«Здесь сбивали спесь с боевиков, Кадырову даже пришлось строить колонию в Чечне» – новые факты об уральской «пыточной» ИК-63

Следственный комитет начал проверку после публикации «УралПолит.Ru»

Осужденные «российского Освенцима» в Ивделе впервые открыто заявили о пытках и издевательствах. И что самое необычное – о нравах колонии и совершенных преступлениях рассказал один из палачей.

Шокирующее интервью заключенного свердловской исправительной колонии № 63 Сергея Леонова для «УралПолит.Ru» вызвало широкий резонанс. Осужденные «российского Освенцима» в Ивделе впервые открыто заявили о пытках и издевательствах. И что самое необычное – о нравах колонии и совершенных преступлениях рассказал один из палачей. Сейчас документы о состоянии дел в исправительном учреждении дошли до приемной администрации президента. Несмотря на это, свердловские правозащитники опасаются, что дело могут спустить на тормозах. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

«Я уже несколько лет езжу с проверками в ИК-63. Вот здесь все – кто, когда, каким этапом прибыл-убыл, кто кого пытал, все имена. Я не успокоюсь, пока этот кошмар не закончится», – демонстрирует увесистую тетрадь наподобие бухгалтерской книжки член Свердловской общественной наблюдательной комиссии Лариса Захарова. У нее собрано несколько внушительных папок с обращениями родственников осужденных, бывших сидельцев, результатами проверок колонии.

Несмотря на постоянные жалобы правозащитников, ИК-63 продолжает свою деятельность. Система внутри колонии выстроена таким образом, что люди просто боятся рассказывать о происходящем, убеждены правозащитники. Говорить они начинают только после освобождения или перевода в другое учреждение.

«Обращения, которые удалось собрать, в том числе Леонова, – это были первые жалобы на нарушения прав и пытки от людей, которые находятся в колонии. Получилось, что нам удалось найти сразу и жертв, и тех, кто над ними издевался. Фактически мы за органы следствия сделали их работу», – говорит руководитель свердловской областной общественной организации «Правовая основа» Алексей Соколов.

Напомним, что в ходе последней проверки ИК-63 членами свердловской ОНК с участием прокуратуры и аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области осужденный Сергей Ильин, входящий в так называемый актив колонии, рассказал комиссии о пытках и издевательствах над зэками.

«Администрация отдала все на откуп «активистам». Без разницы, какой ценой, но в колонии должно быть тихо, воля осужденных должна быть сломлена. Администрация самоустранилась. «Активисты» занимаются оформлением документов осужденных, заполняют их личные карточки, занимаются даже направлениями на УДО (условно-досрочное освобождение – прим. ред.), имеют доступ к компьютерным базам. Я, когда меня сделали «психологом», заполнял психологические тесты за осужденных. «Актив» в той или иной форме есть в каждой колонии. Но только здесь это явление приобрело такие уродливые формы», – поведал Сергей Леонов. Волю осужденных ломают психологическими, насильственными методами, в том числе и изнасилованиями.

Как рассказывают люди, знакомые с ситуацией, в свое время режим ИК-63 был создан для выбивания нужных показаний и «ломки» осужденных, не согласных в других учреждениях сотрудничать с администрацией. Видимо, поэтому из «профилактических» соображений в Ивдель приходят этапы со всей России. В ходе последнего посещения комиссия только в камерах карантина встретила осужденных из Красноярска, с Дальнего Востока и из Удмуртии. «Через 63-ю прошло большое количество чеченских боевиков. Здесь с них сбивали спесь. Когда стало об этом известно матерям, они подняли такой шум, что Рамзану Кадырову даже пришлось строить колонию в Чечне и договариваться, чтобы всех боевиков содержать в ней», – рассказывает источник «УралПолит.Ru».

Зачастую здесь оказываются и фигуранты громких уголовных дел. Так, в прошлом году в ИК-63 побывал личный охранник Павла Федулева Виталий Пильщиков. Здесь он дал признательные показания по нескольким преступным эпизодам. Позже, во время судебного процесса в Кировском суде Екатеринбурга, Пильщиков отказался от своих показаний и рассказал, почему: «В Ивделе ИК-63 – это аналог Освенцима. Там выбиваются из людей показания, какие нужны следствию, какие нужны оперативникам. Я был привезен на 63-ю, чтобы они получили от меня показания».

В ходе нынешней комиссии в ИК-63 осужденные написали множество заявлений о пытках и издевательствах. «Заставляли бриться из одного таза для уборки санузла всем осужденным и не разбираясь, ВИЧ есть или нет. После меня вызвали в кабинет к старшине карантина и предложили идти в секцию дисциплины и порядка. Когда я сказал, что не пойду в СДП, они увели меня в душ, раздели и избивали. Их было семь осужденных, они бросили меня животом на пол и наступили на голову, а за ноги подняли и били меня, при этом угрожали изнасилованием. Сотрудников администрации я вижу только сегодня. До этого, в остальное время, осужденные сами открывают двери в камеры карантина и избивают нас», – пишет в своем заявлении осужденный из ИК-63, данные которого мы не будем приводить по понятным причинам.

Рассказывают сидельцы и об изнасилованиях. Но если к жалобам осужденных отношение может быть двоякое, то признание Леонова в совершении избиений, унижениях, угрозах изнасилованием и попытке убийства – прямое подтверждение такой практики. Правозащитники убеждены, что это уникальный в российской практике случай.

«Я знаю этого человека. Общалась с ним. Он очень непростой человек. Он отбывал свой срок в свердловской ИК-14, где совершил убийство и ему добавили срок, – рассказала «УралПолит.Ru» свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова, которая уже встретилась по данному факту с руководителем областной ФСИН Сергеем Худорожковым. – Если это действительно он, то, судя по всему, администрация колонии ему слишком доверяла. Еще никогда никто из активистов не выступал с заявлениями. Пока я доверяю в этом вопросе Следственному комитету. Подождем, что они скажут. А вообще я планирую в ближайшее время посетить Ивдель, тогда смогу поговорить с ним глядя в глаза».

Руководитель следственного отдела СКР по Ивделю Андрей Вильчек подтвердил «УралПолит.Ru», что по фактам, заявленным осужденными, Следственный комитет начал проверку. «Мы уже неоднократно сталкивались с тем, что на местном уровне все пытаются замять. Поэтому мы направили заявления о происходящем в ИК-63 в российский Следственный комитет, Генпрокуратуру и администрацию президента», – рассказал правозащитник Алексей Соколов.

Представитель ГУФСИН по Свердловской области Александр Левченко ранее сообщал корреспонденту «УралПолит.Ru», что по факту заявления осужденных в ведомстве уже начата собственная проверка, которая будет проводиться в течение месяца. «Если же факты не подтвердятся, то осужденные будут привлечены к ответственности за лжесвидетельства», – заявил пресс-секретарь ГУФСИН по Свердловской области Левченко.


Дмитрий Антоненков

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров