«Большой Екатеринбург» не заработает по указу

​Александр Белоусов – о масштабном проекте объединения Екатеринбурга и его городов-спутников

Международная промышленная выставка вернула в повестку отложенную на время громких политических баталий тему «Большого Екатеринбурга». Проект, который с переменным успехом всплывает в повестке с подачи заинтересованных в его реализации лиц по прежнему не имеет осязаемых форм, только контуры – зато весьма обширные. За разговорами о транспортной доступности, рамочными соглашениями в стороне остается принципиально важный – финансовый аспект проекта.

А в то же время «Большой Екатеринбург» – именно про деньги. Федеральные центры вынуждены искать скрытые ресурсы для того, чтобы не допустить социальных взрывов перед выборами президента в 2018 году, и одним из таких ресурсов для Екатеринбурга должны стать территории так называемого «стабильного роста» – Арамиль, Верхняя Пышма, Березовский и Среднеуральск. Сегодня экономическая ситуация в этих городах складывается значительно удачнее, чем в столице Свердловской области.

В пользу жителей городов-спутников говорит и индекс бюджетной обеспеченности на 2016 год: самыми обеспеченными оказались жители Верхней Пышмы – здесь на человека в бюджете заложены 40,7 тысячи рублей. На втором месте по бюджетной обеспеченности граждан – Арамиль, где на человека приходятся 34,5 тысячи бюджетных рублей. В Березовском индекс составил 28,7 тысячи, а в Среднеуральске – 26,1 тысячи рублей на человека. На этом фоне Екатеринбург заметно уступает сателлитам: на одного жителя в столице Урала в год приходится всего лишь 22,3 тысячи рублей.

Преимущества проекта «Большой Екатеринбург» для спутников по прежнему не очевидны:

  • Финансовые бюджетные потоки из Верхней Пышмы, Березовского, Среднеуральска и Арамиля будут перенаправлены в столицу области. Можно даже предположить, что они пойдут на подготовку к чемпионату мира в 2018 году – регион взял на себя обязательства перед Москвой и обязан выполнить их буквально любой ценой;
  • Массовая застройка новых городских территорий, вероятно, будет сопровождаться вырубкой леса в Верхней Пышме, появлением коттеджных поселков вокруг Исетского озера в Среднеуральске, застройке вокруг Березовского. При очевидных плюсах для строительного сектора вопросы экологии не поднимаются вовсе – хотя должны быть первыми.
  • Трудовая миграция считается одной из причин для создания агломерации, но в ситуации с «Большим Екатеринбургом» есть риск падения средней зарплаты по отраслям в связи с резким расширением количества претендентов на вакансии и традиционно более низким уровнем зарплат в примыкающих к Екатеринбургу городах.

Казалось бы, логика объединения в том, чтобы все стороны получат преимущества, но «Большой Екатеринбург» далек от конкретики. Это проект, идея, концепция – но уже не агломерация, потому что у этого термина есть ясные черты. А у БЕ – нет, поэтому слово «агломерация» скоро окончательно будет выведено из оборота. Останется просто «Большой Екатеринбург». Верхняя Пышма и Среднеуральск станут Вырхнепышминским районом Екатеринбурга, городской округ Березовский станет скорее Березовским районом. В кулуарах обсуждают, что у каждого даже будет свой герб.

Только за разговорами о частном теряется обсуждение основных деталей проекта – системы взаимоотношения с органами власти территорий, вопросы бюджетирования и стратегического планирования. Звучат фразы о том, что проделано много работы, но пока этого нет на бумаге, создается ощущение, что проект не проработан, а его пытаются осуществить с минимальной оглаской, чтобы не вовлекать в обсуждение местных – мол, «сами наверху решим».

История показывает, что Екатеринбург – город масштабных идей и тонких договоренностей. Поэтому можно утверждать, что и «Большой Екатеринбург» не заработает по указу. Нужно говорить.  

© Редакция «УралПолит.Ru»