Якоб Крафт: «Огромные деньги вкладываются в порт, но никто не думает о том, что нужно достроить еще 200 км железной дороги»

​Строительство крупного порта Сабетта, который позволит перевозить по Северному Морскому пути сжиженный природный газ и другие грузы, идет в отрыве от прокладки на Ямале железной дороги. Без этого невозможно логичное развитие Севморпути, считает генеральный директор «Ямальская железнодорожная компания» Якоб Крафт.

Строительство крупного порта Сабетта, который позволит перевозить по Северному Морскому пути сжиженный природный газ и другие грузы, идет в отрыве от прокладки на Ямале железной дороги. Без этого невозможно логичное развитие Севморпути, считает генеральный директор «Ямальская железнодорожная компания» Якоб Крафт.

«Нужно комплексно подходить к транспортному развитию территории, чтобы выбирать наиболее эффективный путь развития. Сегодня в рамках глобального проекта Ямал СПГ строится мощный порт. В то же время до Бованенковского месторождения проложена железная дорога. Огромные деньги вкладываются в порт, но никто не думает о том, что нужно достроить еще 200 км железной дороги, и тогда эта точка на Севморпути может получить иное развитие. Обращаюсь к представителю Минтранса [на форуме выступал представитель Минтранса РФ Александр Славуцкий]: было бы полезно, чтобы государство мониторило действия нефтегазовых компаний в этом плане».

Сейчас на Ямале нет единой железнодорожной сети, место разрыва – это участок «Салехард – Надым». В качестве стратегии развития руководитель Ямальской железнодорожной компании представил схему строительства железной дороги вдоль арктической зоны РФ до самой Чукотки. Он обозначил это как перспективу первой половины 21 века. Ямальский участок: «Обская – Салехард – Надым – Коротчаево».

«Сейчас в регионе нет инфраструктуры, которая способна решать промышленные задачи. Переход через Урал – это только Транссибирская магистраль. И Северный широтный ход должен стать вторым проходом через Урал. Он решает и геополитические задачи РФ, и проблему разгрузки Транссиба. Потому что как только пойдет реконструкция Транссибирской магистрали – все встанет. Это значит, чем дольше мы будем рассуждать о том, нужен СШХ или нет, тем больше потерям времени и сами приведем экономику в еще больший упадок без внешней помощи».

Наряду с этим некоторые представители Ямал СПГ открыто согласились на форуме с Якобом Крафтом – при отсутствии целостного взгляда и комплексного подхода целесообразность строительства огромного порта под вопросом. Так морской порт Ямал СПГ состоит из двух частей: вторая часть будет использоваться для отгрузки СПГ, а первая часть предназначена для приема строительных грузов; сейчас она полностью задействована и может принимать 7 млн тонн груза в год. Однако, по словам представителя компании, после 2018 года, когда Ямал СПГ будет построен, она будет задействована очень незначительно. При том, что сегодня уже вложено огромное количество государственных денег, непонятно, что делать с этой частью порта. Все эксперты сошлись во мнении, что теперь, по большому счету, поздно тянуть железную дорогу к Ямал СПГ.

Справка «УралПолит.Ru»:

Строительство участка «Обская – Салехард», включая строительство моста через Обь, взяло на себя ОАО «Российские железные дороги». Участок «Салехард –Надым» планируется построить по принципу государственно-частного партнерства, реконструкцией участком «Надым – Пангоды» будет заниматься «Газпром», а участком «Пангоды – Коротчаево» – Ямальская железнодорожная компания, которая и станет эксплуатировать весь северный широтный ход.

© Редакция «УралПолит.Ru»