В 2011–2012 годах Росреестр Челябинской области впервые провел кадастровую оценку земли, куда попали и земли садоводческих товариществ. Установленная кадастровая стоимость используется для начисления налогов, и она гораздо выше рыночной. За последние пару лет налоги и взносы для собственников садов, а это в основном пенсионеры, выросли в разы.
В 2011–2012 годах Росреестр Челябинской области впервые провел кадастровую оценку земли, куда попали и земли садоводческих товариществ. Установленная кадастровая стоимость используется для начисления налогов, и она гораздо выше рыночной. За последние пару лет налоги и взносы для собственников садов, а это в основном пенсионеры, выросли в разы. Для того чтобы не переплачивать и добиться переоценки, нужно провести сложную процедуру, заплатив минимум 20 тысяч рублей. Еще один вариант – добиваться справедливости в суде. Сегодня, 1 июля, в пресс-центре «ФедералПресс» садоводы и эксперты обсудили проблемы кадастровой оценки земли. Подробности – в материале экспертного канала.
По законодательству, кадастровая оценка в России проводится раз в пять лет. Впервые эта процедура стартовала в 2010 году. В Челябинской области соответствующее постановление правительства (№ 284-П) издано в августе 2011 года. Оценку земель на Южном Урале проводила компания НПО «Недра», беря за основу данные регионального Росреестра. Специалисты просто физически не могли выехать на каждый объект, поэтому оценивали участки по информации, имеющейся в ведомстве. Региональный Минпром утвердил результаты оценки в 2012 году, частично актуализировав их в 2013–2014 годах.
Как сообщил председатель Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз садоводов России» Константин Толкачёв, кадастровая оценка была проведена для налогообложения. Однако здесь садоводы столкнулись с определенными проблемами. «Оценка даже внутри одного садового товарищества была не совсем справедливой. Условно говоря, один сосед платил 10 рублей в год, а другой – 200. Только в Челябинске площадь садов примерно равна пятой части города, сложно недооценивать актуальность этой проблемы, – говорит Толкачёв. – Сейчас не существует инструмента, который помог бы провести переоценку земель и добиваться ее приходится через суд».
Константин Толкачёв: «Сейчас СНТ – это анклав внутри города или области. Платит налоги, но не получает улучшений»
О том, с какими сложностями столкнулись садоводы после кадастровой оценки земель, рассказал Илья Сорокин из СНТ «Машиностроитель» (Куса). «Наши сады подорожали за несколько лет в 80 раз! С 301 тысячи рублей в 2007 году стоимость выросла до 27 миллионов в 2011-м, – рассказал Сорокин. – Около 70 % садоводов – пенсионеры, они не могут платить высокие взносы. Если раньше собирали 100 рублей за сотку, то теперь приходится отдавать 1300 рублей в год, независимо от площади участка. Продать участок очень сложно, появилось много брошенных садов».
Впрочем, забросить сад – не способ избавиться от налогов, так как они все равно будут начисляться, а долг расти, поясняет Константин Толкачёв. По его словам, нормальному развитию садоводства препятствуют пробелы в законодательстве. Закон 66-ФЗ, регулирующий садоводство, устарел. Садоводческие товарищества не выступают субъектом бюджетных отношений. То есть СНТ продолжает платить налоги, но ничего не получает взамен.
Садовод из Кусы Илья Сорокин: «За несколько лет наши сады подорожали в 80 раз»
«Сейчас СНТ – это своеобразный анклав внутри города или области. Платит налоги, но взамен не получает улучшений. Нет статей расходов, которые позволили бы улучшить инфраструктуру, сделать дороги. Сейчас мы пытаемся донести до врио губернатора и заксобрания наш законопроект, который поможет исправить этот дисбаланс», – поясняет руководитель ЧРО «Союз садоводов России».
Председатель челябинского СНТ «Тракторосад – 3» Алексей Прокутин сообщил, что за последние два года налог на земли общего пользования значительно вырос, но объяснить пенсионерам столь стремительное увеличение сумм сложно. «Пенсионеры освобождены от налога на землю в собственности, но за земли общего пользования нужно платить. Разъяснять это приходится долго и не всегда удается. Примечательно, что пожилые люди, для которых сад стал настоящей отдушиной, исправно вносят взносы. Злостными неплательщиками являются состоятельные граждане, которые ездят на «Мерседесах», – сокрушается Прокутин. Он подчеркивает, что обратился в «Союз садоводов России», чтобы привлечь внимание к этой проблеме и получить помощь.
По словам старшего юрисконсульта «Региональное бюро кадастрового учета» Татьяны Равчеевой, кадастровая стоимость земли не имеет ничего общего с рыночной, она значительно выше. Кадастровую стоимость можно снизить сейчас только через суд. Для этого нужно подать заявление в арбитраж. Причем коллективные обращения (к примеру, со всего СНТ) не принимаются.
Татьяна Равчеева: «Кадастровая стоимость земли не имеет ничего общего с рыночной»
Юрисконсульт «Регионального бюро кадастрового учета» Ольга Токарева считает, что к несправедливой кадастровой оценке могли привести элементарные технические ошибки, несоответствие данных в Росреестре реальному положению дел и тот факт, что оценка была проведена массово (не было возможности осмотреть каждый участок).
«Гражданин мог обратиться в комиссию в течение полугода после того, как признаны результаты оценки. Сейчас можно оспорить кадастровую оценку только в суде, – говорит Токарева. – Судебная практика небольшая. В основном добиться переоценки земли по рыночной стоимости смогли крупные предприятия. Это они сделали для снижения налогов. Физическим лицам, желающим добиться переоценки, также стоит обращаться в суд. Им при этом придется ощутимо потратиться, во-первых, на грамотное юридическое сопровождение и, во-вторых, на подготовку документов, которая обойдется минимум в 20 000 рублей. Кадастровая оценка проводилась впервые. Думаю, первый блин комом, в дальнейшем, результаты будут более справедливыми».
Ольга Токарева: «Физлицу придется потратить на переоценку земли минимум 20 000 рублей»
Отметим, что следующая переоценка земли начнется 1 января 2015 года.
Садоводы уже высказывали свое недовольство кадастровой оценкой летом прошлого года. Организация, которая позже была преобразована в ЧРО «Союз садоводов России», пыталась оспорить в областном суде постановление правительства, которое привело к значительному росту земельного налога.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях