Чиновники Внешэкономбанка раскритиковали выполнение комплексного инвестплана (КИПа) в Карабаше. Заместитель председателя правления ВЭБ Ирина Макиева заявила на первом Всероссийском форуме институтов развития в Екатеринбурге, что поставила бы «большой минус» команде Карабаша. Ее не устроило созданное число рабочих мест.
Чиновники Внешэкономбанка раскритиковали выполнение комплексного инвестплана (КИПа) в Карабаше. Заместитель председателя правления ВЭБ Ирина Макиева заявила на первом Всероссийском форуме институтов развития в Екатеринбурге, что поставила бы «большой минус» команде Карабаша. Ее не устроило созданное число рабочих мест. Региональные и муниципальные власти с негативной оценкой категорически не согласны: они напомнили о снижении безработицы и открытии предприятий в различных сферах экономики. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Во время первого Всероссийского форума институтов развития зампред правления ВЭБ Ирина Макиева прокомментировала исполнение программ по поддержке моногородов. Сатка, по мнению представителя банка, весьма успешно справляется с задачей диверсификации и является одним из лидеров среди моногородов. А вот команде в Карабаше нужно поставить большой минус. Ирина Макиева считает, что в муниципалитете не достигли запланированных показателей по созданию новых рабочих мест, да и развитию малого и среднего бизнеса уделяется гораздо меньше внимания, чем в Сатке.
Карабаш получил около 80 млн рублей из федерального бюджета. Напомним, что в городе планировали создать фабрику по пошиву джинсов, построить предприятие по изготовлению древесных плит, а также наладить производство дверей. Глава Карабаша Вячеслав Ягодинец заявил «УралПолит.Ru», что на всероссийский форум в Екатеринбург городские власти приглашены не были, а заявленная оценка – необъективна. «Город Карабаш работает достаточно серьезно по малому и среднему бизнесу, более 30 миллионов получено на это, мы организовали более ста рабочих мест, – сообщил Вячеслав Ягодинец. – Это не постоянные места, к сожалению, так как некоторые предприятия перестали работать».
Глава связывает закрытие малых предприятий с изменениями в налоговом законодательстве. «Мы не выполнили план по диверсификации экономики из-за отсутствия крупного инвестора, который вошел бы в город, – продолжил Вячеслав Ягодинец. – Хотя мы работаем с потенциальными инвесторами – китайскими бизнесменами, ведем переговоры с Германией по переработке отходов, с предприятиями по производству кирпичных изделий. Но нужно время, чтобы создать проектно-сметную документацию. «Карабашмедь» (градообразующее предприятие – прим. авт.) работает достаточно неплохо, создаются рабочие места. Идет строительство очистных сооружений, там занято 500 строителей. Это говорит о том, что и все магазины работают на них».
Неоднократно из уст экспертов федерального уровня звучала мысль, что депрессивные моногорода стоит «закрыть на клюшку», а жителей вывезти в мегаполисы в добровольно-обязательном порядке. Говоря о моногородах Челябинской области, эксперты прежде всего вспоминали Карабаш, который не так давно получил негативное звание «самого грязного города на планете». «Это неправильно, не надо никого вывозить, у нас рабочее предприятие, – уверен Вячеслав Ягодинец. – На 53 % выросла собираемость налогов. Идет строительство жилья, реализуется программа капремонтов, около 500 миллионов ежегодно тратим на обеспечение жизнедеятельности города». Глава Карабаша также добавил, что благодаря выделенным федеральным средствам удалось снизить безработицу с 7 % до 5,3 %.
В региональном министерстве экономического развития, курирующем реализацию КИПов, также считают, что выделенные средства дали позитивный эффект. «Если сравнивать, например, с Саткой, то формирование КИПа Карабаша шло сложнее, – признала начальник отдела системного территориального развития министерства Татьяна Харламова. – В Сатке более сильная команда управленцев, которая заблаговременно начала разрабатывать стратегию развития города, затем на ее базе был сформирован КИП. В дальнейшем именно наработки саткинцев взяли за основу при формировании подходов федеральной программы поддержки моногородов».
С момента реализации КИПа, по оценкам эксперта, безработица в Карабаше снизилась с 9,8 % до 5,25 % – по данным на начало апреля. «В ЗАО «Карабашмедь» идет модернизация, которая позволит получить экономический и экологический эффект, гарантировать загрузку мощностей предприятия, стабильную занятость и доходы, – отметила Татьяна Харламова. – И несмотря на невысокую активность предпринимательского сообщества, поддержка малого бизнеса в рамках программы моногородов дала старт развитию сферы услуг, чего до этого в городе не было».
Идею переселения карабашцев начальник отдела назвала рискованной и затратной. «Что касается вопроса переселения жителей и закрытия Карабаша, то в первую очередь необходимо учитывать мнение жителей, – считает она. – Отмечу только, что на проведение территориального зонирования и переселение на новую территорию потребуются значительные бюджетные средства. Кроме того, опыт Казахстана показал, что этот процесс связан со множеством рисков и непрост в реализации».
Замдиректора по развитию Челябинского филиала РАНХиГС Олег Иванов уверен: «То, что 90 млн рублей не решат социально-экономические, а тем более экологические проблемы этого самого грязного города планеты, было ясно и до этого, с позволения сказать, эксперимента. Хотелось бы, конечно, вопреки всему превратить самый грязный город в город образцовой экологии и социального комфорта, создать полигон для отработки новых технологий экологической рекультивации. Но для этого нужно прежде всего закрыть ЗАО «Карабашмедь» и вложить на два порядка большие деньги в восстановление и развитие территории».
«Но тогда, без промышленности, возникает вопрос: чем будет заниматься население? Создать порядка 5 тысяч современных рабочих мест – это еще примерно столько же. То есть при намерении сохранить город цена вопроса – более 20 млрд рублей. И то, вероятно, лишь на первом этапе. Откуда взять? Карабаш – не Сочи! Федеральных денег нет. И вряд ли в ближайшее время будут, – продолжает эксперт. – В конце 30-х годов население этого города составляло около 50 тысяч человек. Сегодня – около 12 тысяч. Тенденция очевидная. Обрекать же оставшихся людей на медленное вымирание нельзя. Построить новый город – также не по карману. Тем более бизнес и не думает финансировать решение этой проблемы. У него другие критерии эффективности. По крайней мере до тех пор, пока есть кому работать на заводе. Поэтому не исключаю, что разумной стратегией будет плановая, спокойная, подкрепленная ресурсами эвакуация жителей города в те населенные пункты, где требуется рабочая сила и где приемлемые условия для жизни. Увы, это так».
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях