Будущее туристической Мекки Урала под угрозой: «Сложно требовать закрытия строительства, когда процесс уже запущен»

Разработка карьера на горе Конжаковский камень приостановлена до июля

До начала стройки на высочайшей вершине Свердловской области – Конжаковском камне – остаются считаные дни. Промышленники, чтобы лишний раз не возмущать туристов и экологов, ждут проведения традиционного горного марафона «Конжак», сразу после которого начнут строительство дороги на природную достопримечательность Урала.

До начала стройки на высочайшей вершине Свердловской области – Конжаковском камне – остаются считаные дни. Промышленники, чтобы лишний раз не возмущать туристов и экологов, ждут проведения традиционного горного марафона «Конжак», сразу после которого начнут строительство дороги на природную достопримечательность Урала. План скандальной стройки, дороги и будущего карьера на знаменитой уральской горе – только на «УралПолит.Ru».

«Я – главный злодей, Николай Кузьмин», – представился «УралПолит.Ru» автор будущей скандальной стройки на горе Конжаковский камень, директор ООО «Дуниты Северного Урала». В Центре по развитию туризма Свердловской области Кузьмин должен встретиться с местными представителями туриндустрии, обеспокоенными готовящимся строительством на высочайшей вершине Среднего Урала горе Конжак.

Кузьмин принес с собой на круглый стол карту, на которой от руки начертил схему будущей дороги и карьера. Он хочет доказать туристам, что будущие коммуникации не повлияют на туристические маршруты. Однако речь Кузьмина, корреспонденту «УралПолит.Ru» услышать не удалось. «У нас закрытое мероприятие, не рассчитанное на присутствие журналистов», – организаторы вежливо выдворили представителя СМИ из зала до начала совещания.

Для демонстрации того, что стройка не заденет туристический маршрут, Николай Кузьмин на своей карте, вместе с планом будущей дорогой, начертил маршрут наиболее популярного маршрута восхождения на вершину Конжака. Согласно схеме, дорога действительно не задевает марафонскую тропу, но выяснились другие подробности. Так, по планам промышленников, дорогу на Иовское плато будут строить от 40-го километра дороги Карпинск – Кытлым. Протяженность автопути на вершину составит 16 километров. И, что самое печальное для туристов, дорога будет пролегать через Серебрянский камень. Это означает, что для прокладки пути придется вырубить сотни кубометров абсолютно дикого, нетронутого леса. Неизвестно и каким образом преобразится вершина Серебрянского камня.

Проект строительства карьера по добыче дунитов на Иовском плато уже утвержден свердловским правительством. Поначалу предполагалось, что строительство дороги начнется, как только на Конжаке сойдет снег. Однако широкий общественный резонанс, вызванный этим известием, заставил Кузьмина перенести сроки начала строительства. По информации, озвученной на данный момент, дорогу начнут прокладывать после завершения главного спортивного мероприятия, ежегодного международного марафона «Конжак», который состоится 5 июля. Организаторы планируют собрать около 1000 участников.

«Конжак – важная гора для области, с точки зрения туризма и спорта. Сегодня так получается, что свердловское правительство вынуждено лавировать между интересами промышленников и туристов», – пояснил участник сегодняшнего совещания, директор департамента малого и среднего предпринимательства и туризма министерства экономики Свердловской области Александр Породнов.

«Ситуация очень неоднозначная. Сейчас весь шум, раздутый СМИ, туристами и экологами, заключается в том, что у людей появились страхи перед тем, что будет нарушена экосистема Конжака и появятся трудности при посещении вершины. Если Кузмин сможет развеять эти страхи, то можно будет искать компромисс, который и был бы удобен экономике Урала, и способствовал бы внутреннему туризму. Сложно требовать закрытия строительства, когда процесс уже запущен и межевание земель сделано», – заявил «УралПолит.Ru» председатель временной комиссии по активному отдыху при совете по развитию туризма Свердловской области Константин Кузнецов.

Прошедшее сегодня совещание было не утверждением проекта строительства, а попыткой поиска точек взаимопонимания между оппонентами – строителями и туристами. Кажется, сторонам о чем-то все-таки удалось договориться.

«Мы договорились, что Кузьмин внесет в проект все наши пожелания: расширение дороги, устройство стоянок, организация безопасности. Мы также договорились о проведении экологической экспертизы. До конца так и не ясно, что будет с природными памятниками и вообще с экологической ситуацией. Никто в мире еще не добывал дуниты на такой высоте», – резюмировал защитник Конжаковского камня эколог Сергей Ксенофонтов.

Справка «УралПолитRu»:

Иовское плато лежит на высоте 1100 метров над уровнем моря. Оно связывает вершины Конжаковского и Серебрянского камней. По Иову проходит наиболее короткая и популярная тропа на вершину Конжака – одной из главных достопримечательностей Свердловской области, места, массово посещаемого туристами не только из России, но и из-за рубежа.

Геологическую разведку Иовского плато провели еще при Советском Союзе. Тогда было детально установлено: Иовское месторождение дунитов с запасом 140 млн тонн уникально и по качеству, и по количеству. Оно сравнимо только с норвежским месторождением. При том, что иовский дунит на 95 % состоит из минерала оливина, а на сегодняшний день монопольным поставщиком оливина является Норвегия (около 6,5 млн тонн в год).

Дуниты используются в черной металлургии, в машиностроении, в производстве стекла. Дело в том, что из дунитов изготавливают огнеупорные кирпичи для сталелитейных и стекловаренных печей, формовочные смеси для литья. Кроме того, дуниты можно применять в качестве добавок при выпуске портландцемента. Их даже используют в каменках бань и в качестве удобрений.

Еще семь лет назад свердловское правительство выделило Иовское плато под разработку ООО «Дуниты Северного Урала».

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров