известнейших инжиниринговых компаний в Европе – Deutsche Bahn International GmbH. DB International – ведущий эксперт в области проектирования, строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры, известный всему миру своими инновационными разработками для транспортных проектов. Участие DBI – это возможность применения разработок, позволяющих повысить качество строительства и сократить его сроки. Примечательно, что в конце 2012 года Deutsche Bahn вошла в проект в качестве акционера ОАО «Корпорация развития».

В настоящее время специалисты DBI осуществляют технический надзор за строительством мостового перехода через реку Надым и планируют продолжить сотрудничество в ходе строительства железнодорожной линии Салехард – Надым.

Хочу напомнить, что в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 384-р СШХ вошел в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, в частности, участки Полуночное – Обская – Салехард, Салехард – Надым и мостовой переход через Обь в районе города Салехард.

В Салехарде корпорация строит ТЭС «Полярная». Будет ли оправдано возведение такой мощной станции для сравнительно небольшого города?

Станция «Полярная» является важнейшим объектом в рамках энергетического направления ОАО «Корпорация развития». Строительство ТЭС мощностью 286 МВт было предусмотрено программой развития электроэнергетики Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2012–2017 годов, утвержденной постановлением правительства ЯНАО от 28 апреля 2012 года. Специалисты округа подсчитали, что уже к 2014 году потребность Ямала в электроэнергии превысит 1500 млн кВт/час. Станция поможет преодолеть энергодефицит региона.

Отвечая на предыдущий вопрос, я говорил об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта. Данный документ подтверждает возведение мостового перехода через реку Обь в рамках реализации проекта «Северный широтный ход». Это даст возможность сделать кабельный переход и поставлять электроэнергию новой ТЭС не только населению Салехарда, но и жителям города Лабытнанги и других населенных пунктов на западном берегу Оби.

Другим важным фактором при возведении «Полярной» стала энергетическая безопасность. На сегодняшний день 70 % потребности региона и 100 % потребности города Салехард в электроэнергии покрываются за счет эксплуатации дизельных электростанции, построенных в 70-х годах прошлого века и требующих модернизации.

Для строительства станции «Полярная» было привлечено порядка 17 млрд рублей, из которых 70 % – это кредит Чешского экспортного банка в виде проектного финансирования, а 30 % – кредит, полученный под гарантии Ямало-Ненецкого автономного округа и собственные средства ОАО «Корпорация развития».

Возведение теплоэлектростанции началось в апреле 2012 года. В настоящее время работа на площадке строительства ведется в круглосуточном режиме. Полностью завершены работы по подготовке фундамента главного корпуса, на площадку завезено оборудование первого пускового комплекса, в ближайшее время начнется монтаж металлоконструкций главного корпуса ТЭС. Для нас очень важно сохранять высокие темпы строительства, ведь энергия «Полярной» необходима региону уже в 2014 году.

Особо отмечу, что в ходе попечительского совета губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин высказал ряд позиций, которые корпорация должна учесть в ходе дальнейших работ. Безусловно, это будет сделано.

Недавно Екатеринбург посещала делегация Чешской Республики. В рамках встречи говорилось о возможном расширении сотрудничества между УрФО и Чехией. Были ли достигнуты какие-то конкретные договоренности по совместным проектам или инвестициям?

Основной темой для обсуждения был вопрос перспектив развития сотрудничества между субъектами Уральского федерального округа и Чешской Республикой. Уральский федеральный округ, безусловно, является территорией приоритетного инвестирования. Мы полностью поддерживаем инвестиционные предложения по целому ряду направлений – в энергетике, модернизации источников теплоснабжения, развитии транспортной инфраструктуры. В частности, особый интерес вызывает проект корпорации в сфере повышения энергоэффективности объектов малой генерации. Потенциал в этой сфере достаточно высокий и является предметом интереса для чешского бизнеса. Если говорить об инвестициях, то напомню, что чешские финансовые институты уже поддерживают энергетические проекты корпорации, такие как ТЭС «Полярная».

В конце мая – начале июня я планирую провести очередную встречу с представителями чешского бизнеса, на которой будут озвучены более конкретные предложения по перспективам сотрудничества.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров