«Некоторым региональным чиновникам не дают покоя лавры министра обороны Сергея Шойгу»

Солнечная станция
Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: ФедералПресс / Дарья Сеймовская

Охваты газификации

Существует мнение, что без грамотного информационного сопровождения любое, даже самое хорошее начинание, может остаться незамеченным. Однако, если начинание действительно хорошее, то его в любом случае заметят и оценят. На прошлой неделе стало известно, что «Газпром межрегионгаз», который стал официальным оператором программы газификации в подавляющем большинстве регионов России, заключил договор на «оказание консультационных, рекламных и организационных услуг по информационному и рекламному сопровождению программ газоснабжения и газификации на территории РФ». Договор заключен на пять лет, а его стоимость составила более 1,2 млрд рублей, название компании-подрядчика не раскрывается.

Вообще исторически сложилось так, что «Газпром» и его «дочки» любят различные социсследования и PR-сопровождения, которые выполняются, как правило, не пресс-службами, а сторонними организациями. Например, согласно закупочной документации того же «Газпром межрегионгаза» несколько лет назад компания разместила тендер на «Оказание услуг по разработке, организации и проведению информационных и PR-мероприятий, специальных проектов, специализированных социологических исследований, опросов в регионах деятельности компаний, входящих в группу лиц ООО «Газпром межрегионгаз» в 2019 – 2021 годах». Начальная цена договора составила более 15,4 млн руб.

Напомним, что по официальным данным, в рамках Программы развития газоснабжения и газификации регионов с 2021 по 2025 год, инвестиции со стороны «Газпрома» составят более 526 млрд рублей. И 1,2 млрд по сравнению с этой суммой, это, вроде бы немного, но, думается, что если бы те деньги, которые тратятся на информационное сопровождение деятельности компании были бы направлены непосредственно на газификацию и повышения качества услуг, то активно «насаждать позитив» в СМИ и соцсетях вряд ли бы понадобилось.

Немного прозы про SMM (а последние годы большинство крупных корпораций и госструктур уже поняли, что аудитория находится в соцсетях): любопытно было бы узнать, по каким критериям заказчик в лице «Газпром межрегионгаз» будет оценивать эффективность PR-сопровождения. По количеству показов информационных сообщений? Охвату? Если так, то российские таргетологи давно научились работать с этими показателями, особенно, если бюджет позволяет использовать платное продвижение. На наш взгляд, было бы интереснее, если эффективность PR-сопровождения программы газификации оценивалась по уровню вовлеченности, то есть по реальной активности и положительным отзывам живых пользователей, а не ботов. Рискнем предположить, что если программа газификации действительно будет работать и многие жители страны получат доступ к «голубому топливу» по адекватной цене, то какие-то большие дополнительные вливания в информационное сопровождение будут смотреться не совсем целесообразно.

Попытка не пытка

Накануне в «Россети Тюмень» заявили о том, что области впервые к электросетям была подключена солнечная электростанция мощностью 6 кВт. Речь идет о подключении кподстанции «Кулаково» (находится на территории одноименного села, недалеко от тюменского аэропорта Рощино). Предполагается, что потребителем «солнечной» электроэнергии станет компания «Рост-Инвест», которая занимается строительством и продажей недвижимости; директор компании уже заявил в СМИ, что энергия «будет использоваться для бытовых нужд».

Интересно в данной ситуации то, что данный объект микрогенерации не попадает ни под какие государственные программы. ВИЭ-генерацию в Тюменской области ближайшие годы развивать никто не планирует, по крайне мере за счет бюджета, как это делается в некоторых других регионах. То есть по факту частник, субъект МСП, построил небольшую СЭС за свой счет. Говорить о какой-либо существенной выгоде, скорее всего, вряд ли стоит, хотя сам руководитель компании отмечает, что «затраты на электроэнергию снизятся примерно на 38%». Ценна здесь сама попытка. Несмотря на то, что уровень инсоляции в Тюменской области невысокий, внедрение первой малой СЭС может послужить хорошим примером для других бизнесменов. Если, конечно, опыт эксплуатации будет удачным. Разумеется, от стабильных классических источников энергии бизнесу пока никуда не деться (как минимум – из-за прерывистого характера «альтернативной» генерации, о чем мы уже неоднократно писали). Однако, кто знает, если солнечные батареи приживутся это будет только лишним поводом для размышления предпринимателей. Может быть, небольшие компании тоже захотят пойти по этому пути и хотя бы часть электроэнергии получать не из единой энергосистемы, от классической генерации. Если так, то данная новость вряд ли понравится крупным генерирующим компаниям. Пока явной угрозы, конечно, нет, но попытка не пытка.

Город-сад по-югорски

Видимо действительно некоторым региональным чиновникам не дают покоя лавры министра обороны РФ Сергея Шойгу, который недавно выступил с достаточно спорным предложением построить в Сибири несколько новых городов. Так советник первого заместителя губернатора Югры Надежда Савина опубликовала Instagram идею перенести столицу России в Ханты-Мансийск или Сургут. «В ХМАО-Югре есть все предпосылки для того, чтобы претендовать на размещение в нем столицы России или моногородов со стратегией на развитие IT-технологий (Ханты-Мансийск), научно-исследовательской площадки (Сургут). <…> Столицу России в Сибирь! Как поется в песне: «Мы ждем перемен!!!». Не знаю, как вам, а мне очень хочется стать свидетелем больших и очень позитивных перемен в нашей стране!» – цитируют чиновника региональные СМИ.

Справедливости ради отметим, что идею по организации столицы в Сибири, правда не в ХМАО, а в других субъекта, озвучивали уже много политиков и ученых. Хотя в основном люди предлагали уже существующие города-миллионники с развитой промышленностью, инфраструктурой и научными центрами и, возможно, определенная логика в этом была. Но в случае с Сургутом или Ханты-Мансийском заявление, мягко скажем, спорное. Если учесть, что города «завязаны» исключительно на нефтегазовой экономике, и то, что в последние годы добыча нефти в ХМАО сокращается из-за «стареющих» месторождений – перспективы потенциальной столицы на берегу Оби весьма туманны. Не совсем понятен и тезис госпожи Савиной о «стратегии развития IT-технологий» в Ханты-Мансийске: все-таки определенный научный и производственный потенциал в IT-сфере имеется и у других крупных городов Сибири. Тюмени, скажем, или Новосибирске. И судя по всему, потенциал значительно больше.

Немного из истории: изначально, до открытия «большой нефти» на территории ХМАО, Ханты-Мансийск представлял собой просто большую деревню, выполняющую административную роль. Позже, наряду с активной разработкой месторождений, начали развиваться (действительно развиваться) промышленные города – Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск, Когалым. А Ханты-Мансийск продолжал оставаться деревней, наделенной управленческим статусом. В 2000-х столицу Югры, конечно, облагородили, только вот еще одним промышленным, научным или культурным центром региона она, разумеется, от этого до сих пор не стала, хотя и продолжает удерживать административные полномочия. Забавно, что в 90-е годы хотели отнять и их; была такая идея, перенести столицу Югры в Сургут, что смотрелось вполне разумно, учитывая, что Сургут является самым крупным промышленным центром региона с хорошей транспортной развязкой. Но, по понятным причинам, Ханты-Мансийск свой статус уступать не захотел. И на полном серьезе полагать, что сегодня Москва уступит полномочия региональному центру, даже не самому развитому, никто не будет.

© Аркадий Янсон