Сегодня, 24 октября, в Курганском городском суде по делу бывшего первого заместителя губернатора Александра Бухтоярова повторно допрошен главный свидетель обвинения – экс-депутат облдумы и бывший общественный советник главы региона, а ныне заключенный колонии строгого режима Михаил Гурко. Суд снял часть вопросов прокуроров – ответы на них уже получены ранее. Зато Гурко потребовал защиты его семьи. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».
Сегодня, 24 октября, в Курганском городском суде по делу бывшего первого заместителя губернатора Александра Бухтоярова повторно допрошен главный свидетель обвинения – экс-депутат облдумы и бывший общественный советник главы региона, а ныне заключенный колонии строгого режима Михаил Гурко. Суд снял часть вопросов прокуроров – ответы на них уже получены ранее. Зато Гурко потребовал защиты его семьи. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».
Александра Бухтоярова обвиняют во взятке в виде снегохода стоимостью 307 тыс. 120 рублей. Следствие уверяет, что в марте 2008 года первый заместитель губернатора получил от руководителя ЗАО «Ларма» Виталия Мальцева взятку в виде дорогостоящего снегохода. Транспортное средство было передано чиновнику за оказание содействия в предоставлении в пользование территории, занимаемой Спорновским охотхозяйством Варгашинского района. Сам подсудимый заявляет о полной невиновности, а преступником считает главного свидетеля – Михаила Гурко.
Сегодня обвинение – прокурор облпрокуратуры Андрей Булыгин и прокурор управления Генпрокуратуры по УрФО Александр Корнилов – допросило свидетелей Александра Копотилова и Андрея Севастьянова.
Александр Копотилов, начальник отдела охраны госзаказников области, сообщил, что в 2008 году руководил ООО «Национальная охота», которое получило по конкурсу охотхозяйство «Кошелевское» в Макушинском районе. Перечень хозяйств, которые выставлялись на конкурс, был известен заранее, опубликован в печати и на сайте, отметил он. Но то, что «Кошелевское» выставляется на конкретный конкурс, узнать до публикации он не мог, пояснил свидетель.
Андрей Севастьянов, сотрудник ГУ МЧС, рассказал, что у него есть снегоход, который он купил у своего тестя Михаила Гурко осенью 2009 года. Он же тогда поставил его на учет. «У Михаила Николаевича снегоход появился весной 2008 года, я его видел в заводской упаковке, во дворе его загородного дома, красный. Пользоваться им он не хотел. Откуда он появился у Гурко, я не знаю, не интересовался. Где приобретал – неизвестно», – сообщил он.
Затем защитник Сергей Логинов ходатайствовал о том, чтобы увидеть видеозаписи с камер наблюдения в одном из курганских ресторанов, из которых следовало, что в день допроса в суде 27 августа Гурко в сопровождении оперативников свободно и без наручников посещал это заведение и они вместе провели час. «Вместо того, чтобы этапировать заключенного в соответствии с тем порядком, который предусмотрен законом, Гурко предоставили незаслуженную привилегию. Изображение качественное», – отметил адвокат.
Прокурор Андрей Булыгин возражал против просмотра записи, заявив, что у него вызывает сомнение подлинность записи, ее происхождение и то, как она оказалась у защитника. По его мнению, даже если этот случай и имел место, он не указывает на какие-то привилегии, а только на нарушение внутренних приказов и распорядков, регламентирующих деятельность сотрудников органов внутренних дел по конвоированию лиц, содержащихся под стражей. Он также считал, что защита и без просмотра записи имеет возможность задать Гурко вопрос на этот счет.
Александр Корнилов также возразил против просмотра записи, считая, что она не имеет отношения к рассматриваемому делу, а защитник не обращался по этому факту с официальным заявлением в правоохранительные органы. «Что именно хочет сказать защитник, предъявив суду эту запись?» – интересовался он.
Но Сергей Логинов в ответ отметил, что запись имеет самое непосредственное отношение к обвинению. «По моему глубокому убеждению, свидетель Гурко дал ложные сведения, подписав соглашение с заместителем генерального прокурора РФ Пономаревым. И вынужден был говорить какую-то информацию, чтобы избежать наказания за те преступления, за которые осужден в особом порядке. Ведь следственные действия по нашему делу производились 19 декабря 2012 года, а приговор был вынесен 20 декабря. Это все и обуславливало действия Гурко и работников, которые проводили расследование и предоставляли ему незаконные привилегии. За получение привилегий Гурко и давал такие показания, какие нужны были следствию. Что и подтверждают видеозаписи. Предполагаю, что он получил и другие привилегии, в виде посещения дома и еще что-то», – заявил адвокат.
Он пояснил, как получил запись: «Мне ее принесли. На сегодняшний день у нас общественное мнение, скажем так, не в пользу свидетеля Гурко. Запись сделана с камер видеонаблюдения, которые расположены в тех помещениях, где все это было. Посещение ресторана – это незаслуженная привилегия, которую он получил за дачу показаний, которые выгодны государственному обвинению. Возможно, государственное обвинение также вводится в заблуждение».
Судья Сергей Волосников отказал в ходатайстве защиты, объяснив, что «запись свидетельствует о нарушениях своих обязанностей конвоем и не связана с обвинением, предъявленным Бухтоярову».
Сегодня также по инициативе обвинения в суд второй раз за процесс для допроса этапировали из колонии Михаила Гурко. Конвой ввел его в зал суда, с него сняли наручники и поместили в железную клетку. Допрос шел в присутствии его адвоката Константина Каплункова.
Прокуроры дополнительно хотели выяснить: кто знал о том, кому предназначались снегоходы. «Муравский знал, – сообщил свидетель, – жена знала. Я ей сказал, что снегоход не нам, а Бухтоярову Александру Иванычу. За охотхозяйство. Сам звонил Мальцеву в 2008 году, потому что Александр Иваныч сказал,что мы болтуны. Не держим слова. Звонил я ему в конце февраля».
Вопрос Андрея Булыгина, когда Гурко обратился к Бухтоярову в интересах Мальцева, был снят судом по протесту адвоката. «Этот вопрос уже задавался в судебном заседании, и на него был дан ответ. Я сам его об этом спрашивал», – заявил Сергей Логинов. Следующий вопрос обвинения был также снят – на него свидетель уже отвечал ранее. «Не надо повторяться», – заметил судья. «Тогда нет вопросов», – сказал Андрей Булыгин.
И тут внезапно Михаил Гурко обратился к суду: «Мою семью начали терроризировать. Сначала жену. Подошел парень, сказал: «Передай своему зэку, чтобы он заткнул рот, или всю семью передавим». А через несколько дней вызвали дочку и сказали – пиши заявление и уходи отсюда. И сказали конкретно, за что». Адвокат Гурко спросил его: «Вы хотите, чтобы к вашей семье применили меры защиты?». «Не ко мне, я в лагере, к семье. Ну, такие заявления…» – ответил Гурко.
На вопрос Сергея Логинова, посещал ли Гурко 27 августа ресторан, Константин Каплунков отреагировал немедленно, предупредив своего доверителя: «Михаил Николаевич, это за рамками уголовного дела, вы можете не отвечать на этот вопрос». Гурко сначала ответил, что среди конвоиров не было ни следователей, ни прокуроров.
С помощью судьи Сергей Логинов уточнил вопрос: «Были ли привилегии за данные показания в виде посещения ресторана?». Сергей Волосников предупредил Гурко: «Ваше право отвечать или не отвечать». И Гурко сказал так: «Зачем я буду отвечать? Это мое личное».
Затем судья снял вопрос прокурора о том, были ли какие поблажки Гурко в заключении за данные им показания.
Гурко, отвечая на вопрос судьи, знает ли он замдиректора департамента природных ресурсов Петра Федотова (он проходил свидетелем), сообщил, что никогда по поводу распределения охотхозяйств с ним не общался: «Я и не знал, что он работает в этом департаменте». И в департаменте он никого не знает, кроме Виктора Шевелева. «Кроме Александра Ивановича (Бухтоярова – прим. ред.) я ни к кому не обращался», – повторял свидетель на дополнительный вопрос прокурора.
А подсудимому Александру Бухтоярову Гурко сообщил: он знает, что управление охотничьего хозяйства расположено в том же здании, что и департамент. И на этом его допрос был закончен.
Виталий Мальцев, который был также вызван на повторный допрос, не смог явиться на заседание, о чем известил суд заранее.
И тут Андрей Булыгин заявил, что обвинение представило все свои доказательства, и предложил дать слово защите.
Но Сергей Логинов возразил, отметив, что прокурорам следует сначала закончить допрос оставшихся пятерых свидетелей. Судья согласился, обязав обвинение обеспечить их явку.
Очередное заседание суда пройдет 5 ноября. «УралПолит.Ru» продолжит следить за развитием событий.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях