Скорее на Ямал: сталинские лагеря ждут новых гостей

Заброшенные зоны станут новым мемориальным комплексом

Вместо оленей и строганины – в сталинские лагеря. Гостям Ямала готовят спецпрограмму отдыха: «Мертвая дорога», которую строили заключенные; заброшенные и полусгнившие колонии; штрафной изолятор... Подготовка уже обошлась в три миллиона рублей, но главные траты еще впереди. Проблем с гостями не будет, уверены специалисты. В прелестях нового туристического маршрута разбирался корреспондент «УралПолит.Ru».

Вместо оленей и строганины – в сталинские лагеря. Гостям Ямала готовят спецпрограмму отдыха: «Мертвая дорога», которую строили заключенные; заброшенные и полусгнившие колонии; штрафной изолятор... Подготовка уже обошлась в три миллиона рублей, но главные траты еще впереди. Проблем с гостями не будет, уверены специалисты. В прелестях нового туристического маршрута разбирался корреспондент «УралПолит.Ru».

Правительство ЯНАО решило развить в регионе нетрадиционный вид туризма и вложило 3 млн 200 тыс. рублей в создание концепции мемориального комплекса, куда будут включены лагеря сороковых–пятидесятых годов и участок дороги Салехард – Игарка, которую строили заключенные. «Интерес к постройкам сталинской эпохи есть, особенно у неорганизованных туристов. К тому же приезжали на Ямал местные и международные каналы – снимать фильмы именно на местах сталинских лагпунктов», – сообщил «УралПолит.Ru» представитель департамента культуры.

Предзонник лагпункта 

Детальное обсуждение проекта состоится на ближайшем заседании координационного совета – там и будут определены объекты, которые войдут в мемориальный комплекс. «УралПолит.Ru» проанализировал список объектов культурного наследия ЯНАО федерального значения и выяснил, что туристов ждут два лагерных пункта и часть «Мертвой дороги» Салехард – Игарка. Описание будущего маршрута может выглядеть примерно так:

Лагпункт 501-й стройки № 76 у разъезда «Глухариный»: находится в Надымском районе на 217 км железнодорожной линии Салехард – Надым. Основан от 3 марта 1950 года. Общая площадь 7 тыс. квадратных метров. В нем содержалось 352 заключенных (мужчины). Значительная часть строений сейчас находится в хорошей сохранности: сторожевые вышки, часть зоны и предзонника, вахта, ворота, штрафной изолятор на 20 мест, доска показателей.

Барак 

Площадка лагпункта ограничена с юга железнодорожной линией, с запада и с севера – рекой Лимбя-Яха. Южная граница лагпункта находится примерно в 100 метрах к северу от железной дороги. В настоящее время поросла редколесьем.

Лагпункт 501-й стройки на правом берегу реки Хейги-Яха (Лонг-Юган): лагпункт расположен в равнинной местности на правом берегу реки Хейги-Яха (Лонг-Юган) в 3 км от ее впадения в реку Надым.

Хозяйственные постройки лагпункта у разъезда Карась 

Лагерный пункт лесной Хейги-Яха был организован в 1950 году как женский со специализацией – лесозаготовительные работы. Лагпункт относился к девятому лагерному отделению Обского ИТЛ и обеспечивал строительство 501 стройки древесиной на шпалы. На 1 марта 1952 года, после освобождения из лагерей беременных женщин, имеющих на воле малолетних детей, здесь содержались 166 женщин-заключенных, из которых 23 были осуждены за контрреволюционные преступления и 143 – за прочие преступления.

В отличие от остатков других лагерных пунктов этот лагпункт состоит из землянок. Еще одной особенностью является отсутствие зоны (ограждения из колючей проволоки и вышек для стрелков охраны).

Овощехранилище 

Железная дорога Салехард – Игарка («Мертвая дорога»): один из самых масштабных проектов в мире. Общая длина дороги должна была составить 1 тыс. 263 километра, трасса должна была пролегать вдоль Полярного круга в условиях вечной мерзлоты. Дорога имела стратегическое значение: подобно Транссибу, она должна была связать отдаленные районы Крайнего Севера, богатые полезными ископаемыми, с центром страны.

Стройка была засекреченной и имела номера: № 501 – Обское направление, № 503 – Игарское направление. Таким образом, три четверти магистрали планировалось провести по территории ЯНАО. На дороге должны были построить 28 станций через каждые 40–60 км.

Паровоз 503-й стройки у развалин депо

Начиная с 1951 года отношение к строительству стало меняться, в первую очередь из-за его дороговизны. Вскоре после смерти Иосифа Сталина стройку закрыли. Постановлением Совета министров от 10 ноября 1953 года строительство железной дороги Салехард – Игарка было поставлено на консервацию. В 1954 году МПС добилось решения о ликвидации всех подразделений строительства, кроме участка Чум – Лабытнанги, принятого в 1955 году в постоянную эксплуатацию. К моменту консервации было готово 58 % дороги.

Туристы – за, коммунисты – против

Коммунисты на создание такого проекта смотрят скептически. Депутат заксобрания ЯНАО от КПРФ Олег Клементьев считает, что создание мемориального комплекса не увеличит поток туристов из-за дороговизны билетов. «Приедут на эти места наверно только те, у кого на этих лагпунктах погибли родственники. Но таких людей мало, как и тех, у кого есть деньги оплачивать перелет на Ямал», – заявил Клементьев.

Поклонный крест на лагпункте у разъезда Щучий 

Бывший сотрудник управления делами губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Борис Иванов называет себя коммунистом и тоже выступает категорически против создания данного мемориального комплекса.

«Есть опасения, что это опять будет выливание ушата помоев на нашу историю, насколько ужасна была та эпоха. Я хорошо помню стройку 503. Туда ссылали бендеровцев, власовцев, предателей всех мастей, тех, кто воровал продуктовые карточки у женщин. Кроме того, там работали не только зэки, но и вольнонаемные, с некоторыми из которых я был знаком. Эта стройка была нужна. Сталин понимал, какие огромные богатства есть на севере, но он не собирался положить их себе в карман. А стремление очернить ту эпоху призвано закрыть людям глаза на то, что происходит со страной сейчас», – утверждает Борис Иванов, подчеркивая, что начинал трудовую карьеру лесорубом.

Обертка от пачки махорки, найденная на территории лагеря 

Костяшка домино, найденная на территории лагеря

Удаленное расположение и своеобразное культурно-историческое наследие не повлияет на туристический поток, уверены специалисты. В Клубе искателей приключений, который занимается организацией спортивно-этнологических экскурсий по большому Уралу, «УралПолит.Ru» рассказали, что уже сейчас группы туров на Приполярный и Полярный Урал полностью загружены. Людей не отталкивают даже высокие цены, которые зачастую превышают стоимость отдыха в Европе и Юго-Восточной Азии. Цена туров в Клубе колеблется 21 тыс. 500 рублей до 82 тыс. 500 рублей.

«За сезон эти туры посещают более 15 человек. При этом люди предпочитают дешевым турам более дорогие», – рассказал «УралПолитRu» представитель Клуба искателей приключений.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров