Вместо выборов: как будут менять власть на Среднем Урале

Как, когда и для кого будет проходить новая волна реформы МСУ

​Комитет по местному самоуправлению свердловского заксобрания в среду утвердил изменения областного закона о порядке избрания мэров.

Комитет по местному самоуправлению свердловского заксобрания в среду утвердил изменения областного закона о порядке избрания мэров. В соответствии с предложением президента добавлена новая форма: главу города утверждает дума муниципалитета, выбирая среди кандидатов, отобранных специальной комиссией. Идея оказалась популярной – сразу же объявились желающие перейти на новую систему. Уже утверждено четыре муниципалитета. Но список может быть гораздо больше – фактически под прицелом оказываются все, включая Екатеринбург. «УралПолит.Ru» изучил законопроекты и мнения всех заинтересованных сторон и выяснил, кто, как и при каких условиях может изменить процедуру избрания мэров, и когда это случится. Подробности – в нашем материале.

Суть реформы

На сегодняшний день федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены четыре возможные формы выборов мэров и их полномочия. Первая – выборы градоначальника из числа депутатов. В этом случае избранник теряет мандат депутата, но наделяется полномочиями председателя думы, а также занимается хозяйственными вопросами. Вторая – всенародные выборы главы города, исполняющего лишь обязанности председателя думы. Горадминистрацию при этом возглавляет сити-менеджер – это так называемая «двуглавая система». Третья форма – прямые выборы, когда всенародно определяется единый мэр, возглавляющий и думу, и администрацию. И последний, четвертый вариант, – единого мэра выбирают депутаты из числа кандидатов, отобранных специальной комиссией. Этот способ избрания мэра, получивший название «советской системы», появился совсем недавно, в начале февраля этого года, когда президентом была подписана соответствующая инициатива – она принята, изменения внесены в законодательство, но в силу вступят лишь после 7 марта.

В Свердловской области в местном законе № 83-ОЗ «Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований» на сегодняшний день прописаны лишь три варианта. Четвертый, ввиду его недавнего появления, лишь планируется ввести на ближайшем заседании заксобрания. Сегодня соответствующую поправку обсуждали на заседании комитета по местному самоуправлению.

Тут есть некоторая техническая сложность. Поправку уже обсуждают, но изменения федерального закона, на основе которых она появилась и должна работать, в силу еще не вступили. Однако, как пояснила депутат Галина Артемьева, никакого противоречия тут нет – это просто «работа на перспективу». «Поскольку наш закон вступает в силу после вступления в силу федерального – никакого противоречия тут нет», – пояснила депутат. И представитель прокуратуры допустимость подобного маневра подтвердила. С учетом, что областное законодательство обязано следовать всем основным изменениям федерального, поправка будет рассмотрена и принята. И среди муниципалитетов уже выстроилась очередь из желающих ее тут же применить. На сегодняшнем же заседании был обсужден и одобрен список муниципалитетов, которые планируют первыми перейти к новой форме избрания мэров. Но список не полный.

В очередь, муниципалитеты

На сегодняшний день в аппарате заксобрания находится уже четыре законопроекта, предполагающие смену форм местного самоуправления в шести городах Свердловской области. Причем при всей общности темы история у них сложилась несколько по-разному.

Так, внесенные первыми законопроекты, касающиеся Верхней Туры и Екатеринбурга, пока отложены. А вот другие два уже рассмотрены и вынесены на ближайшее заседание заксобрания.

Один из законопроектов (ПЗ-1439) одновременно предлагает ввести в областной закон поправку о введении возможности четвертой формы избрания мэров в муниципалитете и одновременно утверждает список из трех муниципалитетов: Березовский, Махнево и Туринский городской округ. И тут возникает пара моментов. Во-первых, при этом законопроект не учитывает то, что по инициативе президента были внесены не одна, а две поправки – другая уточняет, что при выборах мэра по первому варианту с того слагаются полномочия депутата. Соответствующее изменение должно быть и в областном законе. Обычно подобные технические правки вносятся отдельным пакетом, учитывающим все нюансы, а тут, видимо, поторопились. Другой момент заключается в том, что если дума Березовского успела провести соответствующее собрание и даже написать коллегам в заксобрание соответствующее письмо с просьбой разрешить им провести реформу, то остальные два муниципалитета еще нет. Опять же, согласно все тому же принципу «работы на перспективу», озвученному Галиной Артемьевой, технически в этом нет ничего страшного. Тем более, что представители и Туринска, и Махнево на заседании комитета заверили депутатов, что проблем не возникнет – все заинтересованные свое предварительное согласие уже дали, осталась лишь формальность. Официально решение будет принято на заседаниях дум в четверг.

Второй законопроект (ПЗ-1440) касается ЗАТО «Лесной», и речь в нем идет о немного другой корректировке: отмену прямых выборов и замену ее на избрание мэра думой из числа депутатов. «Та норма, которую вы сегодня обсуждали – она очень интересная и в дальнейшем мы, видимо, будем говорить о ней. Но сегодня по итогам депутатских слушаний мы пока обсуждаем этот вариант», – пояснил на комитете глава Лесного Виктор Гришин.

И тут тоже есть интересная деталь. В законопроекте указано, что в списке городов, где мэра будут выбирать депутаты городской думы, Лесной должен стоять под номером 6. Но это место уже занято – Верхотурьем. Причем смена формы выборов Верхотурья – это был один из первых законопроектов в этой очереди, внесенный Евгений Артюхом еще в начале февраля. И отложенные сегодня по неизвестной причине – председатель комитета Анатолий Павлов так и не смог ее назвать, даже после прямого вопроса депутатов. «Не исключено, что данное совпадение, касающееся «подпункта 6-1», как раз и означает, что законопроект по Верхотурью все-таки будет, но просто в ином виде», – прокомментировал «УралПолит.Ru» один из депутатов в неофициальном разговоре.

В пользу этой версии говорит еще и то, что во всех четырех утвержденных сегодня на комитете муниципалитетах в этом году заканчиваются сроки полномочий действующих мэров. Соответствующее уведомление висит в настоящее время на сайте областного избиркома. И в списке остаются еще два: Гари и Верхотурье.

Екатеринбург и все, все, все

Вопрос о том, что уже в ближайшее время аналогичная реформа коснется Екатеринбурга, обсуждается в кулуарах власти. В администрации губернатора это стремление не подтверждают. Как заявлял ранее корреспонденту «УралПолит.Ru» первый заместитель главы администрации Вадим Дубичев, этот вопрос «пока не решен». Эта неопределенность, вкупе со вторым отложенным комитетом законопроектом – инициативой Андрея Альшевских по смене порядка выборов мэра региональной столицы – и заставляет все заинтересованные стороны заметно нервничать. Так, например, на последнем заседании гордумы глава горизбиркома Илья Захаров даже специально по просьбе депутатов сделал доклад о действующих изменениях федерального законодательства, подчеркнув, что сейчас все решения отданы на откуп заксобранию – как решат, так и будет. «Нас больше не спрашивают», – прокомментировал после корреспонденту «УралПолит.Ru» это заявление депутат Вячеслав Вегнер. И, хотя напрямую никто этого так и не признал, все участники заседания, опрошенные корреспондентом, подтвердили: конкретных инициатив пока нет, но разговоры ведутся.

Впрочем, тут есть тонкий момент. Согласно все тому же ФЗ-131, так или иначе мнение жителей города при изменении его формы самоуправления должно быть учтено. Сейчас, как это происходит, к примеру, в ситуации с Березовским, за такое мнение принимается решение депутатов городских дум. «Напомню, что представительный орган выражает мнение населения», – напирал сегодня председатель думы Березовского Евгений Говоруха на вопрос депутата Евгения Артюха о том, как учитывалось мнение избирателей при принятии решения на вопрос . В случае же с Екатеринбургом ситуация в этом плане выглядит достаточно сложно. «В случае изменения формы местного самоуправления действующий глава должен будет уйти в отставку, а дума, проработавшая два года, будет распущена и объявлены новые выборы», – подчеркнул в своем докладе Илья Захаров. Екатеринбургские депутаты и так всегда остро реагировали на любые слухи о возможной смене порядка выборов мэра – и уж вариант, при котором они должны будут проголосовать за собственную отставку, точно не поддержат без каких-то особо веских причин. Технически у главы региона при этом остается возможность проигнорировать этот момент и все равно реформировать город. В конце концов в законе мнение населения в любой форме носит лишь рекомендательный характер.

Другой город, в котором вскоре может поменяться форма самоуправления – Реж. Как писал «УралПолит.Ru», в городе на сегодняшний день сложилась достаточно сложная ситуация: дума воюет с бывшим сити-менеджером, и в результате мэрия уже год живет без главы администрации. И вариант с реформированием системы эксперты как раз называют в качестве одного из наиболее простых выходов из данного тупика.

Полный же список сейчас не может назвать никто. «Сегодня предложены достаточно интересные формы местного самоуправления. И думаю, что они найдут отклик во многих муниципалитетах. Причем меня тут ваши коллеги спрашивали: так что, это касается только маленьких муниципалитетов? – Почему только маленьких? Всех», – пояснила корреспонденту «УралПолит.Ru» Галина Артемьева.

На сегодняшний день точные сроки перехода к новой форме самоуправления не оговорены. Теоретически, как это подчеркивалось на «историческом» заседании гордумы Березовского, должна быть привязка к выборам думы, поскольку «логично было бы, чтобы сроки полномочия главы города и депутатов, которые его утверждают, совпадали бы». Но технически каких-то специальных требований в законодательстве на сей счет нет – это не обязательно. Единственное, что в тех муниципалитетах, где полномочия мэров истекают со дня на день – там желательно поторопиться, чтоб принять все необходимые изменения, в том числе и устава города, до официального старта избирательных кампаний. Срок этот истекает, согласно календарю избиркома, в 20-х числах июня. В остальном – можно не торопиться. 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях