Алмазы из нефти. Как тюменские изобретения становятся объектом зависти и плагиата

​Уникальные открытия тюменских изобретателей оставляют далеко позади отечественных и иностранных конкурентов. Возможно, именно поэтому они всегда пользовались пристальным вниманием со стороны различных специалистов нефтегазовой индустрии. Запатентованные изобретения детально изучаются, а потом незначительно видоизменяясь, меняют авторство. Однако до сих пор никому не удалось воссоздать или превзойти технологии сибиряков. О научном потенциале тюменских ученых читайте в материале «УралПолит.Ru».

Уникальные открытия тюменских изобретателей оставляют далеко позади отечественных и иностранных конкурентов. Возможно, именно поэтому они всегда пользовались пристальным вниманием со стороны различных специалистов нефтегазовой индустрии. Запатентованные изобретения детально изучаются, а потом незначительно видоизменяясь, меняют авторство. Однако до сих пор никому не удалось воссоздать или превзойти технологии сибиряков. О научном потенциале тюменских ученых читайте в материале «УралПолит.Ru».

«Все равно украдут»

Молодое поколение тюменских геологов и нефтяников обладает компетенциями, позволяющими им на десятилетия опережать американских, немецких и французских специалистов. По словам профессора Тюменского индустриального университета, заслуженного геолога РФ, члена-корреспондента РАН Ивана Нестерова, специалисты из США и многих других стран отстают от его студентов в среднем на 50 лет.

«В России выпускается несколько тысяч журналов и научно-политических газет, где довольно много информации о новых изобретениях. Эти публикации представляют огромную ценность. Все открытия детально описаны в патентах. Американские, японские и китайские специалисты берут эти данные из патентов, немного их переделывают и выдают за свое. Поэтому хороший разбирающийся специалист, используя это, может опередить нас. Я не хочу оформлять патент – если кто-нибудь прочитает, то обязательно украдет. Многие иностранцы перестали патентовать свои изобретения. Они заключают двустoронний договор с фирмой и подписывают документ о ноу-хау и конфиденциальности. Штрафы в случае разглашения конфиденциальности превысят стоимость изобретения», – рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» Иван Нестеров.

В свое время он много занимался экологией и ежегодно принимал участие в экспедициях, обрабатывая от нефтяных загрязнений 50-60 га на месторождениях в Сургутском и Нижневартовском районах. Тогда же был официально запатентован биологический препарат, созданный тюменскими учеными – «Путидойл». Он очень эффективно устраняет нефтяные загрязнения, имеет патенты в США, Аргентине, Чехословакии, Англии и Испании и считается самым лучшим во всем мире.

Для создания уникального препарата тюменские ученые выращивали живые бактерии, которые использовали в самом грязном месте Самотлора. По словам Ивана Нестерова, большинство препаратов работают комплексно, в них собрано несколько типов бактерий, которые поедают нефть, а сибиряки добились того, чтобы одна бактерия съедала больше, чем тысячи разных вместе взятых. В природе бактерия путида встречается повсеместно, в 1 кубическом сантиметре земли примерно 10 бактерий, а в «Путидойле» их 12 тысяч. На очистку загрязнений уходит примерно 20 дней.

Тюменские ученые чистили места с нефтяными загрязнениями в Аргентине, в США. В Испании их попросили об очистке территории специально к летним Олимпийским играм.

«Есть официальное свидетельство, что это наш препарат. В свое время у нас был договор с Кипром и Ираком. Во время операции «Буря в пустыне» я встречался с шейхами. Тогда иракцы подожгли скважины, горело примерно 120 млн тонн нефти, все кругом было заминировано. Эмир Кувейта, где было очень сильное загрязнение, предложил нам очистить территорию от нефтяных загрязнений. Мы договорились с банком Ближнего и Среднего Востока. Я считал, что мы очень выгодно заключили договор, дав согласие на то, что нашим «Путидойлом» будет пользоваться Ближний и Средний Восток, а также Африка. Там его разводили и уничтожали нефтяные загрязнения. По договору банк сначала переводил в Россию деньги, и только потом мы поставляли препарат. Были просто идеальные условия, но затем появились американцы и заключили свой договор. Наша работа на этом закончилась. Мы тогда плохо знали экономику, что такое договор и как с ним обращаться. Мы не знали обратную сторону медали», – рассказывает Иван Нестеров.

По словам ученого, прошло уже более 50 лет, но американские специалисты до сих пор не могут создать такой препарат. Аналогов «Путидойлу» так и не появилось. В данный момент препарат не используется. При этом российские коллеги, немного изменив тюменское изобретение, пытаются выдавать его за свое. Но вот только у авторов изобретения на 1 га расходовалось 50 гр препарата, а сегодня на 1 га уходит 15 кг препарата.

Сверхпроводник и алмазы из углеводородов

Сейчас от нового поколения геологов требуется не столько изучение горных пород, сколько ядерно-электронных взаимодействий на атомном уровне. В настоящее время молодые ученые Тюмени как минимум уже владеют технологией по созданию наноматериалов благодаря плазменному импульсу.

Последние несколько лет рабочая группа молодых изобретателей под руководством Ивана Нестерова работает над новыми технологиями. На сегодня они готовы заявить о нескольких изобретениях, которые станут прорывом в нефтегазовой индустрии. Речь идет о холодном ядерном крекинге углеводородов и плазменно-импульсном воздействии.

Первая технология уже опробована. Ученым удалось раздробить тяжелые фракции нефти на более легкие, такие как бензин и керосин. В недалеком будущем можно будет получать материалы с совершенно необыкновенными свойствами, например, алмазы из углеводородов.

«Аналоги есть, но все они решают какой-то узкий спектр задач, существует множество технологий увеличения нефтеотдачи, но эффективной технологии по добыче сланцевой нефти пока не существует. Мы этим занимаемся, но на нашей территории запасы сланцевой нефти сосредоточены на баженовских горизонтах. В ближайшие два-три года мы разработаем эффективную методику их добычи», – рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» геолог-аспирант Андрей Пономарев.

Запасы газа и особенно нефти сокращаются. Те коллекторы, из которых можно было легко добывать нефть, уже истощаются и обводняются. Если раньше, к примеру, на Самотлоре водонасыщенность скважин составляла около 10%, то сейчас это уже – 95-98%.

«Для промышленности наши изобретения – это новый этап развития инновационных технологий. Мы сможем переходить на альтернативные источники энергии, а это колоссальная экономия. Например, на основании солнечного кремния можно создать электромобиль, заряда его батареи будет хватать на несколько тысяч лет. Это – взрыв для отечественной экономики и мировой бум! Сейчас идут финальные испытания и формирование предложений для недропользователей», – говорит Андрей Пономарев.

Исследования тюменских изобретателей поддержаны федеральными грантами: от Российского фонда фундаментальных исследований и от Фонда содействия инновациям. Кроме этого, у молодых изобретателей уже есть частные заинтересованные инвесторы, которые готовы вложить в продвижение проектов 10-20 млн рублей. Однако для внедрения технологий в реальный сектор нефтегазовой отрасли необходимо 300-400 млн рублей.

Автоматическая очистка скважин

Эра легкой нефти заканчивается, а «тяжелая» содержит в себе большое количество примесей: асфальтенов, смол и парафинов. Они откладываются на стенках оборудовании скважины. Из-за этого работа скважин может остановиться, добыча нефти уменьшиться, а для недропользователей это сулит большие экономические потери. За последние два года добывающие компании увеличили объем средств для борьбы с отложениями более чем в два раза – до 4 млрд рублей. Со своими разработками выступили тюменские изобретатели.

«На отечественном рынке аналоги отсутствуют. В России мы будем первыми. Есть что-то похожее в виде контейнеров, но они не очень эффективны, а иностранных аналогов нет. Используемые сегодня стандартные методы зависят от человеческого фактора, в числе минусов также минимальный межсервисный интервал. Мы же предлагаем опускать в скважину контейнер с дозирующим насосом. Он будет функционировать в течение года без вмешательства человека, процесс полностью автоматизирован, им будет управлять оператор пульта из цеха добычи нефти и газа», – рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» студент-выпускник Марсель Кадыров.

У молодых изобретателей уже сегодня есть партнеры. После создания лабораторного образца компании готовы провести опытно-промышленные испытания на своих месторождениях. Внедрить изобретение в производство планируется в 2019 году.

«Технология актуальна абсолютно для всех компаний, поскольку у всех есть осложненный фонд скважин. Экономия для предприятия составит миллионы рублей. Допустим, у компании 10 тысяч осложненных скважин. Если мы внедряем один прибор в одну скважину, то себестоимость прибора составит примерно 500 тысяч рублей, обслуживание скважины и бюджет, который выделяется на борьбу с отложениями – 100 тысяч рублей в месяц. Окупаемость одного прибора – пять месяцев, но мы хотим поставить нашу технологию на поток и внедрять не на одной скважине, а на множестве. В целом проект считается очень рентабельным, средняя окупаемость таких проектов на научно-производственных базах самих недропользователей составляет более полутора лет», – говорит Марсель Кадыров.

Рынок – лучший регулятор

Запатентовать, конечно, можно все, но патент имеет свои ограничения. Известно, что защититься от всего невозможно.

«В истории были случаи, когда разные люди, находясь далеко друг от друга, в одно и тоже время приходили к одинаковым открытиям. В России всегда возникали сложности с патентами, так было даже в 19 веке. Сегодня любое изобретение должно быть успешно коммерциализировано. Рыночные механизмы диктуют свои условия. Если ты лучший и вышел на рынок первым, то будут и партнеры. Сотрудничать будут с тем, кто смог не только что-то изобрести, но и сделать свой проект коммерчески привлекательным», – рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» заместитель директора департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Антон Машуков.

Тюменский научный потенциал действительно огромен. Исторически так обусловлено, что крупные изобретения связаны с нефтегазовой отраслью. Для этого есть все предпосылки: много научно-исследовательских организаций, есть хорошо подготовленные кадры, а рядом находятся месторождения, где можно опробовать и протестировать новые разработки.

В недалеком будущем тюменским ученым предстоит опубликовать статьи о своих технологиях в международных базах данных. К патенту они подходят очень осторожно. Изобретатели планируют запатентовать абсолютно все: саму технологию, каждую ее составляющую и каждую конструкцию.

Виктория Ахремчук

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров