​Ямал станет пилотным регионом для реализации международного проекта «Дети Арктики»

САЛЕХАРД, 29 марта, ИА УралПолит.Ru. В рамках Международного форума «Арктика – территория диалога» главами пяти субъектов РФ, на территориях которых проживают коренные народы, ведущие кочевой образ жизни, руководителем Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорием Ледковым и главой Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым подписана «дорожная карта» по реализации нового проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование».

САЛЕХАРД, 29 марта, ИА УралПолит.Ru. В рамках Международного форума «Арктика – территория диалога» главами пяти субъектов РФ, на территориях которых проживают коренные народы, ведущие кочевой образ жизни, руководителем Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорием Ледковым и главой Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым подписана «дорожная карта» по реализации нового проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование».

Подпись под документом поставил губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Главная цель документа – изучение и повышение эффективности программ в сфере обучения детей из числа коренных малочисленных народов, внедрение в их воспитание лучших практик. А Ямало-Ненецкий автономный округ станет пилотным регионом для реализации международного проекта «Дети Арктики», участие в котором также примут Финляндия и Норвегия.

Инициатива разработки проекта принадлежит Федеральному агентству по делам национальностей и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, руководитель Агентства Игорь Баринов представил проект и предложил руководителям регионов его поддержать.

Проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» направлен на оценку образовательных методик в сфере подготовки к поступлению в школу детей из числа коренных народов Арктической зоны России и поиск действенных подходов к интеграции детей в систему общего образования при сохранении традиционного уклада жизни. Отмечается, что эксперты государств-участников Арктического совета займутся исследованием наиболее успешных программ, обеспечивающих изучение государственной и национальной истории, родного и государственного языков, а также получение и сохранение знаний о традициях народов Крайнего Севера.

Губернатор ЯНАО отметил, что такое внимание к проекту – крайне важно для ямальского региона. «Задачу обеспечить детей оленеводов и рыбаков, которые находятся с родителями в тундре, всем необходимым, что есть в дошкольном образовании – мы обозначили ещё шесть лет назад. Постепенно идём к её решению. И, конечно, опыт других регионов и стран будет нам полезен. Хотя в последнее время всё чаще приезжают к нам за опытом», - сказал Дмитрий Кобылкин, отметив, что помощь и координация проекта со стороны Федерального агентства по делам национальностей РФ «будет незаменимой».

Наша справка. Постоянное передвижение тундровиков, смена местоположения стойбища не позволяют дошколятам ходить в стационарные детские сады и готовиться к обучению в школе. Ямальская программа «Кочевая школа» стала одним из способов разрешения этой проблемы. В настоящее время на территории ямальского региона предоставляют образование в местах кочевий 22 образовательные организации: 17 детсадов и пять школ. Кочевым образованием охвачено свыше 200 детей кочевников. Для организации образовательного процесса, в основном, используются мобильное жилище коренных народов Ямала – чум и модульные здания в небольших сельских поселениях либо на охотничьих стоянках, в рыболовецких станах. В результате поиска наиболее эффективных путей организации образования в местах кочевий на Ямале сложились разнообразные модели кочевого образования (полустационарная школа; кочующая школа; стационарная модель, когда обучение маленьких тундровиков происходит в специально построенных чумах либо модульных зданиях; выездной воспитатель и сезонная кочевая школа в летний период).

Для обеспечения проекта «Кочевая школа» на Ямале выделены средства на приобретение комплектов оборудования «Кочевой учитель» и закупку снегоходов для кочевых школ Приуральского, Тазовского и Пуровского районов. Организована подготовка кочевых учителей и воспитателей в Ямальском многопрофильном колледже. Приобретены модульные здания кочевых школ, оснащённые всем необходимым оборудованием, в том числе спутниковыми системами связи. Выделены гранты для реализации инновационных проектов по развитию кочевых форм обучения. Для кочевых учителей и воспитателей разработаны учебно-методические пособия нового поколения.

Промежуточные итоги реализации проекта «Кочевая школа» показывают, что охват дошкольным образованием среди детей тундровиков растёт. Педагоги отмечают, что такая форма подготовки существенно облегчает адаптацию детей при поступлении в школу и способствует большей успешности учеников. Дети получают дошкольное образование, не теряя при этом навыков общения на родном языке, сохраняя культурно-исторические традиции и обычаи коренного народа.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров