Визит российского уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова на Средний Урал, запланированный на среду, пройдет по стандартной схеме. Ожидается, что детский омбудсмен посетит несколько школ-интернатов и детских домов, а также встретится с семьей Ленивцевых: супруги в эфире Первого канала пожаловались на трудности, с которыми сталкиваются приемные семьи из-за непроработанности российских законов.
Визит российского уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова на Средний Урал, запланированный на среду, пройдет по стандартной схеме. Ожидается, что детский омбудсмен посетит несколько школ-интернатов и детских домов, а также встретится с семьей Ленивцевых: супруги в эфире Первого канала пожаловались на трудности, с которыми сталкиваются приемные семьи из-за непроработанности российских законов. Между тем за день до приезда московского гостя с докладом о ситуации с соблюдением прав ребенка в Свердловской области перед заксобранием выступил региональный коллега Астахова Игорь Мороков. «УралПолит.Ru» внимательно изучил доклад и составил для Павла Астахова дополнительный список первоочередных «детских» проблем Среднего Урала.
Нездоровая любовь
Изменение федеральной повестки, где охота на педофилов была вытеснена обсуждением закона Димы Яковлева, незамедлительно отразилось на региональном уровне, где чиновники всех рангов активно занялись пропагандой усыновления детей российскими семьями и инспектированием детдомов. Между тем для Свердловской области проблема педофилии до сих пор остается одной из самых острых – по данным Игоря Морокова, за год было совершено 368 преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних. При этом, несмотря на заявления федеральных политиков об ужесточении наказания за подобные преступления, «на местах» педофилы могут рассчитывать на крайне снисходительное отношение со стороны следователей. В Свердловской области таким примером служит дело диджея Фадея Фадеева, которого обвиняли в нескольких эпизодах развратных действий в отношении несовершеннолетних учеников лицея милиции, но до суда по какой-то причине дошли только те, по которым истек срок давности, и любитель мальчиков остался на свободе.
В результате жители области берут правосудие в свои руки и, объединяясь через соцсети, начинают собственные облавы на педофилов, что вызывает у Игоря Морокова сильную обеспокоенность. «Мы работаем с так называемыми педофилотерминаторами – группами людей, которые сами занимаются отловом педофилов. Мы не можем позволить им уйти в тень, иначе они будут действовать вне закона», – рассказал свердловский детский омбудсмен и посетовал на нехватку людей для того, чтобы отслеживать в Интернете как педофилов, так и самодеятельных охотников.
Дороги 18+
Нарекания Игоря Морокова вызывает и ситуация на свердловских дорогах. За последние три года детский дорожно-транспортный травматизм резко вырос. По данным аппарата омбудсмена, анализ обстоятельств всех изученных ДТП показывает, что в 78 % случаев виновниками аварии и гибели ребенка являются взрослые. При этом, несмотря на заявления ГИБДД об активизации работы по профилактике детского травматизма в мае и сентябре, именно на эти месяцы приходится больше всего ДТП, в которых страдают дети. «В течение всего года велся мониторинг ситуации на дорогах. Причина – 39 детей погибли на дорогах (на 34 % больше, чем в прошлом году)», – добавил Игорь Мороков.
Нездоровая медицина
Отдельного упоминания в докладе Игоря Морокова заслужила проблема некачественной медицинской помощи. В программе визита Павла Астахова значится посещение образцового центра «Бонум», где работают лучшие врачи региона, но большинство детей лечится в рядовых больницах и поликлиниках, где лечение в ряде случаев заканчивается смертью. «В течение 2012 года в адрес уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области поступило более 30 обращений граждан по вопросам качества оказываемой медицинской помощи детям, при этом в шести случаях – это обращения, связанные с некачественным оказанием медицинской помощи и наступлением факта смерти ребенка», – сообщает Игорь Мороков.
Врачи пытаются уйти от ответственности, подделывая документы, – только вмешательство детского омбудсмена привело к возбуждению уголовного дела в отношении сотрудников детской горбольницы № 15 в Екатеринбурге, где гибель девятимесячного младенца пытались списать на «молниеносное течение заболевания», хотя в отделении в нужный момент даже не было врача. Схожая ситуация произошла в Сосьве, где родители заболевшей девочки дважды пытались вызвать скорую, но им по телефону заявили, что приедут только когда у ребенка температура будет выше 38 градусов. После того, как мать сама привезла девочку к врачу, ее госпитализировали, но спасти жизнь ребенка уже не удалось.
Один из самых громких скандалов на медицинскую тематику произошел в Нижнем Тагиле, где ребенка после смерти несколько дней продержали в морге с отключенным электричеством, причем и в этом случае у родителей возникли вопросы к качеству лечения, закончившегося смертью. Как выяснилось, врачи несколько месяцев не могли определиться с диагнозом.
Садики не для всех
Нехватка мест в детских садах – проблема не только Свердловской области, но только на Среднем Урале поручение президента Владимира Путина обеспечить к 2016 году всех детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в садиках вызвало пиар-соревнование между областными властями и мэрией Екатеринбурга. О передаче под детсад одного и того же здания отчитываются и областные, и городские чиновники, причем каждый настаивает, что это – именно его заслуга. Тем временем острота проблемы снижается крайне низкими темпами, особенно на удаленных территориях.
«Проблема дефицита мест в МДОУ к 2015–2016 годам будет снята, но, к сожалению, многие семьи так долго ждать не могут, а группы кратковременного пребывания для них не являются выходом из трудной жизненной ситуации. Особенно сложна эта проблема в небольших удаленных поселениях, в которых вообще нет дошкольных учреждений, а стало быть, права малолетних детей на получение дошкольного образования фактически нарушаются, хотя многие местные жители уже и не требуют детских садов для своих детей, поскольку больше не верят в положительное решение этой проблемы», – говорится в докладе Игоря Морокова.
Отметим, что в низких темпах решения проблемы значительная часть вины лежит на муниципалитетах. По данным минстроя области, в региональном бюджете заложены средства на софинансирование реконструкции детских садов, но в Екатеринбурге чиновники до сих пор не могут подписать необходимое соглашение с министерством и предпочитают строить новые здания, несмотря на то что это гораздо более долгий и дорогостоящий процесс.
Равнодушные педагоги
Еще одна проблема, на которую стоит обратить внимание Павлу Астахову, – ситуация в общеобразовательных школах. Проблемы, существующие в них, в основном вызваны падением престижа профессии педагога. В результате в ряде случаев учителями оказываются «случайные» люди, которые не обращают внимания на конфликты между учениками, а иногда и сами становятся их участниками.
«Те несколько случаев, когда уполномоченному по правам ребенка и специалистам аппарата уполномоченного пришлось подключиться к разрешению таких конфликтов, показали низкий уровень профессиональной подготовленности руководящего и педагогического персонала образовательных учреждений в этом вопросе. Мало того, некоторые руководители не имели понятия о том, что учреждения системы образования относятся к органам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», – указывает Игорь Мороков, подтверждая свои слова конкретными примерами, когда равнодушие педагогов доводило конфликт между школьниками до выяснения отношений с использованием подручных средств в качестве оружия.
Так, в октябре прошлого года стало известно о драке между третьеклассниками в одной из школ Железнодорожного района Екатеринбурга, где один из учеников напал на одноклассника с ножницами. Позже выяснилось, что конфликт длился с начала учебного года, но никто из педагогов не счел нужным в него вмешиваться.
По словам Игоря Морокова, существует и еще несколько наглядных примеров учительского равнодушия. Именно попустительство педагогов, не обращающих внимания на посторонних людей на территории школы, позволило в свое время уже упоминавшемуся Фадею Фадееву познакомиться с лицеистами, и до сих пор родители разных школ периодически обращаются с жалобами на то, что, приходя за своим ребенком, они сталкиваются с неизвестными, которые фотографируют детей. Скандалами сопровождается даже создание школьных сайтов.
«Перед началом нового учебного года был проведен мониторинг школьных сайтов, в результате которого было выявлено, что в 30 % случаев с сайта школы можно без проблем перейти с рекламного блока на ресурсы сомнительного содержания, в том числе порнографического», – подчеркнул Игорь Мороков. Сейчас, по его словам, проблема устранена.
Мы перечислили лишь несколько направлений работы регионального детского омбудсмена, которые так и не увидит Павел Астахов, – в его программе визита значатся один из лучших в стране медцентр «Бонум», приемная семья, чьи проблемы решал лично губернатор, и образцовый детский дом. Надеемся, что после текста «УралПолит.Ru» детский омбудсмен скорректирует программу визита, включив в него действительно проблемные точки, или как минимум задаст вопросы по этим темам представителям Свердловской области, в том числе – и Игорю Морокову, чьи рекомендации властям пока ограничиваются традиционными призывами «усилить работу по профилактике и устранению».
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях


