МОСКВА, 13 декабря, УралПолит.Ru. В 14 регионах России появятся центры опережающей профессиональной подготовки.
МОСКВА, 13 декабря, УралПолит.Ru. В 14 регионах России появятся центры опережающей профессиональной подготовки.
Совершенно новым инструментом территориального развития сегодня становятся центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), создающиеся с этого года в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 года № Пр-580.
По итогам конкурсного отбора были определены 14 субъектов: Амурская область, Астраханская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Кемеровская область, Московская область, Новгородская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Свердловская область, Тверская область, Томская область, Тюменская область. Этим регионам были выделены субсидии на реализацию мероприятий по разработке и распространению в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и форм опережающей подготовки кадров, в том числе через создание центров опережающей профессиональной подготовки.
На сегодняшний день существует две модели ЦОПП:
- ЦОПП – структурное подразделение профессиональной образовательной организации: Астраханская область, Волгоградская область, Иркутская область, Кемеровская область, Московская область, Новгородская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Свердловская область, Тверская область, томская область, Тюменская область;
- ЦОПП – автономная некоммерческая организация: Воронежская область и Амурская область. Необходимо отметить, что в Амурской модели создания ЦОПП соучредителем центра выступил университет (Амурский государственный университет).
Центры опережающей профессиональной подготовки представляют собой большие зонированные помещения, в которых проходят мероприятия, встречи, обсуждения, презентации, лекции, профориентационные мероприятия и т. д:
- Коворкинг – зона для организации одновременной и / или совместной работы нескольких рабочих групп по направлениям;
- Лекторий – помещение для проведения публичных лекций, профориентационных мероприятий, презентаций, мероприятий по обмену опытом и т.д., оснащенное проекционным, демонстрационным и звукоусиливающим, интерактивным оборудованием.
- Медиазона – пространство для формирования электронного контента деятельности ЦОПП и работы с информацией на электронных носителях.
- Зона для проектной деятельности – зона совместной деятельности представителей различных заинтересованных сторон, в том числе, по анализу востребованности кадров с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, конструированию программ опережающей профессиональной подготовки, разработке компетенций и т.д.
- Компьютерный класс – помещение, оборудование компьютерами для развития компетенций в сфере ИКТ, с выделением пространства для программно-аппаратного комплекса цифровой платформы ЦОПП.
- Аудитории-трансформеры – помещения, легко трансформируемые под различные формы организации групповой и совместной деятельности, в том числе, под различные формы организации образовательного процесса, с возможностью обеспечения автономного входя в каждую из аудиторий.
ЦОППы оснащены современным оборудованием, комплексами виртуальной реальности и тренажерами, которые позволяют успешно проходить профориентационные мероприятия и профессиональные пробы. В центрах работают специалисты разных профилей: программисты, аналитики, методисты.
Главной особенностью ЦОПП заключается в том, что для реализации создаваемых ими программ в их распоряжении оказываются ресурсы (материально-технические, кадровые, методические) всех профессиональных образовательных организаций субъекта Российской Федерации, а при необходимости и по договоренности ресурсы организаций высшего образования, научно-исследовательских центров, предприятий и организаций различных форм собственности. На ЦОПП возложены существенные задачи по подстраиванию системы среднего профессионального образования к изменениям, которые предполагаются в экономиках субъектов Российской Федерации.
Центры становятся драйверами нововведений в субъектах Российской Федерации, так как обладают большими ресурсами для сбора и анализа информации региональных стратегических документов, стратегий развития муниципальных образований, отраслей и предприятий. Создавая новые востребованные компетенции, новые программы подготовки, ЦОППы обеспечивают регионы востребованными кадрами новой современной формации. Это в свою очередь обеспечивает инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации.
Ключевыми задачами созданных центров опережающей профессиональной подготовки являются:
- мониторинг и прогнозирование потребности рабочих кадров на территории субъекта Российской Федерации;
- реализация практико-ориентированных и гибких образовательных программ, обеспечения возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для всех возрастных категорий граждан;
- предпрофессиональная подготовка школьников, обучение их первой профессии;
- профориентация всех возрастных категорий на освоение новых навыков и ролей, востребованных в экономике;
- реализация сетевого принципа организации образовательного процесса;
- непрерывное повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с лучшими практиками;
- организация проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации в формате демонстрационного экзамена.
Основой деятельности ЦОПП является перечень компетенций опережающей профессиональной подготовки, который основывается на потребностях региона (стратегии инновационного и инвестиционного развития) и потребностях работодателей.
С использованием нового инструмента – цифровой платформы ЦОПП – обеспечивается сборка программ под требуемые опережающие компетенции: определение лучших условий для реализации программ, подбор мест обучения, подбор преподавателей, организация логистики во время реализации программ. Реализация каждой программы заканчивается демонстрационным экзаменом.
Также ЦОППы стали площадками для проведения крупных федеральных и областных мероприятий:
14 октября, Кемерово: Всероссийское совещание по вопросам создания и деятельности центров опережающей профессиональной подготовки в субъектах РФ;
19 ноября, Казань: Встреча Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой со студентами педагогических специальностей.
Субъектами Российской Федерации в рамках реализации проекта были перед собой поставлены следующие задачи:
- сокращение неэффективной «социальной занятости» с перераспределением фонда оплаты труда в пользу «новых профессионалов» с одновременным внедрением системы переквалификации высвобождаемых кадров из других категорий;
- перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций;
- переориентация предприятий и работников на понимание необходимости профессионального развития и обучения на протяжении всей жизни;
- внедрение нового цифрового инструмента заказа индивидуальных образовательных траекторий и конструирования новых современных образовательных программ.
В этом году (2019 г.) прошел отбор субъектов Российской Федерации, которым в 2020-2022 годах будут предоставлены субсидии на создание центров опережающей профессиональной подготовки. К концу 2022 году их число достигнет 59. А в 2024 году в России будут функционировать 100 центров опережающей профессиональной подготовки.
© Аркадий Янсон
Вы можете поделиться новостью в соцсетях