Большой Урал: итоги недели с 4 по 10 декабря

Редакция «УралПолит.Ru» продолжает знакомить читателей с основными итогами недели Большого Урала. В материалах мы вспоминаем наиболее резонансные или спорные события, заявления и оценки из сферы политики, экономики и общественной жизни за прошедшие семь дней. Как правило, это вещи или тенденции, которые касаются каждого из нас – будь то политик, журналист или любой другой в широком понимании этого смысла уралец.

Свердловская область: Бесполезные парковки и лучшие журналисты

Платные парковки обернулись убытками

Власти Екатеринбурга могут избавиться от убыточного бремени платных парковок. Глава профильного комитета мэрии Игорь Федотов выступил перед депутатами гордумы с отчетом об эксплуатации парковок за три года. Как оказалось, для мэрии эта тема оказалась глубоко убыточной – при ежегодных вложениях в 28 млн рублей «отбивать» удается только в 8 млн рублей. Причина в том, что более половины автовладельцев просто не платит за услугу. В городе оборудовано около 2,5 тыс. машиномест, стоимость составляет 30 рублей в час, штраф – от тысячи до трех. Однако, как оказалось, первые штрафы были вынесены буквально несколько недель назад. Депутаты уверены, что основная причина провала в том, что город и ГИБДД не смогли договориться между собой: полиция не хочет заниматься «мелкими штрафами», которые уйдут в городскую казну, но и не предоставляют информацию о нарушителях администрации, ссылаясь на закон о персональных данных. Тем не менее, мэрия не собирается оставлять эту идею – по появившейся на данный момент информации, есть некие инвесторы, которые готовы вложить деньги и утроить количество машиномест на платных парковках, но конкретика держится втайне. Таким образом, этот бизнес может практически полностью уйти в некие частные руки.

«Как мне представляется, в вопросе неокупаемости можно обозначить несколько причин. Во-первых, плохая собираемость оплаты. Граждане, видимо, еще не привыкли платить за предоставленные услуги, т.е. стремление к халяве никуда не ушло. Во-вторых, как следствие, убыточность муниципальной компании, которая занимается городскими парковками. В-третьих, эти парковки являются яблоком раздора между ГИБДД и администрацией уральской столицы», – поделился с «УралПолит.Ru» мнением политолог, директор Центра гуманитарно-политических инициатив и проектов Руслан Мухаметов.

Уральские журналисты собрались на форум

В пятницу в Екатеринбурге прошел восьмой уральский медиафорум. На мероприятие приехали избранный две недели назад новый председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, звезды отечественной журналистики, а на открытие пришел губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Выступая перед представителями прессы, он обратил внимание на то, что в ближайшее время начнется кампания по выборам президента, и предложил соединить усилия по продвижению заявки на проведение ЭКСПО-2025. Всего участие в работе форума приняло порядка 200 уральских журналистов. Выступая перед коллегами, Владимир Соловьев назвал уральское отделение СЖР лучшим в стране.

«Уральский союз журналистов известен не только в России, но и за рубежом. Думаю, мы вместе будем участвовать в делах журналистов. У нас много планов на следующий год. 100-летие отмечает Союз журналистов. Запланировано много форумов», – заявил Владимир Соловьев.

Челябинская область: Рейтинговый губернатор и «кочующий» автовокзал

На вершине рейтингов

На этой неделе губернатор Челябинской области Борис Дубровский оказался в группе лидеров сразу в нескольких рейтингах. В рейтинге Медиалогии глава Южного Урала поднялся на восемь строчек и обогнал Евгения Куйвашева (у него +6 позиций), заняв шестое место. Авторы рейтинга пояснили, что Дубровский активно цитировался СМИ в связи с помощью семьям погибших на озере Аргази, работой на форуме Россия-Казахстан и встречей с экологическими активистами. Форум и встречу с президентом учли и составители рейтинга влиятельности губернаторов АПЭК. Здесь Дубровский поднялся на три строчки и вплотную приблизился к двадцатке глав «с очень сильным влиянием».

«Составители рейтинга объяснили укрепление позиций Дубровского «удачно проведенным российско-казахстанским саммитом в Челябинске и встречей с президентом». Добавлю, что власти Челябинской области добились значительного снижения долговой нагрузки на бюджет и отработали механизм решения проблем обманутых дольщиков. Это для глав регионов те задачи, к которым сегодня у федерального центра повышенное внимание, и во многих субъектах в их решении пока продвинулись куда меньше, чем на Южном Урале», – отметил в блоге политолог Александр Мельников.

Автовокзал «не на своем месте»

Между тем, глава Челябинска Евгений Тефтелев взбудоражил общественное мнение репликой о том, что городской автовокзал может «сменить прописку» и переедет в другое место. Ни в пресс-службе мэрии, ни в думе города не смогли пояснить слова чиновника, тем не менее, определенные предпосылки для волнения есть – автовокзал уже не первый раз «переезжает», а в кулуарах говорят о том, что такие рокировки связаны с бизнес-интересами предпринимателей, близких городским чиновникам.

«Я всегда говорил, что расположение автовокзала во дворце спорта не логично, не экологично и не экономично. Автовокзал надо не передвигать, а ликвидировать! Но вот куда власти задумали передвигать объект – я предсказать не берусь. Если бы в городе была внятная стратегия развития транспортной сети, то оптимальное место для автовокзала указал бы любой студент-второкурсник автотракторного факультета. А что придумают сейчас – непонятно. Ведь на самом деле для организации работы хватит небольшого сарайчика и пятачка сто на сто метров для маневрирования автобусов», – прокомментировал «ФедералПресс» челябинский транспортный эксперт Яков Гуревич

Курганская область: Безопасный уран и открытый бюджет

«Ажиотаж вокруг уранового рудника – надуманный »

На конфликтную ситуацию, связанную с разработкой уранового месторождения в Звериноголовском районе Курганской области обратили внимание областные власти. Напомним, уже несколько месяцев группа экологических активистов «Курган-антиуран» проводит митинги, подает иски в суд против Росатома, правительства Курганской области и даже премьер-министра Дмитрия Медведева. Во всех судах они проиграли, но продолжают убеждать общественность в экологической опасности проекта. На этой неделе на площадке КГУ состоялся круглый стол, посвященный экологическим аспектам разработки злополучного месторождения. В числе участников и приглашенных был губернатор Алексей Кокорин, руководители и научные работники АО «Атомредметзолото», генеральный директор и представители компании «Далур», которая ведет добычу урана, ученые подразделений РАН, КГУ и «Гидроспецгеологии». Эксперты озвучили и обсудили доклады, в которых расписываются все требования экологической безопасности, данные о геологии месторождения и т. д. Губернатор, заслушивая мнения экспертов, назвал шумиху вокруг месторождения «надуманой»

«Вхождение компании в Звериноголовский район – это абсолютно новый виток развития экономики района и всей области. Мы разделяем озабоченности некоторых жителей района в целом о проблемах экологической безопасности и охраны здоровья и должны донести до них объективную понятную информацию о намеченной деятельности. Ажиотаж вокруг добычи урана, по моему мнению, надуман. Мониторинг будет проводиться при участии департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. Реализация проекта должна идти с соблюдением всех мероприятий по полной экологической безопасности, а также с полной открытостью», – заявил Алексей Кокорин.

«Поправок в бюджет не поступило»

Работа над курганским областным бюджетом подходит к своему логическому завершению. На этой неделе прошел один из ключевых элементов принятия закона – общественные слушания. В мероприятии приняли участие депутаты областной Думы, председатели депутатских комиссий по бюджету представительных органов районов и городских округов, представители Общественной молодежной палаты при Курганской областной Думе и простые горожане. Председатель профильного комитета облдумы Марат Исламов рассказал, что еще в октябре законопроект был внесен губернатором в областную думу, в начале ноября он был опубликован в официальной газете, чтобы желающие могли с ним ознакомиться. Однако, до настоящего момента «никаких поправок и замечаний не поступило». Начальник финансового управления области Елена Лукашук сообщила о том, что доходы областного бюджета в 2018 году составят 36,8 млрд. рублей, расходы 39,4 млрд. рублей. Всего в бюджете имеется 45 региональных государственных программ. Коммунист Василий Кислицын выразил недоумение тем, что до сих пор в регионе не сформирована стратегия социально-экономического развития области и предложил заняться работой над ней. Ряд депутатов озвучил свои предложения, чиновники пообещали включить их в проект закона в виде поправок. Кроме того, участникам слушаний был зачитан прогноз социально-экономического развития региона на ближайшие три года.

«В документе отражены тенденции развития промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, инвестиций в основной капитал. Прогноз сформирован с учетом анализа статистических данных за 2015-2017 годы и материалов, представленных органами исполнительной власти региона. Основными направлениями социально-экономического развития на среднесрочный период 2018-2020 годов для Курганской области станут обеспечение стабильного социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения. Ожидается, что годовые темпы роста валового регионального продукта в 2018-2020 годах составят 101,47-101,79%», – пояснил присутствующим замначальника департамента экономразвития Александр Кондратов.

Тюменская область: Высокотехнологичная «ферма» и безопасные дороги

«Молочные реки»

А в Тюменской области на этой неделе вновь было открыто крупное предприятие в сфере сельского хозяйства и еще одно было анонсировано. Тенденции последних лет показывают, что Тюменская область не только будет полностью обеспечивать потребности в мясе и молочных продуктах, но и создаст старт для экономической «экспансии». В Голышмановском районе состоялось торжественное открытие молочно-товарного комплекса холдинга «Дамате». Предприниматели начали строительство в конце 2015 года и вложили в проект порядка 5,5 млрд рублей. Помимо того, что было построено несколько современных корпусов с большим содержанием передовых технологий, но и закупили коров элитных сортов в Европе. О строительстве новых корпусов объявила также агрофирма «Междуречье» – к третьему кварталу следующего года они должны закончить проект, который обеспечит производство 14 тыс. тонн молока в год.

«Строительство молочных комплексов – это не только вопрос продовольственной безопасности в классическом виде. Да, мы теперь сможем обеспечивать себя и другие регионы молоком, но вопрос стоит шире. Это вопросы переработки, когда из сырья можно произвести высококачественную готовую продукцию, вопросы подготовки кадров, профессионалов в области ветеринарии и инженерии, новых технологий строительства, логистики, прочие вещи. Крупные комплексы не существуют сами по себе, для них нужна соответствующая инфраструктура, а это дополнительные функции и новые ветви развития. К тому же сельское хозяйство должно, как и все другие отрасли, развиваться в парадигме цифровой экономики, о которой говорили на недавних Губернаторских чтениях», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог, член Общественной палаты Тюменской области Андрей Шуклин.

«По дорогам план перевыполнен»

Не отстает в регионе и строительство инфраструктуры, в частности, например, дорог. Губернатор Владимир Якушев принял участие в видеоконференции с участием премьер- министра Дмитрия Медведева и министра транспорта Максима Топилина, посвященного реализации проекта в регионах «Безопасные и качественные дороги». По словам Якушева, на начало 2017 года нормативное состояние автомобильных дорог агломерации составляло 68,9%. До конца года этот показатель планировалось увеличить до 75,9%, однако в Тюменской области план перевыполнили и достигли показателя 76,9%, превысив общероссийский уровень в 1,5 раза.

«Из курса экономической географии каждый человек должен знать, что дороги – это своего рода кровеносная система экономики, ведь чем выше плотность дорожного полотна, тем выше уровень развития той или иной территории. Дорога всегда служила источником активности: населенный пункт возникнет, производство откроют, начнется поток товаров, людей, услуг – одним словом, дорога дарит жизнь в социально-экономическом понимании. И в этом плане не стоит воспринимать строительство дорог как самоцель, так как в дальнейшем это послужит не только текущим базисом, но и импульсом дальнейшего развития. Дороги нужно строить, уплотнять их сеть, и надеюсь, что дорожная революция послужит отправной точкой экономической революции Тюменской области», – считает Андрей Шуклин.

ХМАО-Югра: Депутаты без отсчета и вокзалы с «новым лицом»

«Уход от пустых форм»

На этой неделе в окружной думе депутаты рассматривали законопроект поправок к уставу округа, согласно которому губернатору не нужно будет выступать с обязательным ежегодным отчетом перед народными избранниками. Часть депутатов предположила, что это размывает и ограничивает их полномочия. Тем не менее, на заседании комитета думы законопроект был поддержан и рекомендован к принятию на заседании думы. Учитывая решение комитета, не приходится сомневаться в том, что и дума его поддержит. Отметим, что своего рода подобным отчетом служит и ежегодное послание губернатора, в котором глава региона подводит итоги прошлого года и ставит задачи и цели на следующий год. В целом отметим, что власти ХМАО-Югры взяли тренд на открытость — только за последние несколько месяцев Наталья Комарова провела две больших пресс-конференции.

«Внесение изменения в устав региона, предполагающего отмену обязательного отчета губернатора о социально-экономическом развитии перед депутатами не должно сказаться на самом социально-экономическом развитии региона. А ведь это главное. Вообще, говоря о каких-либо поправках в законодательство, нужно оценивать реальные негативные последствия в экономической или общественной сфере. Таких последствий не видно. Кто-то считает, что депутатов лишают возможности задать губернатору по итогам отчета вопросы. Ну, это мелко. Таких возможностей множество в других форматах. Более того, мы видим, что даже имеющимися возможностями депутаты не торопятся пользоваться. Кто-то говорит, что, отказывая депутатам в возможности оценить доклад, законодательный орган лишается контрольных полномочий. Тоже спорно. У законодательного органа множество иных полномочий по осуществлению контрольных функций. Так что, ничего серьезного в желании уйти от «пустых» форм работы я не вижу. Правительство региона давно имеет имидж и по сути является не популистским, а технократическим. И эту инициативу я расцениваю именно с этих позиций», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Михаил Мирзоян.

Глава РЖД сообщил сроки реконструкции сургутского вокзала

На этой неделе Наталья Комарова приняла участие в работе форума «Транспорт России». Помимо прочего, по официальным данным, губернатор провела переговоры с главой РЖД Олегом Белозеровым по поводу давно ожидаемой реконструкции вокзалов в Сургуте и Пыть-Яхе. Белозеров подтвердил, что заканчивается проектная работа и уже в следующем году госкорпорация будет готова приступить к работе в Сургуте, а в 2019 году взяться за реконструкцию в Пыть-Яхе. Стоимость работ составит приблизительно около 3 млрд рублей.

«Встречу губернатора с главой РЖД можно считать завершающей в долгой дороге согласований сторон относительно реализации ряда инвестиционных проектов. РЖД крупная государственная корпорация, имеющая множество объектов в регионах. Вокзальные комплексы одни из тех, которые можно сравнить с «вешалкой в театре». Обеспеченность вокзалов, как с эстетической точки зрения, так и с позиций безопасности задача и органов власти. Решение этих задач предполагает софинансирование работ. Думаю, что правительство региона определится с объемом своей части софинансирования в ближайшее время, а железнодорожники не станут превращать ремонтные работы в долгострои», – считает Михаил Мирзоян.

ЯНАО: Первый газ Сабетты и Верховный суд вернул «северные»

Путин дал старт газу Сабетты

Вероятно, главным событием на ЯНАО за эту неделю можно назвать визит Владимира Путина в порт Сабетта, чтобы лично наблюдать загрузку первого газовоза «Кристоф де Маржери». «Новатэк» на этой неделе объявил о фактическом старте деятельности первой линии завода «Ямал СПГ». Вторая и третья очереди завода будут введены в эксплуатацию в 2018 году и 2019 году соответственно. Мощность каждой из них будет достигать 5,5 млн тонн сжиженного природного газа в год. По сути, речь идет о запуске в работу первого частного российского производства по изготовлению сжиженного газа, который идет, в том числе и на экспорт. Для Ямала это был один из крупнейших инвестиционных и инфраструктурных проектов, который уже несколько лет вносит свой вклад не только в имидж арктического региона, но и в его казну.

«Владимир Путин заявил о выдвижении на новый президентский срок на заводе «Газ» перед людьми. Таким образом, он подтвердил статус народного президента, лидера всех россиян. Визит на Ямал запускает одну из главных тем кампании – экономическую. Инфраструктурные проекты типа Ямал СПГ – задел для сохранения высокого уровня наполнения бюджета на долгие годы вперед. И личное участие Владимира Путина в его открытии говорит о важности таких проектов для страны. Подан четкий сигнал элитам – развивайте экономику, привлекайте инвестиции. Восстановление темпов экономического роста – важнейшая цель на ближайшие годы», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Кирилл Истомин.

«Северные» останутся на Севере

Еще одно событие, связанное с ЯНАО, и с Тюменской областью в целом, тоже имеет экономическую подоплеку. Верховный суд РФ принял решение о сохранении всех северных надбавок в полном объеме. Таким образом, по сути, поставлена точка в разнообразных спорах и инициативах о преобразовании, изменении механизма формирования «северных», а то и отмене, которые часто появлялись в публичном пространстве. По мнению экспертов, это также можно расценивать, как один из сигналов о том, что государство понимает и высоко ценит вклад в экономику страны именно этих регионов.

«Тема приезда президента и вопрос северных надбавок связаны. Есть понимание, что базой для экономики страны в будущие годы все больше будет становиться Арктическая зона. Заработная плата, высокий уровень социальной защищенности жителей Крайнего Севера в этой связи – основной метод привлечения и сохранения трудового потенциала региона, необходимого для дальнейшего освоения. «Северные» трогать нельзя», – считает Кирилл Истомин.

Использованы фото с официальных сайтов президента России, Союза журналистов России, губернатора Челябинской области, губернатора Курганской области, губернатора Тюменской области, губернатора ХМАО-Югры

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях