Прыжок с нефтяной вышки

Как югорские власти поняли слово «диверсификация»

Благополучие Югры всегда было основано на нефти. Основные поступления в бюджет шли с прибыли от организаций, занятых в топливно-энергетическом комплексе.

Благополучие Югры всегда было основано на нефти. Основные поступления в бюджет шли с прибыли от организаций, занятых в топливно-энергетическом комплексе. Кризис 2008–2009 годов впервые наглядно показал зависимость округа от мировой конъюнктуры. 2012 год добавил еще одну проблему: мало того, что цены на югорскую нефть оказались недостаточно стабильными, но и сама ее добыча начала неуклонно падать. Задача «слезть с нефтяной иглы» встала перед губернатором Натальей Комаровой гораздо острее, чем перед ее предшественниками. 

Исчерпаемый ресурс

Несмотря на совместные усилия недропользователей и правительства автономного округа, нефтедобыча в Югре в ближайшие годы будет падать. Именно из этой тенденции исходили авторы разработанной в 2012 году стратегии развития ХМАО-Югры до 2030 года. Они отмечают, что снижение добычи связано с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, с недостатком ресурсных мощностей и постепенным истощением старых скважин.

Объемы добычи нефти, которые легли в основу стратегического документа, выглядят следующим образом: к концу 2012 года Югра должна добыть 259 млн тонн черного золота, в 2013 году – 255,2 млн тонн, в 2014-м – 253,5 млн тонн, в 2015-м – 250,9 млн тонн.

Губернатор Наталья Комарова, комментируя эту ситуацию, неоднократно заявляла, что работающие в Югре нефтяники уже приступили к освоению трудноизвлекаемых запасов, но для получения заметных результатов требуются значительные инвестиции в разработку и внедрение инновационных технологий и техники. На уровне федерального правительства округу обещано всяческое содействие, в том числе финансовое, но это вопрос, скорее, долгосрочной перспективы. Пока же власти Югры прилагают силы для диверсификации экономики.

Новые проекты

Одно из программных заявлений Натальи Комаровой в рамках диверсификации экономики касалось необходимости развития всех предприятий неэнергетического сектора вне зависимости от размеров и форм собственности. Особое внимание в 2012 году было уделено лесопромышленному комплексу, который до сих пор работал недостаточно эффективно.

Планы Натальи Комаровой в сфере ЛПК довольно обширны. В частности, предполагается создание трех типов современного лесозаготовительного, лесопильного и плитного производств. Инвестиционная емкость этого проекта составляет около 1,8 млрд рублей. Также планируется построить завод по производству ориентированно-стружечных плит в городе Советском. Мощность производства составит до 230 тысяч кубометров в год. Еще один смежный проект – это строительство завода по производству смол для плитной промышленности мощностью 50 тысяч тонн в год. Он будет обеспечивать сырьем все плитные производства, которые находятся на территории региона. Эти два промышленных объекта обойдутся инвесторам в 4,7 млрд рублей.

Серьезные инвестпроекты намечены и в транспортной сфере. Это два моста через реку Обь, имеющие стратегическое значение для развития Югры и ее соседей, прежде всего Ямала. Первый из них – в Сургутском районе – предусматривает строительство мостового перехода общей протяженностью более 43 километров. Этот объект – «узел», обеспечивающий автотранспортную связь со страной крупнейшему в мире району по добыче углеводородного сырья. Инвестиционная емкость проекта – почти 29 млрд рублей. Второй проект – строительство моста через Обь в районе поселка Андра Октябрьского района протяженностью 19,5 километра. Это элемент меридионального автотранспортного коридора, связывающий три региона – Югру, Тюменскую область и Ямал. Его строительство также имеет стратегическое значение. Оно расширит возможности для роста экономической активности в нефтяной и газовой промышленности на севере Югры, а также значительно увеличит возможности региона по лесозаготовке. Инвестиционная емкость проекта – 17 млрд рублей.

Сургут: расстрел средь бела дня

Еще одним из направлений экономики, на которое сделала ставку Наталья Комарова в своей деятельности, стало развитие малого и среднего бизнеса. Но благие намерения столкнулись с суровой реальностью: в октябре 2012 года в Сургуте было совершено преступление, вскрывшее непростые отношения между предпринимателями и чиновниками на местах.

В пятницу, 19 октября, около 11 часов сотрудники администрации Сургута Руслан Аюпов и Владимир Чорнонос приехали к владельцу незаконно возведенного строения – шиномонтажной мастерской рядом с ТЦ «Гера» на улице Геологической – с предписанием об освобождении помещения. В ответ на их требования не препятствовать сносу сын владельца шиномонтажки Гюльгасана Искандерова открыл огонь на поражение. Чорнонос от ранения в голову скончался на месте происшествия, Аюпов – спустя час в реанимационном отделении городской больницы; еще один сотрудник мэрии был ранен. Злоумышленник был задержан по горячим следам. Следственные органы СКР возбудили в отношении него уголовное дело по статьям УК РФ «Убийство двух лиц в связи с осуществлением ими своей служебной деятельности» и «Незаконное хранение и ношение оружия».

Несмотря на арест преступника, жители города опасаются, что он отделается слишком легко. Подобные прецеденты в Сургуте уже были, кроме того, в следственном управлении не отрицают, что арестованный состоит на учете у психиатра и может быть признан невменяемым. Общественный резонанс подогрело и то, что глава азербайджанской диаспоры Сургута заявил: убитые чиновники вымогали у его земляка деньги за право вести бизнес.
Глава города Дмитрий Попов, осознавая широкий общественный резонанс, который вызвало  убийство чиновников, выступил по местному телевидению, заявив, что раздувать межнациональный конфликт на этом примере в Сургуте ни в коем случае нельзя. Мэр подчеркнул, что виновники этого происшествия – отец и сын – приехали в Сургут из Азербайджана много лет назад и имеют гражданство России. Он также добавил, что меры по усилению охраны правопорядка в городе уже приняты.

Украденное будущее югорских поколений

Наталья Комарова – не первый руководитель Югры, который задумался о развитии несырьевых отраслей экономики ради благополучия будущих поколений. Еще в конце 1990-х годов тогдашний губернатор Александр Филипенко основал Фонд поколений Югры, дивидендами от работы которого должны были воспользоваться дети, родившиеся после 2000 года.

По замыслу учредителей, детям, родители которых проживают на территории округа не менее пяти лет, с 2018 года полагались именные целевые денежные выплаты. Для осуществления выплат исполнительная дирекция Фонда поколений должна была резервировать на каждого новорожденного из доходов организации сумму, равную 20 МРОТ, с ежегодным начислением процентов. Выплаты должны начаться в 2018 году, по достижении совершеннолетия детьми, родившимися в 2000 году. Изначально декларировалось, что к 2018 году фонду удастся аккумулировать сумму, достаточную для того, чтобы оплатить учебу или частично субсидировать покупку жилья каждому 18-летнему югорчанину.

Активы Фонда поколений находятся на территории не только Ханты-Мансийского автономного округа, но и Санкт-Петербурга, Москвы и Краснодара и имеют разную хозяйственную направленность – лесопромышленный комплекс, строительство, АПК. Несмотря на это, эффективность его работы давно вызывала вопросы у общественности. «Дочки» фонда банкротились одна за другой.

В конце сентября окружная дума заслушала доклад о финансовой деятельности фонда и пришла в ужас. Как выяснилось, за годы его существования в фонд было инвестировано 11 млрд рублей, а стоимость оставшихся на сегодняшний день активов – 2,5 млрд рублей. Куда делось еще 8,5 млрд, сказать не может никто. По мнению депутатов, независимая аудиторская команда международного уровня могла бы выявить в фонде хищения невиданного масштаба. Финансовая отчетность в нем до недавнего времени фактически не велась. Недавно Наталья Комарова сменила руководителей организации и дала понять, что намерена сохранить эту структуру, но общественность и депутаты окружной думы настроены пессимистически.

Пламя над трассой

Пока губернатор и правительство трудились над диверсификацией экономики, нефтяники Югры боролись с собственными неприятностями. Осенью в производственном цехе по переработке нефтяного шлама ООО «Инвест-Ойл» произошла одна из крупнейших за всю историю Югры техногенных катастроф. Утром в субботу 29 сентября, когда Наталья Комарова проводила встречу с блогерами автономного округа, в цехе на 885 км трассы Тюмень – Ханты-Мансийск произошел взрыв, закончившийся пожаром. В результате трагедии погибли восемь рабочих, девять человек пострадали. Трое из этих девяти впоследствии скончались в больницах.

Через несколько дней Ханты-Мансийский районный суд принял решение об аресте генерального директора ООО «Инвест-Ойл» Алексея Карташова. Ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 217 УК РФ (нарушение правил пожарной безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Максимальная санкция по этой статье составляет семь лет лишения свободы. 17 октября Карташов был отпущен под залог в 4 млн рублей. По подозрению в совершении преступления были также задержаны технический директор и мастер производственного участка предприятия «Ивест-Ойл», но позднее их освободили.

В ходе следствия выяснилось, что компания, помимо прочего, не вполне чиста и перед надзорными ведомствами, в частности, ФМС. Почти все погибшие рабочие были иностранными гражданами.

В конце ноября прокуратура округа установила, что одной из причин аварии явилось неисполнение своих обязанностей должностными лицами Ростехнадзора. Выяснилось, что они знали о нарушении со стороны «Инвест-Ойла» требований промышленной и пожарной безопасности, однако не предприняли никаких мер. На сегодняшний день расследование по делу взрыва и пожара в «Инвест-Ойле» не закончено.

Нефтяной потоп

Авария на «Инвест-Ойле» стала не единственным ЧП, связанным с нефтянкой. Одно из крупнейших за всю историю экологических бедствий накрыло Югру весной. В апреле в районе Белозерного центрального товарного парка Нижневартовска произошла утечка нефти. Разлив произошел из-за порыва на бездействующем трубопроводе предположительно постройки 80-х годов прошлого века. Нефть покрыла более одного гектара почвы, загрязнила ручей, уничтожила все живое на близлежащей территории и угрожала экологической безопасности водозабора Нижневартовска. По данным экологов, в ручей вылилось не менее 60 тонн черного золота.

Как выяснилось, утечка произошла из несанкционированной врезки в действующий трубопровод «Самотлорнефтегаза». Расходы на устранение ЧП и рекультивацию участка нефтяники согласились взять на себя. Только за три месяца работ ими было потрачено на эти цели более 5,5 млн рублей.
Разлив на Самотлоре стал крупнейшим, но не единственным в этом году экологическим бедствием в ХМАО-Югре. По подсчетам «зеленых», ежегодный ущерб экологии ХМАО-Югры от деятельности нефтяников составляет около 100 млн рублей.

В целом 2012 год в Югре прошел под знаком поиска путей выхода из создавшейся экономической ситуации, когда нефтяной поток начал иссякать. Будет ли прок от этих поисков – станет понятно лишь в ближайшие несколько лет. Впрочем, уже сейчас благодаря принятым правительством мерам Югре удалось сформировать бюджет на 2013 год без дефицита, в отличие от соседних Ямала и Тюмени.

Справка «УралПолит.Ru»:

4 млн рублей – размер залога, под который выпустили директора предприятия «Инвест-Ойл», где при пожаре погибли 11 человек.

Более 5,5 млн рублей потрачено на ликвидацию крупнейшего в этом году разлива нефти в Югре.

8,5 млрд рублей – такова разница между инвестициями в Фонд поколений и стоимостью оставшихся активов.

1,5 млрд рублей выделено Югрой на развитие малого бизнеса в 2012 году.

100 млн рублей – ежегодный ущерб экологии от деятельности нефтяников Югры.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров