«Мы всколыхнем этим мероприятием всю страну». Общественники ищут великого уральца, в честь которого назовут аэропорт Кольцово

В Екатеринбурге прошел круглый стол с участием представителей общественных организаций, на котором обсудили будущее аэропорта Кольцово, точнее, его названия. Чьим именем будут названы «воздушные врата Урала» – Татищева, Бажова или, может быть, Чайковского?

В Екатеринбурге прошел круглый стол с участием представителей общественных организаций, на котором обсудили будущее аэропорта Кольцово, точнее, его названия. Чьим именем будут названы «воздушные врата Урала» – Татищева, Бажова или, может быть, Чайковского? Об этом – в материале «УралПолит.Ru».

4 октября глава Общественной палаты России Валерий Фадеев объявил о запуске проекта «Великие имена России», главная цель которого – «путем дополнения наименований аэропорта фамилиями выдающихся россиян сохранить и приумножить имеющийся исторический капитал».

«Почему именно аэропорты? Недавно я был в Ростове-на-Дону. <...> Местные власти организовали народное голосование и назвали новый аэропорт в честь выдающегося генерала Платова. Те миллионы людей, кто проходит через аэропорт, узнают, кто такой генерал Платов. Это такое простое, понятное решение», – говорил он. Министр культуры Владимир Мединский и митрополит Тихон (Шевкунов) идею поддержали.

Через неделю стартовал первый этап конкурса. Общественные организации с 11 по 21 октября проведут обсуждения, итоги которых передадут в Общественную палату. До 28 октября будут сформированы лонг-листы на основании пожеланий жителей регионов, которые могут предложить свои варианты в интернете или в общественных местах (сбором пожеланий займутся «Волонтеры победы»). Далее будут проведены соцопросы и голосование, по итогам которых каждый из 45 международных аэропортов 5 декабря должен получить новое имя. При этом у организаторов конкурса изначально было условие – не присваивать объектам имена политических деятелей. Однако накануне для политиков 20-го века все-таки сделали исключение.

Утверждение о том, что екатеринбургская общественность с восторгом приняла идею с переименованием, было бы преувеличением, но, потратив несколько дней на негодование, горожане (главным образом в соцсетях) все же начали обсуждение по существу. Интересной в этой связи также является позиция главы региона Евгения Куйвашева, который сначала заявил, что нынешнее название аэропорта его вполне устраивает, а через несколько дней уточнил, что в целом не против назвать «Кольцово» в честь кого-то из знаменитых уральцев. Есть люди, посчитавшие, что губернатор «переобулся».

Открывая заседание круглого стола, глава Общественной палаты Свердловской области Александр Левин заявил, что «никакого переименования аэропорта не будет», но рядом с привычным «Кольцово» появится имя выдающегося деятеля, за которое проголосуют наибольшее количество раз. По словам Левина, Общественная палата и региональные власти «не собираются никому ничего навязывать», но в то же время он подчеркнул, что, по итогам недавно проведенного опроса, в рейтинге лидируют Павел Бажов, Георгий Жуков, Дмитрий Мамин-Сибиряк и династия Демидовых.

Директор по стратегическим коммуникациям холдинга «Аэропорты регионов» (включает в себя «Кольцово») Евгений Красиков заявил, что «идея присвоения имен великих соотечественников аэропортам [ему] кажется правильной», но «само переименование не решает задачу продвижения истории региона, создания возможностей для пассажиров узнать что-то новое о нем».

Он рассказал об опыте создания на территории ростовского аэропорта «Платов» (названного в честь атамана Матвея Платова) выставочной экспозиции, транслирующей историю казачества в «ненавязчивой интерактивной форме». «Если мы присваиваем аэропорту имя, то надо делать следующий шаг и рассказывать об этой персоне и ее работе. <...> Экспозиция [в Ростове-на-Дону] до сих пор вызывает восторженные отзывы пассажиров», – отметил Красиков, отказавшись говорить, за кого из знаменитых свердловчан отдал бы голос.

Депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселев поначалу пытался увести дискуссию в русло обсуждения действительно (по его мнению) насущной проблемы для аэропорта – борьбы с челябинским «Баландино» за статус уральского хаба. «Мы прекрасно понимаем, что, если хаб уйдет в Челябинск, для Екатеринбурга и для области это колоссальнейшие проблемы. И сегодня необходимо предпринимать огромные лоббистские усилия, чтобы не «Баландино» стал хабом, а именно «Кольцово», – сказал депутат, подводя таким образом к главной теме встречи.

По его словам, выбирая новое имя для екатеринбургского аэропорта, необходимо руководствоваться несколькими принципами: во-первых, это должно быть широко известное за рубежом имя, «которое знали бы абсолютно все люди, прилетающие сюда», во-вторых, имя должно укладываться в «архитектурную стилистику» объекта, и, в-третьих, это не должно быть имя человека, связанного с достижениями армии.

«[В связи с этим] первое имя – это Эрнст Неизвестный, но аэропорт «имени Неизвестного» на иностранные языки было бы сложно переводить. Есть еще одно имя. Это Петр Чайковский, который имеет отношение к нашему региону. Это самый исполняемый композитор в мире. Посмотрите на стилистику аэропорта. Она музыкальная. Это светлый аэропорт. Поставить туда малахит, при всем уважении к Бажову, – это уже не то. Так что имя Чайковского идеально вписывается в стилистику аэропорта. Это гражданский, мирный композитор, который писал не военные марши, а исключительно гражданскую музыку. И это продвижение нашей, российской культуры на международном уровне. И продвижение нашего региона не только как танкостроительного, но и как региона, нацеленного на культуру, нацеленного на будущее», – сказал Киселев.

Отвечая на его предложение, политолог Анатолий Гагарин напомнил, что Чайковский жил в Алапаевске год с небольшим, а родился он в Воткинске в Удмуртии. «Причем позже он нелестно отзывался об Алапаевске», – добавил музыкант Александр Пантыкин.

«Я прежде всего отстаиваю кандидатуру Павла Бажова. – продолжил Гагарин. – Не так давно наш институт политических исследований провел среди экспертов опрос по брендам Урала. Они поставили на первое место Бажова. Я в этом смысле безусловно солидарен с экспертами. Бажов придумал мифологию Урала, на которой основана почти вся уральская культура. <...> Надо понять, хотим ли мы просто приклеиться к мировым именам (речь о Чайковском – ред.) или сделать так, чтобы наши имена стали известны в мире. Никто наших героев не будет продвигать, кроме нас самих».

Гагарин отметил также, что в следующем году Павлу Бажову исполняется 140 лет, и это «прекрасный повод поразмышлять о его наследии».

Представитель совета ветеранов Уральского добровольческого танкового корпуса Борис Ильиных вполне ожидаемо предложил кандидатуру маршала Советского Союза Георгия Жукова, несколько лет служившего на Урале. Свою позицию он обосновал тем, что «маршал Жуков был командующим нашего округа, и округ наш основательно поднялся среди других».

Начальник управления архивами Свердловской области Александр Капустин подчеркнул, что одним из принципов подбора нового имени для аэропорта должен быть объединяющий характер фигуры. Таким человеком, по его мнению, является Василий Татищев. «Татищев написал первую российскую историю, к тому же человек военный, а у нас не было поколения, которое бы не воевало. <...> Татищев является основателем нашего города, и в центре Екатеринбурга ему стоит памятник. Он также деятель культуры и выдающийся экономист. Его имя связано с историей России. Его фамилия происходит от рода Рюриковичей...», – сказал Капустин, сообщив также, что по итогам конкурса архивистам предстоит составить «подробную справку» на победителя.

К кандидатуре Татищева склонился и Александр Пантыкин, объяснив это недостаточной изученностью XVIII века.

«Мой офис находится в бункере Жукова. Я каждый год езжу на фестиваль музыки в Алапаевск. Жизни Бажова и Мамина-Сибиряка были очень непростыми, их произведения неоднозначны. С точки зрения имени мне ближе всего Татищев. Это представитель науки, культуры, экономики, это основатель города. Эти времена плохо изучены, и, если мы назовем аэропорт его именем, начнутся какие-то исследования, и мы очень много полезного почерпнем», – предположил композитор.

Руководитель Свердловского регионального исполкома ОНФ Жанна Рябцева и зампредседателя свердловского отделения Русского географического общества Максим Фирсов высказались в поддержку династии Демидовых, которая, по их словам, подчеркивает промышленный характер региона и является таким образом выражением его идентичности.

В конце круглого стола Константин Киселев предложил собравшимся «компромисс»: железнодорожный вокзал назвать в честь Бажова, аэропорту дать имя Чайковского, северному автовокзалу – Татищева, а южному – Демидова.

Общаясь после заседания с журналистами, Александр Левин все же проговорился. В ответ на вопрос о том, за кого из политиков XX века он проголосовал бы после снятия соответствующего запрета, Левин заявил, что отдал бы предпочтение бывшему губернатору Эдуарду Росселю. «Именно он сделал все возможное и невозможное, чтобы современный международный аэропорт «Кольцово» появился в этом виде. Я с ним работал и знаю, сколько он здесь ходил по пустырю, по болотинам, заброшенным территориям, где сегодня славные корпуса аэропорта. Это была колоссальная работа, сделанная в преддверии саммита ШОС (в 2009 году – прим. ред.)», – сказал он, добавив, что у Росселя меньше шансов попасть в лонг-лист, поскольку его фамилия стала доступна для голосования лишь через несколько дней после запуска проекта.

Денис Аллаяров

Фото: пресс-служба Общественной палаты Свердловской области

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров