​Объединение традиций и инноваций. Как в Югре прошел международный фестиваль креативных индустрий

международный фестиваль креативных индустрий Фото: личная страница Instagram Натальи Комаровой

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре завершил работу первый международный фестиваль креативных индустрий «Creametria». Он проходил с 12 ноября по 1 декабря и объединил акселерационные программы, стратегические сессии, образовательные и конкурсные проекты, работу арт-мастерских и открыл путь новым проектам. Программа фестиваля насчитывала более 30 мероприятий, в работе которых приняли участие международные и федеральные спикеры, ведущие эксперты, предприниматели, представители власти, исследователи и творцы. Участники обсудили вопросы, связанные с креативным предпринимательством, развитием туризма, практики создания комфортной городской среды. А итогом работы стала налаженная связь между представителями творческих и креативных индустрий. Эксперты уверены, что первый международный фестиваль креативных индустрий в Югре – это уникальный комплексный проект, реализуемый региональным правительством в сфере культуры, искусства, экономики и креативных индустрий. Подробности – в материале УралПолит.Ru.

Новая «нефть»

Первый международный фестиваль креативных индустрий «Creametria» – это значимое мероприятие в масштабах всей страны, но для Югры оно имеет особенное значение. Губернатор ХМАО Наталья Комарова не раз говорила о том, что сегодня нужно заниматься креативными проектами.

«Креативные проекты – это то, чем сегодня нужно заниматься. Все, что относится к креативным индустриям, крайне полезно для экономики нашего региона, развития человека, проживающего на территории Югры», – заявляла Комарова в прошлом году во время прямого эфира, посвященного креативным проектам и идеям, которые реализуются на территории округа.

Еще в 2018 году в регионе была принята Концепция развития территориального брендинга и маркетинга. А уже в 2020 году Югра одна из первых в России приняла закон креативных индустрий. Документ был призван, в том числе, урегулировать взаимоотношения между властью и инициативными и творческими гражданами. Глобальным результатом должна стать перезагрузка социального сектора. В апреле этого года на XIV генеральной ассамблее Северного форума Югра презентовала новую рабочую группу по развитию креативных индустрий. По мнению сенатора от Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Эдуарда Исакова, регион стоял у истоков развития креативных индустрий в России.

«Наша модель развития стала примером для других регионов страны. По оценкам АСИ, доля креативных индустрий в ВРП в регионе составляет более двух процентов», – подчеркнул он.

Эдуард Исаков напомнил, что в креативных индустриях Югры задействовано семь тысяч организаций, активно реализуются проекты, направленные на формирование экосистемы. Неслучайно ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. Поэтому выбор Югры для проведения международного фестиваля «Creametria» закономерен. Ведь в рамках такого формата представляется возможность объединить лидеров и экспертов креативной сферы, представителей власти, предпринимателей и мастеров своего дела. Отметим, что форум состоялся при поддержке комиссии России по делам ЮНЕСКО, Северного форума и Арктического совета.

Программа фестиваля была сформирована из более чем 30 мероприятий, которые прошли в офлайн-и онлайн-форматах на площадках Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Сургута, Нягани.

Креативный туризм, слет предпринимателей и бренд Югры

Стартовал фестиваль, пожалуй, с самого знакового мероприятия. Речь идет о заседании рабочей группы по развитию креативных индустрий при международной организации северных регионов «Северный форум». В ходе встречи был сформирован план продвижения этнокультурных региональных брендов, гастрономии, креативного туризма, киноиндустрии, направленной на популяризацию культуры народов Арктики и Севера, кинотуризма.

«Судя по тому, как продвигается работа в нашем округе, я уверена, что будущее у креативной экономики есть. И это с учетом того, что начало уже положено. Сам же фестиваль организован в нужное время для нас. На заседании были представлены те дела, которые мы на данный момент наметили. Я, например, рассказала о музыкальном проекте, а также о развитии территориального маркетинга и брендинга Югры в рамках креативной экономики», – считает посол доброй воли международной организации северных регионов «Северный Форум», член Общественной палаты ХМАО Вера Кондратьева.

Одним из ключевых направлений креативной экономики по праву считается туризм, поэтому в рамках фестиваля также прошел традиционный форум «ЮграТур 2021» с участием губернатора Натальи Комаровой. Так, начиная с 2021 года в Югре реализуется региональный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», в рамках которого предоставляются субсидии на развитие инфраструктурных проектов и формируются туристические маршруты. Помимо этого, в ХМАО работает туристическая платформа Visit Ugra, которая позволяет туристу самостоятельно сформировать свой маршрут или воспользоваться уже готовым предложением. По словам губернатора, у каждого региона есть свои особенности, которые важно использовать для привлечения туристов.

Также эксперты обсудили и развитие промышленного туризма. По мнению руководителя программы по развитию промышленного туризма АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Ольги Шандуренко, тематика экологии сегодня становится одной из самых актуальных, и для молодой аудитории туристов очень важно – насколько предприятие экологично.

В ходе форума также было принято решение о создании медиаконтента с учетом наследия коренных народов. Соглашение о сотрудничестве подписали губернатор Югры Наталья Комарова и директор фонда содействия социальному развитию «Инносоциум» Елена Маринина. Правительство ХМАО и фонд «Инносоциум» договорились о создании и развитии альтернативных рабочих мест для коренных малочисленных народов Севера, женщин, молодежи, лиц с ограниченными возможностями; совместной разработке и реализации проекта «Фабрика региональных брендов»; развитии народных художественных промыслов, их масштабировании, продвижении. Помимо этого, стороны запланировали создание медиаконтента с учетом исторического, культурного наследия народов Югры.

Еще одно важное мероприятие, которое прошло в рамках фестиваля, это Слет креативных предпринимателей Югры. Более 150 югорчан собралось на очных площадках в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске и Нягани, более тысячи человек присоединились к онлайн-трансляции. Всего за три дня перед участниками Слета выступили более 50 региональных, федеральных и международных экспертов. Участники узнали, как построить бизнес на креативе с учетом местного колорита, превратить в бизнес ремесло, выстроить систему продаж и стратегию продвижения в социальных сетях, а так же как развивается сегодня модный бизнес и как поддержат киноиндустрию в регионе.

По словам генерального директора Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» Романа Колупаева, Слет, в первую очередь, площадка для обмена опытом. Именно поэтому было приглашено большое количество лидеров в направлении креативной индустрии. Так же он выразил надежду, что участники в дальнейшем создадут собственные объединения и проекты.

А вот форум по территориальному брендингу и маркетингу прошел в автономном округе в четвертый раз, но впервые под эгидой международного фестиваля креативных индустрий. По словам первого заместителя губернатора Югры Алексея Шипилова, который открыл форум, ХМАО – особенный регион, очень важный для России.

«В какой бы город автономного округа вы ни приехали – обязательно найдете что-то уникальное, то, чего в других городах нет. Однако нужно придать этим особенностям форму и научиться продвигать. Поэтому миссия этого форума – собрать всех лучших экспертов, всех творческих личностей Югры и России для совместной работы», – заявил он.

Эксперты и гости встречи смогли обсудить и развитие уличного искусства. Шведские и скандинавские коллеги рассказали про международный опыт организации крупнейших фестивалей уличного искусства. А итогом работы стало создание дорожной карты по развитию современного уличного искусства в Югре.

Под занавес форума более 250 программистов встретились в онлайн-формате на шестом югорском «Хантатон – 2021». Участники под руководством наставников разрабатывали прототипы информационных продуктов. Так, например, команда «Первый политехнический» разработали сервис «Поиск попутчиков». Это мобильное приложение, благодаря которому можно найти транспорт для передвижения между промышленными объектами организаций нефтегазодобывающей сферы.

«Приятно, что наш хакатон в этот раз проходит в рамках Международного фестиваля креативных индустрий в Югре, потому что все 6 лет проекты наших участников все были креативными, взрывными», – отметил директор департамента информационных технологий Югры Павел Ципорин.

При этом победители конкурса получили один миллион рублей на реализацию своих проектов.

Мнения экспертов

Эксперты пришли к одному общему мнению, что международный фестиваль креативных индустрий – это площадка для сотрудничества представителей креативных индустрий, а также отличная возможность для развития творческих проектов.

«На смену многим профессиям приходит автоматика. Такси на автопилоте, официанты-роботы, дроны-курьеры – этим уже никого не удивишь, роботы все активнее берут на себя механическую деятельность. Но есть такие сферы, где машины не могут заменить людей. Это сферы деятельности, в основе которых лежат идея, мысль. Эти сферы принято теперь называть креативными индустриями. Сегодня их развитию уделяют особое внимание во всем мире. Для поддержки креативных предпринимателей в Югре принят первый в России региональный закон. В Фонде поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» создан Центр инновационно-технологического и креативного предпринимательства», – отметил генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» Роман Колупаев.

По мнению программного директора социально платформы фонда Росконгресс – Фонда Инносоциум Анны Сорокиной, сильно видно, насколько для Югры в целом развитие креативных индустрий является приоритетным проектом.

«Видно, насколько большой шаг уже сделан, и то, какие инициативы Наталья Владимировна Комарова высказывала во время заседаний. Все это показывает, что регион не только сам готов развиваться, но и делиться опытом и предоставлять его коллегам, а также вовлекать большое количество людей для того, чтобы Россия все-таки развивала креативную индустрию. Югра показывает, что это одно из тех направлений, которое дает огромный рост для экономики», – резюмировала эксперт.

Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов считает, что в Югре люди понимаю, что креативная индустрия – это перспектива.

«Регион передовик, здесь приняты первые законодательные акты, которые напрямую влияют на креативную индустрию. Поэтому то, что мы находимся именно здесь и обсуждаем данный вопрос – закономерно. Ведь креативная индустрия зачастую влияет на жизнь людей. Нам с вами ведь нужно не только работать, но и заниматься творчеством, реализовывать себя. И для этого должны быть созданы все возможности. Креативная индустрия напрямую связана с развитием экономики – это деньги, которые поступают и остаются в регионе, это новый бизнес, новые рабочие места. И Югра делает все для того, чтобы быть максимально независимыми от сырьевой индустрии и отдает возможность людям зарабатывать на том, что связано с индустриальной деятельностью», – считает Карманов.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров