В 2013 году на работу в Челябинскую область, согласно последним данным, приехали около 13 тысяч иностранцев. В управлении Федеральной миграционной службы по региону отмечают, что после кризиса 2008 года эта цифра стабилизировалась и меняется незначительно.
В 2013 году на работу в Челябинскую область, согласно последним данным, приехали около 13 тысяч иностранцев. В управлении Федеральной миграционной службы по региону отмечают, что после кризиса 2008 года эта цифра стабилизировалась и меняется незначительно. Тем не менее в лентах новостей регулярно появляются сообщения о «китайской экспансии» в южноуральском сельском хозяйстве, в результате чего жители травятся пестицидами, а местные фермеры – разоряются. Однако в ходе круглого стола, прошедшего 28 октября в челябинском «ФедералПресс-центре» в конференц-зале «Магистр», эксперты пришли к выводу, что ни безработица, ни мигранты южноуральцам не страшны.
Как отметил начальник главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов, в 2008 году была заявлена потребность в ста с лишним тысячах иностранных работников – и это максимальный показатель за последние 5 лет. Тогда было разрешено ввезти 51 тысячу человек, а впоследствии эта цифра постоянно снижалась. Так, в 2011 году квота на мигрантов по Челябинской области составляла 21 тысячу 818 человек, при этом приехали всего 9,5 тысячи человек, в 2012 году при квоте 19 тысяч 375 человек – 17 с половиной тысяч, в текущем году при квоте 18 тысяч 717 человек заехали более 12 тысяч.
Квота на 2014 год еще меньше: на данный момент она составляет 10 тысяч 205 человек, при этом количество китайцев в ней снижено в два раза, узбеков – в полтора, а армян – в три раза. Делается это в интересах южноуральцев. «Важно не допустить замещения местных работников иностранными, – подчеркивает Владислав Смирнов. – Для этого создана специальная межведомственная комиссия. Каждое ведомство получает заявки от работодателей на привлечение иностранцев и решает, кому давать разрешение (и на какое количество работников), а кому – нет. На 2014 год мы получили заявки от 515 юридических лиц, и положительное решение принято лишь по 150».
«Преобладание китайцев в сельском хозяйстве, например, закончилось в 2009 году, и сейчас количество мигрантов в этой сфере из года в год снижается, – добавляет начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС по Челябинской области Анатолий Пепеляев. – Однако в прошлом году мы впервые столкнулись с ситуацией, когда китайцы приехали работать в Челябинскую область по туристическим визам, их оформлением занималась некая организация в Санкт-Петербурге. В этом году мы неоднократно проводили выездные проверки – больше «работающих туристов» обнаружено не было».
В целом же, считают эксперты, южноуральцам бояться нечего: уровень безработицы в регионе невысок (по некоторым городам – ниже 1 %, а в среднем – 5,8 %), и говорить о том, что мигранты отнимают рабочие места у местных, которым и без того трудиться негде, было бы неправильно. Другое дело, что челябинцы и жители области далеко не всегда соглашаются на те условия, в которых работают мигранты. Как отмечает Владислав Смирнов, за последние 20 лет сформировался целый ряд предприятий, которые «специализируются на иностранной рабочей силе». По их мнению, местные жители много пьют и не хотят работать, а потому, мол, и трудоустраивать их не хочется.
Эксперты обещают: местных работников мигранты не вытеснят
Однако дело, как правило, в другом. «Часто на мигрантов смотрят как на рабов – мы фиксируем такие случаи, – рассказывает Владислав Смирнов. – Начинаем разбираться – выясняется, что по документам грузчик получает, к примеру, 30 тысяч рублей в месяц, а в действительности – всего 12 тысяч. При этом работает на износ. Местные жители на такие условия труда обычно не соглашаются и правильно делают. Это огромный кеш, который идет в карман руководства подобных предприятий, – неудивительно, что, когда мы не разрешаем привлекать иностранцев, они начинают жаловаться и говорить, что им таким образом наносится экономический ущерб».
Кстати, официальное привлечение мигрантов обходится принимающей стороне недешево: людей нужно привезти, расселить, обустроить, зато это упрощает налогообложение, за счет чего рабочая сила удешевляется. Если же налоговых поблажек не давать, то, по мнению экспертов, острота проблемы сразу снизится.
Впрочем, остается еще один аспект – социальная адаптация мигрантов. Как отметил заместитель председателя общественного Совета по национальным вопросам при законодательном собрании Челябинской области Илья Аносов, на Южный Урал приезжают представители другой культуры, с другим менталитетом, которые не желают подчиняться местным традициям и правилам, и потому возможны конфликты. Хотя, подчеркнул Илья Иванович, «Челябинская область на общем фоне в смысле межнациональных отношений стабильна».
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях