Сегодня, 26 ноября, стало известно о прекращении противостояния в стенах ИК № 6 в Копейске. Начальник пресс-службы ГУФСИН по Челябинской области заявляет о том, что после переговоров осужденные приняли решение прекратить протесты и разойтись. Побывавший в колонии омбудсмен Алексей Севастьянов встретился с заключенным, чье помещение в штрафной изолятор стало поводом для беспорядков. «УралПолит.Ru» удалось побеседовать с участником противостояния ОМОНа и «простых копейчан».
Сегодня, 26 ноября, утром стало известно о прекращении противостояния в стенах ИК № 6 в Копейске. Начальник пресс-службы ГУФСИН по Челябинской области Иван Мишанин заявляет о том, что после переговоров с осужденными те приняли решение прекратить протесты и разойтись. Побывавший в колонии уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов встретился с заключенным, чье помещение в штрафной изолятор стало формальным поводом для беспорядков. «УралПолит.Ru» удалось побеседовать с рядовым участником случившегося у стен колонии в ночь на воскресенье, 25 ноября, противостояния ОМОНа и «простых копейчан». По словам солдата из оцепления, некоторые гражданские лица закидывали ОМОН камнями, бутылками и пытались на машинах протаранить оцепление. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».
События минувших выходных – противостояние гражданских и ОМОНа у стен ИК-6 в Копейске – стали главным федеральным информповодом. По официальной информации, распространенной пресс-службой ГУФСИН Челябинской области, противостояние началось 24 ноября в 11:30 в ИК-6. Перед обедом осужденные шести отрядов в количестве 250 человек вышли в режимный коридор жилой зоны учреждения и выдвинули незаконные требования по ослаблению режима содержания, в частности, по освобождению из штрафного изолятора ряда осужденных, водворенных туда за нарушения правил внутреннего распорядка. В ГУФСИН также заявили, что обстановка стабильна и контролируется правоохранительными органами. Между тем, по версии правозащитников, в акции протеста приняли участие не 250 заключенных, а более тысячи.
Но несмотря на заявленную «стабильность» в ситуацию вмешался ОМОН, который разгонял собравшихся у стен колонии дубинками. «Спустя несколько часов большая часть родственников осужденных покинула прилегающую к колонии территорию, – описали ситуацию в пресс-службе ГУВД Челябинской области. – Оставшиеся на месте молодые люди, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пытались нарушить общественный порядок, громко выражались нецензурной бранью. В итоге 26 человек были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в ОМВД по Копейску и УМВД по Челябинску для составления административных протоколов». Позже в пресс-службе ГУВД заявили, что восемь сотрудников ОМОНа пострадали в процессе пресечения беспорядков.
Совершенно по-иному описывают столкновения правозащитники. «Когда я только приехала, люди кидали снежки в ОМОН, это было часов шесть вечера, – рассказала «УралПолит.Ru» правозащитник Оксана Труфанова. – Никто там пьяных не забирал. Потом люди отошли в сторонку, был вечер. Я вышла из машины, люди далеко стояли. Не было даже команды предупредительной, что сейчас будет набег. Они просто побежали, я спряталась за машину. Били совершенно случайных людей. Тем, кто ходил пьяный, им не попало. Со многими потом я сидела в травмпункте. Человек десять, наверное, пострадало, со мной в травмпункте были пятеро. Я подала заявление в полицию. В травмпункт приехали какие-то люди в штатском, потребовали, чтобы мы поехали в УВД. Поехали – поговорили, удостоверение они отказались показывать. На камеру украдкой снимали. Вопросы были странные. Спрашивали, как я познакомилась со своим спутником, с которым приехала, знаю ли я людей, которые были у колонии. Достаточно умный, интеллигентный».
Впрочем, в официальном заявлении, распространенном региональным ГУВД, подчеркивается, что информация об избиении граждан сотрудниками ОМОН ГУ МВД России по Челябинской области не соответствует действительности.
Стоит также привести пересказ произошедших событий одного из омоновцев. Вот что рассказал «УралПолит.Ru» сотрудник правоохранительных органов, участвовавший в субботних событиях: «Ночью, как все началось, нас привезли в усиление в оцепление, так как зэки захватили промышленную территорию, кто-то просто сидел, кто-то вот залез на вышку, и все начали орать как ненормальные, звонить родственникам. Что подумают нормальные люди, увидев такое? Что их там правда бьют и мочат и кругом один беспредел, а еще подъехали их кореша, тоже зэки бывшие. Ну вот тут и началось. Начали на ОМОН, спецназ фсиновский орать, кидаться, пытаться какие-то лесенки приставлять к стенам. Непонятно, зачем. Залезть на стены, чтоб посмотреть. Их успокаивали, держали как могли. Потом они увидели, что оцепление просто стоит и не трогает их, ну и подумали, что им дали такой приказ, и сами пошли в наступление, ударили пару омоновцев. И вот эти бутылки кидать начали. Ну а там уже ОМОН ответил, конечно, может, с какой нибудь «правозащитной» стороны жестко. Но как по-другому еще успокаивать их?»
Свою оценку произошедшим событиям дал и омбудсмен Челябинской области Алексей Севастьянов, который выехал в ИК-6, как только там началась акция неповиновения.
«Поздно вечером в субботу, 24 ноября, у меня появилась информация об акции неповиновения в ИК-6, – описывает он ситуацию. – Вечером выехал на место для выяснения причин и ведения переговоров с осужденными. Находился в колонии до 5:00, встретился как с представителями администрации, так и с осужденными. На месте выяснилось, что в жилой зоне более 200 человек отказались от сна и объявили голодовку. При этом все участники акции вели себя спокойно, со стороны сотрудников ГУФСИН также не было применено спецсредств к собравшимся».
По версии омбудсмена, одной из причин волнений послужила информация о том, что заключенного Георгия Д. избили в следственном изоляторе. «Я провел встречу с осужденным Георгием Д. С его согласия проведена фото- и видеосъемка. На фотографиях отлично видно, что на теле нет следов побоев. Факты его избиения осужденный полностью отрицает. Есть жалобы по медицинской части – это медицинское обследование кишечника и брюшной полости в связи с болями. Буду настаивать на его комплексном обследовании»
.
Также Алексей Севастьянов провел переговоры с осужденными. «В числе основных жалоб: вымогательство денег, наличие СДИПов, а также пытки. Всю изложенную информацию, безусловно, необходимо проверять и в каждом конкретном случае разбираться индивидуально. Но можно сделать вывод, что существует достаточно серьезный конфликт между администрацией и заключенными. Меня настораживает, что заключенные стали просить встречи с тем самым Георгием, который находится в изоляторе. Были даже намеки, что по его прямому распоряжению можно будет отменить голодовку. Сотрудниками ГУФСИН им было отказано во встрече», – сообщил уполномоченный по правам человека.
Заключенные рассказали омбудсмену о вымогательствах. «Один из заключенных утверждает, что его перевели из так называемой «адаптации» в общий отряд только после того, как он заплатил 15 тысяч рублей, – отметил Севастьянов. – В среднем «добровольные пожертвования», со слов граждан, составляют до 200 тыс. рублей. Необходимо проверить данную информацию. К сожалению, это уже далеко не первая жалоба на поборы».
Омбудсмен считает, что проблемы взаимоотношений в колонии, безусловно, есть: «Мы должны сделать все, чтобы правоохранительные органы провели тщательное расследование ситуации, не нарушая права осужденных. Но и с другой стороны, люди, находящиеся в колонии, должны понимать, что, преступая правила, они ничего не добьются. У меня состоялся телефонный разговор с уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным. Я рассказал ему о сложившейся ситуации в ИК-6. Владимир Петрович готов лично принять участие в разрешении данной конфликтной ситуации».
Также помощники Владимира Лукина просят родственников заключенных обращаться в приемную уполномоченного по правам человека.
Как сообщила корреспондент «УралПолит.Ru» с места событий, в ближайшее время ОМОН с территории колонии будут убирать, силовых акций больше не планируется.
«УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.
Сергей Блиновских, Сергей Шумаков, Анна Чередниченко
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях