Сбытовая политика должна быть адресной: что работает в отношении одного потребителя, может оказаться гибельным для другого

Самое крупное в регионе коммунальное ГУП «Облкоммунэнерго» намерено развивать претензионно-исковую работу с неплательщиками

Самое крупное коммунальное ГУП Свердловской области – «Облкоммунэнерго» – продолжает работать над снижением дебиторской задолженности потребителей за энергоресурсы. Среди наиболее эффективных методов – увеличение числа исков должникам, проживающим в многоквартирных домах. В этом уверен заместитель генерального директора по реализации услуг «Облкоммунэнерго» Евгений Волков.

Самое крупное коммунальное ГУП Свердловской области – «Облкоммунэнерго» – продолжает работать над снижением дебиторской задолженности потребителей за энергоресурсы. Среди наиболее эффективных методов – увеличение числа исков должникам, проживающим в многоквартирных домах. В этом уверен заместитель генерального директора по реализации услуг «Облкоммунэнерго» Евгений Волков. В интервью «УралПолит.Ru» он также рассказал о первых результатах перехода на прямые договоры поставок в разных муниципалитетах присутствия компании и о специфике работы по сбору задолженностей с разных групп потребителей. 

Евгений Сергеевич, неделю назад была озвучена цифра, что просроченные вашей компании долги населения за полугодие – с октября по март – составили более 190 млн рублей. Это огромная цифра, но если смотреть в динамике, сравнивать с таким же периодом прошлого года, она стала больше или меньше?

Эта сумма увеличилась, ведь стопроцентной собираемости платежей нет на большинстве территорий присутствия компании. Это вообще несбыточная мечта любого предприятия ЖКХ – полная собираемость платежей. Но можно констатировать, что по целому ряду территорий она значительно выросла. Так, поправились дела в традиционно сложной для нас территории – Артемовском городском округе.

Отличная новость! И давно там стабилизировалась ситуация? Вы же почти год как перешли на прямые договоры с жителями... И что, там двойные квитанции перестали управляющие компании выставлять? 

Перелом случился примерно в декабре. До последнего времени там еще сохранялся маленький островок беззакония. По части своего жилого фонда – по 18 домам примерно – управляющая компания продолжала выставлять двойные квитанции. Это примерно 1500 лицевых счетов, примерно одна десятая доля от всего населения округа. Но, по самой последней информации, и эта управляющая компания признала нашу правоту, сделала своим жителям перерасчет и теперь будет собирать только свои платежи.

Стабилизация ситуации налицо: УК города перестали выставлять двойные квитанции, и расчеты пошли более или менее нормально. Сейчас там собираемость платежей за услуги ЖКХ с населения – не менее 70 %. Для территории, где эта цифра еще недавно была около 40 %, это обнадеживающий показатель.

То есть переход на прямые поставки ресурсов жителям приносит несомненные плюсы?

Нельзя ответить однозначно: где-то да, где-то нет. Для ресурсоснабжающей организации переход на прямые поставки с жителями – мера всегда вынужденная и очень накладная. Но иногда приходится – как в случае с Артемовским, где УК не шли с нами на контакт вообще. Или в Тугулыме, где управляющая компания состояла из двух человек и, похоже, не вела никакой работы по сбору задолженностей с населения. Вот в Тугулыме мы точно ничего не потеряли, когда туда зашли с прямыми поставками. В Кировграде и Баранчинском с прямыми поставками не все гладко, но мы там хотя бы «не просели» по собираемости платежей. Вообще, прямые поставки – это не панацея, и если есть внятная и прозрачная управляющая компания или ТСЖ, то лучше работать через них.

Но сейчас все больше ресурсоснабжающих организаций готовы выходить на прямые договоры с жителями...

Могу судить по опыту работы «Облкоммунэнерго» – например, по Верх-Нейвинску. Там одна УК на город, и она совершенно для нас прозрачная и понятная, и работа там строится нормально, никакой необходимости в прямых расчетах нет.

«Облкоммунэнерго» объявило недавно, что обратит особое внимание на абонентов, живущих в частном секторе и многоквартирных домах и имеющих задолженности перед компанией. В чем будут заключаться эти меры?

В увеличении объема претензионно-исковой работы. Будем еще активнее обращаться в суды – это единственный метод борьбы с неплательщиками. Граждане очень сильно защищены перед нами. Мы не можем, например, отключить горячую воду даже за многомесячную задолженность – для этого нужно попасть в квартиру, что без желания гражданина невозможно. Есть способы перекрыть канализацию без доступа в квартиру, но пока все это, если можно так сказать, препараты непрямого действия. Прямого же – только суды.

Но вообще, пока тепло и вода не станут рыночным товаром и сфера не будет функционировать по рыночным законам (имеется в виду жесткое правило: нет оплаты – нет товара, без исключений, как на Западе), сбытовая деятельность будет довольно сложной и требующей больших усилий, большого штата, а это не выгодно никому, ни нам, ни потребителю. С частным сектором проще – они прекрасно понимают, где наша труба, где их, и потому понимают, как и за что они платят, долгов у них меньше. Но все равно в ближайшее время жителей частного сектора будем настойчиво предупреждать о возникновении или росте задолженности и мерах, которые предпримет предприятие при непогашении долга.

Насколько я понимаю, с юрлицами все проще?

Ну, в какой-то степени да: неплатежи два месяца – и мы автоматически отключаем воду и тепло. Но, например, очень сложно отключить офис в квартире на первом этаже жилого здания, переведенный из жилого фонда в нежилой, – по сути, это та же квартира, и для доступа в нее тоже нужно согласие присутствующих внутри помещения. Традиционной является ситуация с арендаторами небольших площадей в бюджетных организациях и муниципальных учреждениях – плату за коммунальные услуги за них бюджет вносить не имеет права по закону, а влиять на таких должников крайне сложно, долги накапливаются, арендаторы «растворяются», арендодатель разводит руками.

Справка «УралПолит.Ru»:

ГУП СО «Облкоммунэнерго» – системообразующее предприятие коммунальной энергетики региона, которое осуществляет комплексную модернизацию ЖКХ Свердловской области. Охватывая все направления коммунального бизнеса (электросетевой бизнес, теплоснабжение, водоотведение и водоснабжение), «Облкоммунэнерго» решает вопросы развития энергетического комплекса и инженерной инфраструктуры 43 муниципальных образований Свердловской области.

Сейчас в компании активно ищут эффективные методы снижения дебиторской задолженности потребителей. По результатам анализа информации, с 165 потребителями, проживающими на территории, в компании готовы вести планомерную и регулярную работу по ликвидации задолженности. В территориальных подразделениях «Облкоммунэнерго» уже составлен график прекращения энергоснабжения должников из частного сектора. Выполнять эту работу энергетики начнут сразу по завершении отопительного сезона. По данным компании, собираемость средств с 1 сентября по 1 марта в среднем не превысила 80 %.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров