Процесс формирования ОНК (общественной наблюдательной комиссии), по сути, единственной общественной организации в стране, имеющей прямой доступ в места лишения свободы, по всей стране идет со скандалами.
Процесс формирования ОНК (общественной наблюдательной комиссии), по сути, единственной общественной организации в стране, имеющей прямой доступ в места лишения свободы, по всей стране идет со скандалами. Пока столичные правозащитники протестуют против избрания председателем московской ОНК Антона Цветкова, на Среднем Урале сформирован новый состав регионального отделения комиссии. Первое заседание нового созыва областной ОНК прошло при спорном кворуме и скандалах с общественной палатой. В итоге с 18 ноября свердловские пенитенциарные учреждения остались без наблюдателей, и, если на среднеуральской зоне произойдет ЧП, представители общественности не смогут попасть на место происшествия. В ситуации разбирался корреспондент «УралПолит.Ru».
Третий созыв Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области еще до начала своей работы успел оскандалиться. Конфликт разгорелся по поводу избрания председателя комиссии. Главные действующие лица – председатель свердловской ОНК второго созыва Бек Манасов и глава правозащитной организации «Правовая основа» Дмитрий Рожин. Оба прошли в третий созыв ОНК, и оба боролись за место председателя.
Бека Манасова, ветерана войны в Афганистане, главу фонда содействия беспризорникам сторонники Дмитрия Рожина называют представителем Федеральной службы исполнения наказаний в ОНК. Они называют это негативным фактором, потому что именно для контроля за ситуацией в учреждениях ФСИН и создана структура: члены ОНК имеют уникальную для российских правозащитников возможность беспрепятственно входить в любые ИВС, СИЗО и ИК, не запрашивая на это разрешения у начальника, а только направив ему уведомление. Более того, члены ОНК вправе использовать фотоаппараты и видеокамеры. Поэтому заинтересованность ФСИН в наличии «своих» людей в среде ОНК – логична. Сам Манасов опровергает свою связь со службой исполнения наказаний.
«Вопрос относительно моего статуса – он надуманный. Я никогда на службе во ФСИН не состоял, никогда у них не числился. А то, что кто-то не может с кем-то найти общего языка и поэтому подозревает всех остальных в сговоре – это проблемы этих людей», – заявил «УралПолит.Ru» Бек Манасов.
Дмитрий Рожин – бывший сотрудник прокуратуры. Покинул ведомство после возбуждения против него уголовного дела. Правда, впоследствии он был полностью оправдан, что, несомненно, прибавило ему веса в среде общественников. Уже длительное время занимается правовой защитой, что не мешает ему зарабатывать себе на жизнь успешной юридической деятельностью в бизнес-среде. Оппоненты Рожина называют его человеком, ведомым Сергеем Беляевым, руководителем правозащитной организации «Сутяжник» – структуры с неясной задачей, которая известна участием в сомнительных грантовых проектах. (Например, в 2003 году, по данным «Страны.Ru», пятеро сотрудников «Сутяжника» получили индивидуальные гранты за достижения в области правозащитной деятельности, после чего один из них, Антон Бурков, судился с организаторами конкурса в связи с тем, что ему не вручили призовой компьютер. Бурков также известен тем, что участвовал в качестве кандидата-клона лидера уральских эсеров Александра Буркова на выборах главы Екатеринбурга. – Прим. ред.).
«Они с Беляевым отрабатывают западные гранты. А полномочия председателя ОНК позволят поднять их статус, а значит, и больше зарабатывать», – уверяют собеседники «УралПолит.Ru» из правозащитных кругов.
Рожин эти обвинения опровергает. «Я не являюсь человеком Беляева и не отрабатываю никаких грантов. Не припомню ни одного случая, чтобы именно на ОНК выделялись какие-то гранты. Помимо этого ни один сотрудник как ФСИНа, так и ГУВД в плане общественного контроля не может упрекнуть меня в необъективности. Поэтому подобные заявления кроме как бредом охарактеризовать не могу», – заявил Дмитрий Рожин «УралПолит.Ru».
Как выяснил «УралПолит.Ru», Манасов предлагал членам ОНК провести избрание председателя в тот же день, когда будут вручаться удостоверения членам комиссии – в присутствии членов общественной палаты, чтобы у представителей ОНК был шанс познакомиться с коллегами в первый день работы.
Первое заседание планировалась провести 25 ноября, затем называлась дата 29 ноября, а 18 ноября все члены комиссии вообще получили СМС о том, что вручение мандатов и первое заседание ОНК состоится 25 декабря. Результатом стало решение группы правозащитников под началом главы правозащитной организации «Правовая основа» Дмитрия Рожина самоорганизоваться, провести первую встречу 19 ноября и выбрать председателя. По словам Рожина, он известил об этом Манасова. Фактически о том, что первое заседание пройдет во вторник в 19.00 объявили в этот же день в обед. В результате многие из участников – особенно представители территорий, в частности Ивделя и Серова, физически не могли присутствовать на мероприятии. Как следствие, в назначенное время в зал заседаний явились только около половины членов свердловской ОНК.
Манасова на заседании не было, и все собравшиеся, за небольшим исключением, поддержали кандидатуру Рожина. Он стал новым председателем ОНК по Свердловской области. Его заместителями избраны Вячеслав Башков и Олег Павлович.
«Я не гонюсь за регалиями, просто у нас есть претензии к работе Манасова. Мы их ему озвучивали. А поскольку он нас не слышит, была предложена моя кандидатура, – заявил Дмитрий Рожин. – Воспользоваться своим статусом хочу следующим образом: защитить самостоятельность и независимость членов ОНК, подтянуть их в деятельности по общественному контролю в плане посещений, объективности и неангажированности. Для меня тезисы Манасова о том, что со всеми надо договариваться, озвучиваемые им постоянно, – неприемлемы. Мне кажется, необходимо отражать действительную картину происходящего, не замалчивая!».
Однако Бек Манасов считает, что заседание было проведено незаконно. «Про прошедшее заседание могу сказать, что оно было нелегитимным. Есть закон, в нем определено понятие кворума – его надо соблюдать. А так: кворума не было – значит, и заседания не было. То, что при этом несколько человек получили удостоверения в обход официальной процедуры – бог с ними, но само заседание надо проводить заново», – рассказал Манасов.
В Общественной палате Свердловской области, которая курирует работу ОНК, как оказалось, вообще не знают о прошедшем заседании. «ОНК – организация самостоятельная. Мы не можем вмешиваться в их работу. Если они избрали такого председателя, значит, это их решение!», – заявил «УралПолит.Ru» член общественной палаты Владимир Винницкий.
Выполнять обязанности члены ОНК пока не могут: они не получили мандаты. Вручение может состояться уже 25 ноября – во время второго заседания.
«Многим молодым правозащитникам кажется, что власть всегда против них. Поэтому им хочется показать себя, доказать, что они могут бороться – и находят проблемы там, где их нет. Но по сути, их избирала Общественная палата, и им нужно наладить отношения хотя бы с ними», – уверен источник агентства из числа уральских правозащитников.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях