Учебный год в Челябинской области начался со скандала. Антимонопольное ведомство уличило три южноуральские компании в нарушении закона о защите конкуренции. Производители создали ассоциацию, деятельность которой ущемляла других игроков рынка. Мелкие швейные компании утверждают, что инициировавшая проверки ассоциация частично парализовала производство в прибыльный сезон. Представители ассоциации тем временем лоббируют законопроект о сокращении количества цветов для школьной формы. Но после полученного в правительстве региона отрицательного отзыва на законопроект члены НКО решили пройтись по конкурентам в поисках некачественного товара. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
По данным антимонопольного ведомства, три швейные компании: «Пеплос», «Красса» и «Миасская швейная фабрика» – объединились в НКО «Ассоциация производителей школьной формы Челябинской области» минувшей весной. Судя по данным официального сайта ассоциации, она была создана, чтобы закрыть рынок от компаний из других регионов, формировать ценовую политику в области и создать реестр добросовестных производителей. Членом этого объединения могла стать компания, выпускающая школьную форму и зарегистрированная в регионе, либо прошедшая сертификацию и испытание в южноуральских организациях. Вступительный взнос составлял 25 тысяч рублей. По мнению УФАС, такие действия квалифицируются как заключение антимонопольного соглашения и нарушают закон о защите конкуренции. В отношении трех компаний возбудили дело.
На рассмотрение дела сегодня в УФАС приехали представители только двух компаний из ассоциации – чебаркульской фабрики «Пеплос» и челябинской «Красса». На вопросы по Уставу НКО, которые задавала замруководителя Челябинского УФАС Елена Рысева, по существу ответить они не смогли. Директор магазина-ателье «Красса» Анна Персидская призналась, что ассоциация создавалась для того, чтобы пролоббировать законопроект о школьной форме, который бы обеспечил соблюдение единых стандартов пошива. Только в конце заседания выяснилось, что в документе предлагалось ограничить количество цветов для формы до двух – серого и синего и сократить число моделей.
По словам директора фабрики «Пеплос» Валерия Захарчука, согласно официальной статистике, в России 52 % родителей покупают синюю форму, 30 % – серую. Пошив формы других цветов, особенно «экзотических» – бордовой и зеленой, для родителей влетает в копеечку. Как правило, такие заказы делаются в ателье. Руководитель крупного швейного производства отмечает, что в других регионах такие законы принимались без проблем, однако в Челябинской области производители внезапно наткнулись на препоны со стороны минобра. От министерства члены ассоциации получили ответ, что стандарты, определяющие школьную форму, уже приняты, а в других законодательных актах нет нужды. Это на заседании подтвердил и представитель министерства образования и науки Илья Качалов.
«Так как министерство нам отказало, мы решили никаких документов, кроме одного протокола о создании ассоциации, больше не принимать», – сообщил директор «Пеплоса». Он отметил, что с законопроектом о стандартизации формы они обращались к губернатору, потом их предложение спустили в минэконом и, наконец, в министерство образования. И Персидская, и Захарчук сказали, что после отказа минобра ассоциация приняла решение бороться с контрафактным рынком школьной формы (преимущественно из Китая). Именно это и подразумевается под словами «закрыть рынок для производителей из других регионов», пояснила Персидская. Борьба с контрафактом на деле выразилась в проверке фирм-конкурентов. Хотя, по словам Анны Персидской, производители школьной формы просто не могут конкурировать друг с другом в России. «У нас есть один крупный конкурент – Китай. И мы, напротив, должны не конкурировать, а объединяться для развития легкой промышленности в регионе», – отметила директор магазина-ателье «Красса».
Тем не менее, более мелкие конкуренты «Пеплоса» и «Крассы» пожаловались в УФАС на деятельность ассоциации, которая устроила им проверки качества формы. По словам представительницы ИП Юдин (магазины «Лига-Джентельменов»), ассоциация в 2015 году пожаловалась на магазины, которые якобы закупали некачественную форму. Компания является официальным дилером ульяновской фабрики «Элегант» и работает на рынке 25 лет. «У нас закупили восемь костюмов и отправили их на проверку, после чего нашли нарушения, точно такую же жалобу мы получали в 2010 году», – рассказала представительница частного предпринимателя, отметив, что их компания является официальным дилером и не торгует контрафактом – весь товар сертифицирован.
Владелица ателье в Троицке Лира Чудина рассказала, что купить костюмы на проверку у нее, не скрываясь, пришла продавец магазина «Пеплос», которая сообщила, что такое указание было дано «сверху» администрацией. По словам Чудиной, все мелкие швейные компании, присутствующие сегодня на заседании, получили аналогичные жалобы с претензией к качеству ткани. Причем жалобы подавались якобы от физлиц, позже выяснялось, что их отправляли члены ассоциации.
Ирина Олифиренко из Миасса (официальный представитель новосибирской фабрики «Шанс») сообщила о проверке магазина, которая проходила в ее отсутствие с вопиющими нарушениями. «Пришли с двумя представителями, перевернули весь магазин, искали китайские брюки, в итоге нашли похожие. Купили одни брюки, но на экспертизу отдали другие, с другой этикеткой. Пока экспертиза продолжается, но в Роспотребнадзоре мне удалось узнать, что жалобу подало ООО «Красса», – возмущается предпринимательница.
«Под предлогом того, что вещь берут представители родительского комитета, изъяли одно изделие из моего ателье, – рассказала Светлана Краморенко из Челябинска. – В целом я не против проверок, они помогают выявить недочеты в работе и исправить их. Но давайте обговорим, что такое контрафактная продукция. Нужно проверять Китай, а не мелкие ИП. Почему проверки начали в середине сезона? Я терплю убытки, у меня арестована ткань. Этот сезон для меня просто провальный».
Добавим, что после проверок Роспотребнадзор не приостановил деятельность ни одного предприятия, представители которого сегодня пришли в УФАС. Валерий Захарчук считает, что без проверок нарушения никто не будет устранять. Что касается их начала в самый разгар сезона, то Роспотребнадзор не мог раньше заняться школьной формой, так как был занят проверками детских лагерей, объяснил Захарчук.
В самом конце заседания выяснилось, что с марта ассоциация только проводила контрольные закупки у южноуральских предпринимателей, торгующих школьной формой, и переписывалась с министерствами по поводу законопроекта о стандартизации школьной одежды. Некоторые представители ИП обиделись на членов ассоциации за то, что их в нее не пригласили, однако Анна Персидская сказала, что других участников рынка звали, но они предпочли остаться в стороне. Правда, речь идет о более крупных производителях. В завершение заседания Елена Рысева порекомендовала представителям фабрики «Пеплос» и ателье «Красса» провести проверки качества формы, выпускаемой на их предприятиях.
Антимонопольщикам еще предстоит разобраться в запутанном деле о школьной форме. А производителям костюмов – «монстрам» вроде «Пеплоса» и мелким ИП-шникам, видимо, придется искать общий язык. Ведь в конечном итоге от неразберихи на рынке страдает потребитель – то есть родители, которым с каждым годом квест под названием «собери ребенка в школу» обходится все дороже.
© ИА «Экспертный информационный канал «УралПолит.RU» Екатерина Гонова