Еще в прошлом году, когда верстался областной бюджет на 2014 год, было известно, что Средний Урал ждут трудные времена. И вот они наступили: расходы растут, доходы падают, но депутаты и правительство пока еще продолжают верить в будущее. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Еще в прошлом году, когда верстался областной бюджет на 2014 год, было известно, что Средний Урал ждут трудные времена. И вот они наступили: расходы растут, доходы падают, но депутаты и правительство пока еще продолжают верить в будущее. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Сегодня на заседании комитета по бюджету и экономике заслушали отчет министерства финансов по исполнению бюджета за 2014 год. И первые слова докладчика – первого заместителя министра финансов Светланы Климук – исчерпывающе охарактеризовали ситуацию: «Поступления в бюджет за два месяца показали отрицательную динамику». Так, всего за январь – февраль в консолидированный бюджет удалось собрать 25 миллиардов рублей (12 % от годового плана). Это на 1,4 миллиарда меньше, чем за первые два месяца года прошлого. Основные факторы падения: снижение цен на металлы на мировых рынках, массовая «оптимизация» налогов крупными налогоплательщиками и снижение налога на прибыль организаций – на 1,6 миллиарда.
При этом, по данным Росстата, прогноз по налогам на прибыль предприятий крайне негативный. Так, за январь доля прибыльных компаний в области сократилась на 4 %, общий доход снизился на 5 миллиардов рублей (в то время как год назад за этот период был небольшой рост), выручка крупных и средних предприятий упала на 6 %. Иными словами, налогооблагаемая база снижается – расти доходам в бюджет просто не с чего.
Из уже поступивших 25 миллиардов основную долю занимает НДФЛ – 11 миллиардов, порядка 45 %, рост – на 487 миллионов к данным прошлого года. Во многом этот налог формируется из зарплат граждан, и рост связан в первую очередь с увеличением доходов бюджетников, что, кстати, подтверждают и налоговики. Так, по данным УФНС, наибольший рост отчислений в данном разделе по видам деятельности показали: обеспечение военной безопасности – на 12 %, здравоохранение и соцуслуги – на 34 %, образование – 11 %.
Незначительный рост отмечался и в коммерческом секторе: обрабатывающие производства – на 2 %, транспорт и связь – 5 % и торговля – 8,5 %. Наконец, в ряде секторов бизнеса отмечено снижение: строительная отрасль – на 1,6 %, добыча полезных ископаемых – на 6 %, банковский сектор – на 36 %, производство и распределение электроэнергии, газа – на 29 %. Иными словами, отчисления от НДФЛ показывают, что в то время как растут доходы бюджетников, в промышленности все обстоит наоборот. Отчасти это связано с падением цен на металлы, отчасти, как в банковском секторе, – с падением рынка на фоне ожиданий санкций от западных стран. Не стоит забывать и то, что снижение налоговых отчислений с зарплат может рассматриваться и как состояние отрасли в целом.
Теперь о расходах – они как раз растут: 122 % по итогам первых двух месяцев к уровню аналогичного периода прошлого года. При собранных 25 миллиардах в консолидированный бюджет области потрачено уже 30 миллиардов рублей. Главным образом это все тот же результат увеличения расходов на социалку, в том числе и повышения зарплат бюджетников, – в сумме это 80 % казны, как и было заявлено изначально. Всего на эти цели регион потратил уже 24 миллиарда из общих 30-ти, и это на 25 % больше, чем за первые два месяца прошлого года. При этом расходы на культуру выросли на 48 %, на здравоохранение – на 29 %, соцполитику – на 25 %, образование и спорт – на 20 %. Как пояснила при этом Светлана Климук, в значительной степени рост связан с новыми принципами формирования расходов на здравоохранение, из-за чего в начале года медучреждениям было выделено почти в два раза больше средств, но в перспективе эта доля может быть снижена.
Кроме того, Светлана Климук обозначила затраты на обслуживание растущего госдолга области. Если по итогам первых двух месяцев прошлого года на эти цели ушло 56 миллионов рублей, то в 2014-м – уже 199 миллионов, почти в четыре раза больше.
Большой радости доклад никому не принес. Хотя и в депрессию депутаты впадать не спешили. «Ну, первые два месяца – еще не показатель», – несколько напряженно проговорил председатель комитета Владимир Терешков. С этим все тут же согласились. Тем более что данные ее не окончательные: завтра, 28 марта, ожидаются новые цифры по последним поступлениям от налоговиков. Скорее всего, они и будут фигурировать в итоговом отчете на заседании заксобрания 1 апреля.
Откуда искать дополнительные деньги, тоже пока не понятно. Депутаты предложили обратиться за помощью к федеральному бюджету, который в этом году исполняется с профицитом, то есть деньги в нем есть, порядка 30 миллиардов, но Владимир Терешков тут же остановил эти мечтания: «Да вы посмотрите, на что запланирован этот профицит: 90 % – на оборонку». Так никакого решения пока и не приняли.
При этом, как сообщил председатель комитета, ситуация пока находится под контролем – за счет введения «института лимитов». Это значит, что часть статей расходов бюджета финансируется не полностью, а лишь на 80–90 % от заявленного плана. «Закладывается, что по итогам торгов, иных процедур деньги в любом случае будут израсходованы не в полном объеме. Да, в некотором смысле мы заранее закладываем определенный процент экономии», – объяснил он позже журналистам суть «лимитов». Отдельно подчеркнул: расходов на социальную сферу это не касается – те финансируются в полном объеме.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях