В последние годы Урал, несмотря на свою отдаленность от Кавказа, все чаще попадает в сводки новостей в связи с задержаниями исламских радикалов и проповедников джихада. В ближайшее время экстремистов может быть еще больше, ведь на Среднем Урале развиваются и даже строят свои мечети и медресе запрещенные в России исламские организации.
В последние годы Урал, несмотря на свою отдаленность от Кавказа, все чаще попадает в сводки новостей в связи с задержаниями исламских радикалов и проповедников джихада. В ближайшее время экстремистов может быть еще больше, ведь на Среднем Урале развиваются и даже строят свои мечети и медресе запрещенные в России исламские организации. Корреспондент «УралПолит.Ru» выяснил, кто проповедует радикальный ислам на Урале и стоит ли этого опасаться. Подробности – в нашем материале.
Учебники джихада
Мечеть в первоуральском поселке Новоталица (Новотрубников, 8) местные жители уже давно обходят стороной. А когда на кирпичном минарете установили громкоговоритель, такой, чтобы азан – призыв к намазу – разносился далеко по округе, и вовсе невзлюбили.
Почти с самого ее основания в мечети проповедовали идеи международной организации «Джамаат Таблиги». Эксперты-исламоведы считают, что это движение координирует радикальных суннитских экстремистов и готовит новых боевиков. Поэтому в 2009 году Верховный суд России признал «Джамаат Таблиги» экстремистской и запретил ее на территории страны. Как сообщает официальный сайт Генпрокуратуры РФ, судом установлено, что «деятельность структурных подразделений организации «угрожает межнациональной и межконфессиональной стабильности в российском обществе, территориальной целостности».
Сейчас в новоталицкойкой мечети утверждают, что проповедуют традиционный ислам. Однако реальные факты говорят об обратном. Так, в 2010 году имама мечети привлекали к ответственности за распространение запрещенной религиозной литературы. А активный прихожанин Дамир Валеев даже был осужден за распространение экстремистских материалов. Наконец, месяц назад, 7 февраля 2014 года, из дома имама Рашита Шайхутдинова были изъяты книги Шейхуля Кандехлеви – создателя запрещенной «Джамаат Таблиги». Стоит отметить, что Шайхутдинов трудится имамом еще и соборной мечети Первоуральска «Сабр» (Гагарина, 1б). Здесь силовики также находили запрещенную литературу.
«Сейчас «Сабр» готовится построить медресе. Рядом с мечетью уже вырыт котлован. У меня есть точная информация, что одним из спонсоров строительства является Саудовская Аравия. Но саудиты же не так просто дают деньги на стройку. Они попросят что-то взамен», – считает первоуральский блогер Степан Черногубов.
С корреспондентом «УралПолит.Ru» имам Рашит общаться отказался. «Я занят», – ответил по телефону глава мечети и бросил трубку.
Новоталицкая и первоуральская мечети входят в состав «Казыятского управления мусульман Свердловской области» (КУМСО), которое является подразделением скандально известного Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМАЧР). В свое время лидер ДУМАЧР Нафигула Аширов поддержал действия Талибана в Афганистане. У правоохранительных органов постоянно возникают вопросы к представителям этой организации. «Мы радикальных взглядов не придерживаемся. Мы следуем тому шариату, который заложен в аятах Корана и сунне пророка. «Джамаат Таблиги» в нашей мечети в Первоуральске никогда не проповедовали. Мы юридические лица и стараемся быть законопослушными гражданами, придерживаясь законов Российской Федерации и шариата», – заявил и. о. председателя КУМСО Альфрид Мустафин.
Стоит отметить, что в состав свердловского казыята входит и екатеринбургская мечеть «Рахмат» (пр. Космонавтов, 182), к которой со дня основания не ослабевает внимание правоохранителей. Начиная с 2001 года ее посещают иностранные гости, проповедники, в том числе и из Саудовской Аравии, в которой ваххабизм признан государственной идеологией. А прихожан мечети отправляют в зарубежные арабские лагеря, для обучения. В «Рахмате» также неоднократно изымали экстремистскую литературу. «В «Рахмат» эту литературу подкидывали», – заявил Альфрид Мустафин. Что касается первоуральской мечети, то и здесь по совам Мустафина, книги появились случайно: «Я думаю, что и там подкидывали. А может, это произошло из-за неграмотности наших мусульман. Читал-читал книгу, а потом забыл, оставил ее в мечети. Поэтому на собраниях имамов мы уделяем большое внимание профилактике экстремизма, в том числе и распространения радикальной литературы», – подытожил Мустафин.
Как становятся моджахедами
Еще в 2006 году лидер чеченских террористов Доку Умаров, ныне якобы покойный, подписал «указ» о создании «Уральского и Поволжского фронтов» для борьбы с «неверными». Его старания не прошли даром. В 2011 году уральские моджахеды направили ответное письмо, в котором просили стратегического взаимодействия и взаимопомощи. Сейчас это обращение официально находится в списке экстремистских материалов.
На сегодняшний день спецслужбы не обнаружили ни одного тренировочного лагеря боевиков на территории Урала. Однако это не означает, что в опорном крае державы не действуют вооруженные исламские радикалы. Так, весной прошлого года в Екатеринбурге бойцы спецназа ФСБ «Альфа» задержали уроженца Чечни, который «крышевал» местных предпринимателей, а выручку отправлял вооруженным джихадистким группам. А 26-го августа спецназовцы провели операцию в Артемовском районе Свердловской области. На окраине поселка Незевай они задержали трех членов «Исламской партии Туркестана», которые, предположительно, планировали подрыв здания на территории области.
К счастью, до совершения террористических актов на Среднем Урале не дошло. Но школы джихада – мечети, где радикально трактуют Коран, учат по книгам запрещенных авторов, свободно действуют в Свердловской области. Какова на сегодняшний день численность адептов радикального ислама на Урале, не готов ответить никто. Но можно представить количество мечетей, дающих кров радикалам.
«Очень часто сектантский ислам проповедуют в мечетях, зарегистрированных под Казыятским духовным управлением. А руководство казыята смотрит на это сквозь пальцы. Для них не проблема, что под их юрисдикцией работают мечети, настоятелями которых являются лица, выучившиеся за рубежом – в Саудовской Аравии, Эмиратах или Кувейте. Те, кто там выучился, в любом случае подвержены радикальному течению, они не соответствуют тому пониманию ислама, который мы здесь исповедуем», – рассказал «УралПолит.Ru» председатель Регионального Духовного управления мусульман Свердловской области, муфтий Равиль Мамлеев.
А почему тогда в России не запретят казыяты?
Я сам много об этом думал и не могу понять, почему этого не происходит. Вы знаете, иногда посетители «Рахмата» даже заходят к нам. Ну, проезжают мимо во время намаза и чисто географически им сюда ближе. Честное слово, даже мне неприятно находится с ними. Радикализм у них сквозит даже во взглядах. В «Рахмате» часто проводились обыски, находились признаки экстремизма. Но почему они все еще продолжают существовать, для меня это загадка, леденящая душу! Я убежден, что эти люди контролируются теми, кто поддерживает двойные стандарты. Чтобы разделять, привносить раскол, расшатывать общество. Ведь они все настроены против государственности. В Коране есть аят – это стих из суры, рассказ, – где Всевышний вменяет в обязанность быть покорными Господу, посланнику и власть держащим. Это сказано для всех миров и всех времен! Ведь Господь знает, что будут и христианские, и атеистические государства. Но если мы находимся в этом государстве, мы под влиянием этого аята должны поддерживать эту государственность. А у радикалов этого нет. Они не поддерживают государственность, решения правительства, потому что они считают их кяфирами – неверными. Значит, у них есть желание построить тут халифат (исламское государство) или что-то еще.
В конечном счете посетители этих мечетей будут готовы взять в руки оружие?
Про это я не готов сказать. Но те же «рахматовцы» вербовали людей в Сирию, а еще раньше в Чечню.
«Уральский фронт»
Похоже, что пока «Уральский фронт» остается для моджахедов мечтой, ведь большинство прихожан радикальных мечетей – приезжие гастарбайтеры. «Чаще всего бывает так, что сюда, на Урал, приезжают таджики, узбеки которые ничего не знают об исламе. После того, как они не могут здесь адаптироваться, они попадают к радикалам. Там им промывают мозги, и чаще всего они возвращаются на свою родину. Уже там они ищут единомышленников. Здесь они не остаются. А на родине они могут представлять опасность. Я знаю даже несколько случаев, когда киргизы, вернувшись с Урала к себе домой, отрекались от своих родителей, потому что не сошлись с ними в религиозных вопросах», – рассказал «УралПолит.Ru» председатель таджикской диаспоры Свердловской области Фарух Мерзоев.
Но среди прихожан радикальных мечетей, много и тех, кто постоянно проживает на Урале. «Я боюсь, что от тех, кто находится под юрисдикцией казыята, можно ожидать чего угодно. Там не все, но уверен, что есть и те, кто готов встать под ружье, когда им скажут. Думаю, если бы у нас произошла ситуация как в Киеве, они бы точно взяли в руки оружие. Причем они бы выступали на американской стороне», – считает муфтий Равиль Хамлеев.
Эпилог
На заседании общественного совета при ГУ МВД по Свердловской области эксперты по вопросам борьбы с экстремизмом заявили, что последние 15 лет власти не уделяли должного внимания проблеме распространения радикального ислама. Сейчас наибольшую активность в Свердловской области развили последователи Саида Нурси – организация «Нурджулар», признанная в России экстремистской. Также на Урале замечено много сторонников таких организаций, как «Братья-мусульмане» и «Хизб-ут-Тахрир». Основные районы распространения радикального ислама – Красноуфимский, Артинский и Ачитский районы.
Сейчас в свердловском правительстве создана специальная структура, занимающаяся проблемами экстремизма и межнациональных отношений – курирует это направление Яков Силин. В разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» Яков Силин отметил, что приверженцев нетрадиционных и радикальных течений ислама на Среднем Урале действительно выявляют. И региональные власти предполагают, что в будущем эта проблема в регионе может лишь нарастать в связи с растущими миграционными потоками. «Для этого и в мире, и в стране есть объективные причины – миграция, внутренняя и из стран бывшего Советского Союза, и иммиграция. У нас регион привлекательный с экономической точки зрения, формируется больший миграционный поток, большая территория, численность населения. При этом очень много неподготовленных мигрантов – без языка, без профессии, не знают законов. Им сложно здесь самостоятельно адаптироваться. При этом к нам приезжают больше всего представителей бывших среднеазиатских республик, мусульмане, встречаются и те, кто подвержен различным радикальным течениям ислама», – рассказал Яков Силин. По его словам, представители различных незарегистрированных религиозных организаций периодически начинают вести строительство религиозных сооружений: «Наших жителей в первую очередь не устраивает то, что представители этих течений без каких-либо разрешений начинают строить свои здания под риторикой свободы слова и борьбы за веру. У нас, например, был случай в Первоуральске, когда простой жилой дом переоборудовали под молельню. Никто не может нарушать закон. Сейчас мы постоянно заслушиваем глав, как они готовятся к наплыву мигрантов, как ими занимаются, как контролируют».
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях