Центробанк призывает банки чаще отказывать подозрительным клиентам

Законопроект Центробанка об ужесточении борьбы с отмыванием денег до сих пор не согласован с межправительственной организацией FATF.

МОСКВА, 7 апреля, ИА УралПолит.Ru. Законопроект Центробанка об ужесточении борьбы с отмыванием денег до сих пор не согласован с межправительственной организацией FATF. Тем не менее, регулятор призывает российские банки внимательнее работать с подозрительными клиентами и чаще отказывать им в обслуживании.

С законопроектом об ужесточении борьбы с отмыванием – введении обязанности банков отказывать клиентам в обслуживании – возникли сложности на уровне межправительственной организации FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering – Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, РФ является ее участницей). В FATF обеспокоены рисками нарушения прав клиентов, сообщает газета «Известия». На этом фоне Центробанк на прошлой неделе разослал банкам настоятельные рекомендации более активно пользоваться правом на отказ в проведении операций клиентов и на расторжение с ними договоров. ЦБ в своем письме напомнил банкам, что по действующему антиотмывочному законодательству основанием для отказа в проведении операции является предоставление гражданином или компанией неполного пакета документов – в частности, о бенефициарах и выгодоприобретателях. Как выразился регулятор, «банки не должны пренебрегать» своим правом на отказ клиентам «в целях недопущения нарушений требований пп. 3 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ» (статья антиотмывочного закона о ежегодном обновлении информации о клиентах). По законодательству банки должны не реже одного раза в год обновлять сведения о розничных и корпоративных клиентах – или же не позднее семи дней после возникновения подозрений по поводу законности операций клиента. ЦБ указывает, что банки должны использовать все возможные способы для обновления информации о клиентах, а если не получается – прекращать обслуживание клиента. ЦБ подчеркивает, что после двух отказов в проведении операции банку следует прекратить обслуживание клиента – банки получили такое право в июне 2013 года (в рамках поправок в антиотмывочный 115-ФЗ), но, судя по официальной статистике, на практике его использовать не спешат.

Источник, близкий к ЦБ, отмечает, что в условиях кризиса банки еще менее рьяно исполняют антиотмывочное законодательство. Логика банков, которые не желают расставаться с клиентами, понятна, ведь средства клиентов являются чуть ли не главным источником ликвидности в условиях закрытых зарубежных рынков капитала (ЦБ тщательно фильтрует круг банков, которым предоставляет кредиты), продолжает собеседник. Игнорирование свежих рекомендаций может обернуться для банков ростом числа внеплановых проверок – с 2013 года ЦБ увеличивает число внезапных визитов в банки, о чем заявлял в прошлом году зампредседателя ЦБ, глава главной инспекции регулятора Владимир Сафронов.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров