Надбавка за статус

Как выросли доходы свердловских депутатов за пять лет работы в парламенте

Депутаты первого однопалатного заксобрания Свердловской области завершили свою работу: кто-то из народных избранников готовится освободить кабинет, а кто-то намеревается вернуться туда уже в сентябре. Итоги пяти лет работы парламента в целом можно анализировать долго и упорно – депутаты рассмотрели более 800 законопроектов, 618 из которых стали законами. Интереснее другое – как (официально) работа в региональном парламента сказалась на жизни депутатов и, в частности, их благосостоянии. Даже беглый анализ депутатских деклараций за годы работы в заксобрании показывает, что они не прошли даром для семейного бюджета народных избранников.

Зарплата депутата Свердловского заксобрания практически равна министерской – в среднем каждый народный избранник, работающий на освобожденной основе, получает от 2,5 до 3,3 млн рублей в год в зависимости от должности, которую он занимает в парламенте. Однако целый ряд депутатов на протяжении этих лет заметно выделялись на общем фоне.

Первый отчет о доходах парламентарии представляли весной 2012 года – через несколько месяцев после избрания. Это был первый подобный опыт, многие народные избранники отчитывались за недепутатские доходы, полученные в 2011 году. Показательно, что эти декларации нигде не опубликованы – информацию о доходах журналисты узнавали от самих депутатов. Известно, что тогда депутат-коммунист Евгений Касимов пришел на работу в заксобрание с доходом в 80 тысяч рублей, так же как и его коллега – эсер Дмитрий Ионин. Депутат Максим Иванов в первый год депутатства отчитался о порядка 5 млн рублей, а парламентарии Игорь и Лев Ковпак тогда на двоих задекларировали, по неофициальным данным, порядка 500 млн рублей.

К 2012 году ситуация кардинально изменилась. Самый скромный доход продемонстрировал депутат от ЛДПР Денис Носков – 239 168 рублей, самый внушительный – управляющий директор НТМК Алексей Кушнарев – более 49 млн рублей. Вообще 2012 год, первый полноценный год депутатства, стал самым успешным для народных избранников. Так, помимо Кушнарева еще несколько депутатов задекларировали доход свыше 10 млн рублей: Ефим Гришпун – 11,8 млн рублей, Олег Исаков – 15 млн рублей, Анатолий Никифоров – 32 млн рублей, Анатолий Павлов – 39 млн рублей, Вячеслав Рощупкин – 17 млн рублей, Александр Серебренников – 22 млн рублей. Интересно, что два народных избранника, которых принято считать самыми богатыми, – Лев Ковпак и Валерий Савельев – в первый год работы в региональном заксобрании заработали скромные несколько миллионов. Так, Ковпак задекларировал порядка 9 млн рублей, а Савельев и того меньше – 2,4 млн рублей. Но за последующие годы в парламенте эту ситуацию оба депутата исправили.

Следующий, 2013, год для части народных избранников становится началом финансового взлета, а для кого-то – стремительного падения. Депутат Сергей Никонов перешагнул порог в 10 млн рублей и отчитался о доходах в 14,9 млн рублей, зато в последующие годы он зарабатывал чуть более 2 млн рублей. Аналогичная ситуация у депутата Алексея Коробейникова – за второй год депутатства он заработал 19 млн рублей, затем 4,9 млн рублей, а в последний год 2,8 млн рублей.

Председатель совета директоров завода «Динур» Ефим Гришпун в 2013 году более, чем в два раза увеличил доход, заработав 27 млн рублей. Правда, уже в следующем году он задекларировал лишь 23,9 млн рублей, но исправил эту ситуацию в 2015 – его доход к концу работы в заксобрании составил 31 млн рублей. Совладелец группы «Кировский» Лев Ковпак за год увеличил свой доход с 9 млн рублей до 24,5 млн. В 2014 году он добился еще более головокружительного успеха и задекларировал 100 млн рублей, но уже в 2015 году его доход составил 27,7 млн рублей. Управляющий директор НТМК Алексей Кушнарев в 2013 году задекларировал 32,5 млн рублей, через год – 45,8 млн рублей, а под конец депутатской работы – 111 млн рублей.

Крайне нестабильна ситуация с доходами наблюдалась у двух депутатов. Так, основатель объединения «Финпромко» Анатолий Павлов за год сократил свой доход с 39 млн рублей до 7 млн рублей, а еще через год, в 2014 году задекларировал уже 176 млн рублей личного дохода. А в 2015 году его доход вновь сократился – на этот раз до 46 млн рублей. В схожей ситуации оказался и депутат Максим Серебренников: 2012 год – 6,5 млн рублей, 2013 – 32 млн рублей, 2014 – 25 млн рублей, а в 2015 году и вовсе – 3,6 млн рублей.

Ошибочно полагать, что все 50 свердловских депутатов за пять лет работы в заксобрании обогатились. Первый в стране банкрот-физическое лицо Геннадий Ушаков за годы работы в заксобрании сократил свой доход ровно в два раза – с 1,4 млн рублей до 504 тысяч рублей. Владелиц АВС-Групп Валерий Савельев в 2013 году отчитался о заработанных 68,5 млн рублей, но уже в следующем году задекларировал лишь 21 млн рублей. В 2015 году доходы депутата сократились еще почти в четыре раза – 5,7 млн рублей. Президент ООО «Уральский горно-промышленный холдинг» Олег Исаков за время созыва потерял 13 млн рублей: в 2012 году он задекларировал 15 млн рублей, в 2013 – 9 млн рублей, в 2014 – 5,6 млн рублей, в 2015 – 2,2 млн рублей.

Отдельно стоит обратить внимание на доход супруги одного свердловского депутата. Эсер Евгений Зяблицев все годы в заксобрании демонстрировал очень скромные доходы – в пределах 2 млн рублей, тогда как его супруга в 2012 году задекларировала 884 тысячи рублей, на следующий год – уже более 9 млн рублей, в 2014 году – 36,5 млн рублей, а к 2015 заработала 33 млн рублей.

Согласно региональному законодательству, не менее 25 (из 50) депутатов должны работать в заксобрании на освобожденной основе – то есть получать зарплату из бюджета и не иметь иных доходов. По факту, по признанию самих депутатов, зарплату в парламенте получают порядка 40 депутатов – единицы отказались от нее в пользу бизнеса и занимаются законотворчеством на общественных началах.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров